Разработка интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру по темам: Б. Заходер История гусеницы. Этапы развития бабочки (УМПК ПНШ 3 класс)

Тип урока: интегрированный урок (окружающий мир и литературное чтение)
Тема урока Б. Заходер «История гусеницы» (обобщающий урок)
Этапы развития бабочки.
Технология:
Деятельностный подход в обучении.
Педагогическая идея урока:
создать условия для:
осознания и осмысления блока новой учебной информации;
применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Образовательные цели:
- продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы.
- обнаружить, что «История гусеницы» содержит как шуточный, так и научный смысл; - познакомить с развитием животного природного сообщества луга-бабочки;
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
- обогащать и расширять словарный запас. Развивающие цели:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- воспитывать эстетический вкус детей;
- развивать чувство прекрасного;
- чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и
делать выводы;
- стимулировать интерес к познанию мира живой природы:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. Воспитательные цели:
- формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их.
оценивать в процессе выполняемой работы.
Методы обучения:
- словесный (беседа, рассказ, объяснения);
- наглядный;
- практический;
- частично-поисковый.
Формы работы:
- Фронтальная,
- индивидуальная;
- групповая. Оборудование:
средства обучения:
- учебник:
- распечатка текстов;
- слайды.
Технические средства:
компьютер;
мультимедийный проектор
магнитофон.

Ход урока
1 Орг. момент.
Сегодня у нас необычный урок.
Мы на одном уроке изучим 2 темы.
2. Тема, цели
О ком же пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадки.
1 Загадка
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может.
(Гусеница)
2 загадка
В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку летает
Утомится – отдыхает.
(Бабочка)
Есть ли взаимосвязь между бабочкой и гусеницей?
Вот об этом и на уроке пойдёт речь.
Мы сегодня:
- обобщим знания, полученные на предшествующих уроках чтения по произведению Б. Заходера «История Гусеницы»
- рассмотрим этапы развития бабочек;
- узнаем много нового о жизни и из жизни насекомых – бабочек.
2. Работа по теме
Откройте учебники литературного чтения на стр.80
- К какому жанру литературного творчества относится данное произведение? (авторская сказка)
- А какие сказки ещё бывают?
В какой раздел авторы учебника поместили сказку? (Как рождается герой)
- Давайте вспомним, какими чертами сказочного героя должен обладать персонаж? (Уйти из дома, преодолеть препятствия, вернуться домой повзрослевшим и поумневшим)
-Сейчас нам предстоит проанализировать поведение Гусеницы и выяснить можно ли Гусеницу назвать сказочным героем?
- Вспомните, каким характером обладала Гусеница в начале сказки?
- В чём она видела смысл жизни?
-Какой вывод сделал Клоп после знакомства с Гусеницей? (Она лишена высших духовных интересов. Тут ими и не пахнет)
- На каких примерах мы видим, что она лишена, как выразился клоп, «высших духовных интересов»? (Птицы пустозвоны, кузнечик тоже)
-Какие испытания ждали Гусеницу? (Её уносит скворец и она встречается с жуком)
- Произошли ли изменения в поведении Гусеницы после встречи с жуком? Что появилось в ней то, что раньше не было?
-Расширился ли её кругозор после встречи с жуком? О чём она узнала?
- А откуда у жука такие познания?
- Вернувшись, домой, о чём мечтает Гусеница? Найдите это в тексте. (стр. 93)
- А на самом деле надо ли ей это было? Какие мысли стали появляться у нашей героини? Найдите в тексте.(стр.94)
- Произошли изменения не только у Гусеницы, но и в природе. Какие ?Найдите в тексте, прочитайте. (стр.96)
- И вот настал роковой день. Вспомним, что такое «роковой»
(Роковой – несущий горе, несчастье, страдания, предопределён роком, т. е. злой судьбой)
- А как вы думаете, писатель назвал этот день в шутку или всерьёз?
- А в чём для Гусеницы стал этот день роковым? Прочитайте, как автор описал этот день? А на самом деле, что произошло с Гусеницей?
- Мы сейчас послушаемребят 1-й группы, они нам приготовили сообщение на тему «Этапы развития Гусеницы»

