«Конструирование из природного материала» (рабочая учебная программа, 108 часов)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
станции юных натуралистов




Обсуждена и принята
на заседании
научно методического совета
Протокол №_____от _______

Утверждаю
Директор МБОУ ДОД СЮН
____________О.В.Ярушина
Приказ №________от______








«Конструирование из природного материала»
(рабочая учебная программа, 108 часов)
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Форма обучения: индивидуальная
Срок реализации: 2015-2016 учебный год, первый год обучения
Направленность: художественная






Составитель: Андреева Анна Александровна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория





Рецензент: Пилипчук Галина Михайловна,
заместитель директора по НМР,
высшая квалификационная категория





Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Конструирование из природного материала» (А.А.Андреева), рассчитана на один год обучения, 108 часов, продолжительность занятия 3 академических часа, один раз в неделю в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком образовательной организации.
Актуальность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и мотивирует обучающихся шаг за шагом открывать в себе творческие способности и возможности для самореализации и адаптации в современном мире.
Новизна программы: объединение экологического и художественно-эстетического подходов в развитии творческих способностей, индивидуальных возможностей, эстетического и художественного вкуса обучающихся посредством сочетания различных видов декоративно-прикладного творчества (художественное конструирование из природного материала) и умения наблюдать предметы окружающей действительности, ценить красоту.
Цель рабочей программы: создание условий для развития одаренных и талантливых обучающихся, воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного творчества с использованием природного материала.
Задачи рабочей программы:
овладение специальными умениями в выбранной сфере технологической деятельности;
развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся;
формирование умений учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
воспитание ответственного отношения к процессу и результатам труда.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемыми результатами можно считать:
повышение качества образования;
развитие потенциала обучающихся;
создание атмосферы позитивного труда;
расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся;
участие в выставках, конкурсах, фестивалях разного уровня;
умение работать в группе, в коллективе.
Система отслеживания и оценивания образовательных результатов  обучающихся  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы
Формами подведения итогов по
Учебно-тематический план




Наименование раздела,
темы
Всего
часов
Из них (количество часов)

Форма контроля




Теор.
Практ


1
Вводное занятие. Природа вечный образец искусства
3
3
-
Диалогичная беседа,

2
Сбор природного материала
6
1
5
Практическая работа

3
Подготовка работ к городским фестивалям «Калейдоскоп», «Радуга детства», «Щедрый вечер»
15
1
14
Практическая работа,
выставка

4.
Подготовка работ к Всероссийскому конкурсу «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
12
1
11
Практическая работа, выставка

5.
Подготовка работ к Всероссийскому заочному конкурсу детского творчества «Зеркало природы»
15
1
14
Практическая работа, выставка

6.
Подготовка работ к XX Всероссийскому фестивалю «Экология. Творчество. Дети»
9
1
8
Практическая работа, выставка

7.
Подготовка работ к международному конкурсу «Санкт-Петербуржские Рождественские ассамблеи»
15
1
14
Практическая работа, выставка

8.
Подготовка работ к городским конкурсам «Земля - наш дом, в котором мы живём», «Сохраним цветущий мир Югры», «Кормушка», «Капелька»
12
1
11
Практическая работа, выставка

9.
Подготовка работ к окружному конкурсу «Зелёная Югра - здоровая планета»
9
1
5
Практическая работа, выставка

10.
Подготовка работ к областному экологическому форуму
VIII «Зелёная планета - 2014»
9
1
8
Практическая работа, выставка,

11.
Заключительное занятие
3
3
-
Выставка


Итого
108
15
93



Содержание программы
Вводное занятие. Природа вечный образец искусства - 3 час
Задачи на учебный год. Правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.
Экскурсия: по станции юных натуралистов, в оранжерейно-тепличный комплекс. Учебно-опытный участок как пример искусственной экосистемы.

Сбор природного материала - 6 час
Правила нахождения в лесу. Правила сбора и обработки, условия хранения природного материала.
Практическая работа: Сбор природного материала. Обработка, сортировка.
Экскурсия: «Единение с природой». Знакомство с флорой родного края (сбор природного материала). Взаимосвязи в природе.

Подготовка работ к городским фестивалям «Калейдоскоп», «Радуга детства», «Щедрый вечер» - 15 час
Знакомство с условиями конкурса, выбор техники изготовления и подбор материала, эскизы будущих работ. Плоскостная и объемная техника. Основное направление в декоративно - прикладном творчестве. Правила сборки деталей. Правила по технике безопасности работы с инструментами.
Практическая работа: «Удивительные картины», «Игрушки», «Статуэтки», «Украшения» и т.д.

Подготовка работ к Всероссийскому конкурсу «Моя малая родина: природа, культура, этнос» - 12 час
Знакомство с условием конкурса. Обсуждение будущих работ. Выбор техники и подбор природного материала. Эскизы. Распределение заданий по выполнению фрагментов коллективной работы. Техника безопасности: работа с инструментами, клеем и т.д.
Практическая работа: индивидуально - коллективная работа, картины плоскостные и объемные, создание скульптуры малых форм.