Презентация и сообщение: 1 слайд
Бабочки летают над полями и озёрами, пьют нектар из цветов и откладывают яйца на листьях растений.
Вот так под микроскопом выглядят яйца, которые откладывают бабочки.
2 слайд
Через некоторое время из яиц вылупляются гусеницы.   Когда появляется гусеница то, она сначала съедает оболочку своего яйца, и только после этого принимается за листики растений.
3 слайд
У гусеницы есть глаза, и эти глаза могут только отличить свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы всё время что-нибудь жуют. Первые три пары ног у гусеницы настоящие – в них есть суставы и гусеница может управлять ими. Еще несколько пар ног без суставов расположены сзади.
4 слайд
Гусеница не может дышать через рот, как это делаем мы, она дышит через отверстия по бокам брюшка, которые называются «дыхальца». У гусеницы нет органов слуха.
5 слайд
Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке растения, и висит вниз головой.
6 слайд
Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую она наматывает на свое тело, и получается куколка. Вот как это происходит:
7 слайд
Куколкой называют домик, в котором гусеница превращается в бабочку. У разных бабочек куколки выглядят по-разному.
8 слайд
Когда бабочка выберется из куколки и высушит крылья, она начинает летать.

- А как Борис Заходер нам описал это – чудо превращение? Найдите в тексте.
- Сколько времени длилось это превращение? (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март). В тексте сказано поздней осенью.
- Помнит ли бабочка свою прежнюю жизнь? Подтвердите строчками из текста.
- Изменился ли характер бабочки, её поведение, речь?
Так, присуще ли черты сказочного героя нашему персонажу?
Да, мы с уверенностью можем теперь сказать.
- Как вы думаете, надо ли автору хорошо знать мир природы, чтобы написать эту историю? К какому типу текста можно отнести «Историю Гусеницы?»
-А почему тогда этот текст находится в учебнике «Литературного чтения», а не в «Окружающем мире»?
- Можно ли сказать, что эта сказка основана на знании жизни природы?
- Ребята, тексты, которые содержат научные знания и авторский замысел называются «Научно – художественные».
Вспомните шуточное стихотворение про гусеницу и бабочку Михаила Яснова. - Костя Погодин сказал, что это загадка, а ребята его класса усомнились, а вы как считаете? Обговорите в парах.
- Прочитайте вслух. К какому выводу вы пришли?
-Можно ли сказать, что эта загадка содержит научный смысл?

- К какому природному сообществу относятся животные - насекомые бабочки?
- Мы послушаем сообщение о бабочках.
Продолжат ребята 2-й группы
Сообщение
Слайд
Тело и крылья бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. Они бывают очень красивыми!
Бабочка очень интересно устроена. Усики-антенны ей нужны для того, что бы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. У бабочек нет костей, зато её тело имеет твёрдую оболочку.
У бабочки четыре крыла: два передних и два задних. Передние и задние крылья могут работать независимо. В крыльях у бабочек есть жёсткие вены, которые придают крыльям форму. Через вены в крылья поступают питательные вещества.
Когда бабочка хочет кушать, она садится на цветок, разворачивает свой хоботок и начинает пить нектар. Хоботок – это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов.
У всех взрослых бабочек шесть ног, хотя у некоторых хорошо видны только четыре ноги – еще две ноги очень маленькие и их трудно разглядеть. Эти две маленькие ножки помогают бабочке управлять хоботком. Вкус бабочка чувствует ногами. Если она встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернет свой хоботок и начнёт пить нектар.
В отличие от гусеницы, глаза у бабочки устроены сложно. Она видит даже больше, чем мы: кроме обычных цветов, она видит еще и ультрафиолет. Еще бабочка может смотреть в разные стороны одновременно.
Необычные факты из жизни и о жизни бабочек нам приготовили ребята 3-й группы

Презентация «Интересные факты»
1 слайд
1. Самые крупные бабочки - Птицекрыл, или Парусник королевы Александр.
Размах крыльев самки этого насекомого достигает 32 см, К тому же, эта бабочка может считаться одной из самых редких в мире.