Подготовка работ к Всероссийскому заочному конкурсу детского творчества «Зеркало природы» - 15 час

Обсуждение условий конкурса. Используемая литературой. Выбор сюжета будущих работ, эскизов, подбор материала для творческой работы. Проектирование изделия в технике художественное конструирование.
Экскурсия: мини – зоопарк станции юных натуралистов.
Практическая работа: объёмные работы животных.

Подготовка работ к XX Всероссийскому фестивалю «Экология. Творчество. Дети» - 9 час
Основные идеи и номинации конкурса. Условия и критерии оценки. Рациональное использование природного материала. Техника безопасности.
Практическая работа: Разработка и конструирование объёмных работ. Конструирование на основе цилиндра и конуса. Оформление работы для участия в конкурсе.

Подготовка работ к международному конкурсу «Санкт Петербуржские Рождественские ассамблеи» - 15 час
Условия конкурса, распределение номинаций. Обсуждение идей. Выявление проблем связанных с изготовлением изделия. Правила по технике безопасности.
Практическая работа: подготовка природного материала к работе. Изготовление сувениров. Подготовка к выставке.

Подготовка работ к городским конкурсам «Земля - наш дом, в котором мы живём», «Сохраним цветущий мир Югры», «Кормушка», «Капелька» - 12 час
Условия конкурса, критерии оценки, номинации. Выбор техники изготовления. Объёмное конструирование на плоскости, аппликация. Способы крепления.
Практическая работа: Подбор материала, эскизы будущих работ. Изготовление картин.

Подготовка работ к окружному конкурсу «Зелёная Югра - здоровая планета» - 9 час
Знакомство с условием конкурса, с требованием к оформлению конкурсной работы. Выбор материала для будущего произведения. План работы.
Практическая работа: Подбор природного материала. Эскиз, раскрой деталей, изготовление конкурсной работы.

Подготовка работ к областному экологическому форуму VIII «Зелёная планета – 2014» - 9 час
Условия конкурса, номинации, критерии оценки. Конструкторские идеи. План действий. Особенности материалов, используемых в работе.
Практическая работа: Разработка и конструирование конкурсной работы.

Заключительное занятие – 3 час
Подведение итогов. Оформление выставки: «Очумелые ручки». Награждение.


Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
виды декоративно – прикладного творчества;
особенности материалов;
технологическую последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы конструирования на основе конуса и цилиндра;
основные формы в художественном конструировании;
правила безопасности работы с ручным инструментом, их назначение;
Уметь:
использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для выполнения творческих работ;
владеть способами работы с различными природными материалами;
владеть способами соединения деталей;
применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда;
выполнять эскизы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
разбираться в видах декоративно-прикладного творчества;
выполнять эскизы в разных техниках, конструирования на основе конуса и цилиндра;
выполнять самостоятельно творческие работы из природного материала (береста, соломка, глина, кожа, бумага).

Методическое обеспечение программы
В рабочей программе «Конструирование из природного материала» используются разнообразные формы обучения:
Занятия, экскурсии, наблюдения, творческие мастерские, практические работы, конкурсы, выставки, фестивали.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый или эвристический, стимулирования и мотивации, поощрения.
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению обучающимися знаний и навыков, развитию творческих способностей.
Правила выполнения практических работ
Каждый обучающий должен знать:
1. правила поведения в лесной зоне при сборе природного материала;
2. правила техники безопасности при работе с инструментами для выполнения творческих заданий;
3. технологическую цепочку выполнения практической работы в данной технике декоративно-прикладного искусств.
После выполнения изделия, каждый обучающий должен привести в порядок своё рабочее место.
Дидактическое оснащение:
литература по разделам «Техническое и прикладное творчество», «Изобразительное искусство», «Художественное и техническое конструирование»;
методические разработки, конкурсы, методическая литература из предлагаемого к программе списка;
наглядные пособия, изготовленные педагогом и обучающимися;
слайды, видео- и аудио пособия;
картотека мастеров умельцев;
репродукции, эскизы, схемы.

Материально – техническое оснащение программы

Наименование
Количество

1
Электрический утюг
4 шт.

2
Электровыжигатель
3 шт.

3
Электроплиты
1 шт.

4
Муфельная печь
1 шт.

5
Вытяжка
1 шт.

6
Инструменты:
Ножницы большие;
Ножницы маникюрные;
Пинцеты (анатомические);
Скальпель;
Ножи-резаки;
Секатор садовый;
Шило;
Топор;
Ножовка (пила);
Кусачки;
Тиски;
Плоскогубцы;
Резаки (набор);
Пробойники (набор);
Молоток;
Пистолеты склейка;

12 шт.
12 шт.
12 шт.
12 шт.
12 шт.
3 шт.
12 шт.
2 шт.
4 шт.
8 шт.
2 шт.
3 шт.
3 шт.
3 шт.
8 шт.
8 шт.

7
Канцтовары:
Бумага чертежная А3 (в пачках по10 л.);
Бумага чертежная А4 (в пачках по 10 л.);
Калька;
Бумага бархатная (24Х30);
Бумага бархатная (40Х50);
Карандаши простые;
Карандаши цветные;
Кисти разные (№1,2,3,4,5,6,7,8,10);
Скрепки, кнопки, булавки;
Краски гуашь;
Краски акварельные;
Пластилин;
Картон (24Х30); (40Х50);
Тушь цветная;