2. Самый большой размах крыльев у бабочки Павлиноглазки Атлас – 32 см.

3.Бабочка – Мёртвая голова. Весит около 9 граммов.
Свое название она получила потому, что рисунок на ее спинке напоминает человеческий череп.
2 слайд
1. Самая маленькая ночная бабочка - это Stigmella (русского названия пока нет). Размах крыльев и длина тела равны у нее 2 мм. 2. Самая красивая бабочка на земле – Урания.
3. Самая необычно выглядящая бабочка - Стеклокрылка.
У нее прозрачные крылья!
3 слайд
1. Бабочка путешественница – Адмирал. Эти насекомые совершают перелет на огромные расстояния: из Ярославля они мигрируют на зиму в Африку, причем летят не стаями, а в одиночку.
3. Самая распространенная бабочка в мире – репейница.
Встречается во всех частях света, кроме Южной Америки.

- Как вы думаете, как зовётся наша бабочка?
(слайд – Крапивница)

4 группа
Необычные факты
В тропиках Старого и Нового Света встречаются ночные бабочки, которые сосут слёзы животных.
Самка большой тополёвой стеклянницы за раз откладывает более 1800 яиц.
У бабочек удивительный аппетит, некоторые из них могут выпить раствор сахара в количестве, превышающем их собственный вес в два раза
У бабочек, как и у человека, развито 5 чувств: обоняние, осязание, слух, вкус, но самое острое – зрение.
В тельце бабочки проходит один кровеносный сосуд.
. Большинство из бабочек живут всего несколько дней, а вот бабочка Монарх живёт до 6 месяцев.
.Бабочек коллекционируют. Среди известных людей: Андрей Макаревич, братья Мавроди. Они обладатели самых крупных коллекций в России. А спортивный комментатор Владимир Набоков открыл 20 видов бабочек и дал им названия. Свою коллекцию в 4.324 экземпляра он подарил зоологическому музею Лозаннского университета.
В день своего 80-летия Ким Ир Сен получил от военных в подарок картину «Беззаветная вера солдата» - из 4,5 миллиона крыльев бабочек.
А ещё мы узнали, как называется наука о бабочках – лепидоптерология.

- Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающие со цветка на цветок? Недаром древние считали бабочек летающими цветами. Много легенд и сказаний у разных народов мира, связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, что, увидеть у себя в доме бабочку – к счастью. В Индии легенда говорит о том, что если поймать бабочку, нашептать ей желание и отпустить, то это непременно исполнится.
Если бы так относились люди всегда, то не надо было создавать Красную Книгу. Но, к сожалению, многие виды бабочек находятся на грани исчезновения, а некоторые уже исчезли.

5 группа
Первое сообщение
Презентация («Бабочки Красной Книги») 1 слайд
Вряд ли найдется человек, который не восхищался бы красотой, наверное, одних из самых красивых существ на земле. Красота обернулась для них бедой. Человек грубо уничтожает живые цветы планеты. Совсем недавно погибла последняя популяция уникальной бабочки Аполлон. Гусеницы этой бабочки питаются только сочными мясистыми листьями заячьей капусты. На равнинах земли давно распаханы, истоптаны скотом, исхожены людьми, здесь для заячьей капусты, а значит, и для Аполлона места не осталось.
2слайд
Занесены в Красную книгу бабочки: Медведица Гера, Траурница.
3 слайд
Парусник, Павлиний глаз
4 слайд
В Красную книгу Алтайского края занесены 26 видов насекомых. Среди них бабочки – Махаон, Шашечница.
5 слайд
Перламутровка непарная, Аскалаф пёстрый.
6 слайд
Ленточница голубая, Ленточница перламутровая.
7 слайд
Эндемик, Желтушница.
8 слайд
Дневная бабочка Мнемозина, которая обитает на Южном Алтае.

- А как вы думаете, от бабочек больше пользы или вреда?
- Вот этим вопросом задались ребята 3 группы и вот к какому выводу они пришли.

2.сообщение
(доклад и презентация)
В настоящее время более 100 видов бабочек занесены в Красную книгу. Немало им навредили как дети, гоняющиеся с сачками, так и взрослые, которые серьёзно увлекаются бабочками. Конечно, собрать и правильно оформить коллекцию бабочек – нужное и полезное учебное пособие. Но лучше любоваться бабочками летом. Пусть летают.
Вы спросите, а разве нет вредных бабочек? Есть, конечно. В таких случаях с ними ведётся специальная борьба: создаются устойчивые, здоровые породы растений. Человек должен знать, что нельзя выращивать долго культуры на одном и том же месте.
А если сравнить вред и пользу, то конечно польза превосходит вред. Бабочки стали приносить пользу более 7.000 лет назад. Люди узнали о тутовом шелкопряде. Эта бабочка производитель шёлка. В Китае в течение многих тысячелетий разводят эту бабочку. Недавно из куколок этой бабочки стали выделять масло, которое используется как лекарство от рака. Велика роль бабочек в опылении растений, ведь их основная пища – нектар. А вот цветок орхидею могут опылять только бабочки с длинным хоботком. Не будь таких бабочек, цветы бы вымерли.
В некоторых странах употребляют бабочек в пищу. На Филиппинах едят брюшко бабочек-птицекрылов; в Мексике жарят и консервируют гусениц некоторых видов толстоголовок; жареные или засахаренные куколки тутового шелкопряда считаются лакомством в Южной Азии. В Стокгольме есть клиники, в которых больных лечат от стрессов в оранжереях с цветами и бабочками.
Таким образом, бабочки приносят немалую пользу и людям , и растениям, и человеку. Так будем же не истреблять, а охранять. Это – важное дело человека на Земле!

Давайте об этом будем помнить и беречь природу. Ведь скоро встреча с теплом, красотой.
А пока нас Анишит Йокоповна приглашает посетить «Музейный дом» и познакомиться с картиной Станислава Жуковского «Плотина». Найдите эту картину.
Слайд картины
- Почему такие краски не яркие? - спросил Миша Иванов. Сумеете ли вы объяснить это Мише?(Краски не яркие, поскольку изображается конец зимы – начало весны)
- Почему некоторые линии как бы волнистые? – спросила Таня Перова. – Будто они чуть дрожат?
- Сможете ответить на Танин вопрос?(волнистые линии подчёркивают хрупкость деревьев, стоящих без листьев, зыбкое отражение в воде, а также особое состояние весеннего воздуха: он прозрачен и вместе с тем как будто пронизан идущими от земли вибрирующими струйками пара, помните стихотворение Алексея Толстого:
Вот уж снег последний тает
Тёплый пар восходит от земли)
- Как художник создаёт впечатление движения воздуха? (за счёт волнистых линий)
- А какие фрагменты убеждают, что это ещё зимний пейзаж?
- Найдите с помощью рамок.
- А видно, что зима на исходе? Что помогает вам почувствовать приближение весны? (изображение речки, вода ещё чёрная и кажется холодной, но это уже вода, а не лёд. Желтовато-песчаная почва, желтовато-оранжевые брёвна у дома.)
- Давайте послушаем пьесу «Прелюдию Соль мажор№5» Сергея Рахманинова – предложил Михаил Потапович. А вы хотели бы тоже послушать?

- Какие картины возникли перед вами?

- Какое настроение вызывает эта музыка?

Наш урок подошёл к концу.

Итог урока:
-Понравился ли вам урок?
-Что вас удивило? Восхитило?
- За кого порадовались?
- Что узнали нового?

Поделитесь своими новыми знаниями с родителями, друзьями.
Домашнее задание: (слайд)
Дома вы прочитаете произведение другого автора, где главным героем является гусеница, выясните, к какому жанру относится это произведение, можно ли отнести этот текст к научно – художественному. Приготовите чтение по ролям. Желающие могут принести другие произведения этого автора. А может, кто нибудь попробует найти текст, где наряду с замыслом автора содержится научный смысл.










13PAGE 15


13PAGE 14115