Конспект урока по литературному слушанию Заходер Борис Владимирович «Птичья школа» (2 класс)

Конспект урока по литературному слушанию



Тема: Заходер Борис Владимирович «Птичья школа»
Цель: к концу урока учащиеся умеют анализировать стихотворение «Птичья школа»
Задачи:
Предметные:
-совершенствовать умение выразительно читать произведение
-познакомить учащихся с творчеством Б.В. Заходера
- формировать у детей словарный запас
-совершенствовать умение работать с текстом
Метапредметные
Познавательные:
-познакомить учащихся с новыми произведениями
-расширять кругозор учащихся
-формировать устойчивый интерес к чтению
Регулятивные:
-формировать умение учащихся ставить учебную задачу
Коммуникативные:
-формировать умение отстаивать свою точку зрения, выслушивать других
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Личностные:
-формировать уважительное отношение к иному мнению
-развивать навык сотрудничества со взрослыми в разных ситуациях
-уметь адекватно оценивать свои знания






1.Орг. момент
-Здравствуйте ребята, сегодня у нас урок литературного слушания.
2.Подготовка к первичному восприятию
-Посмотрите на слайд, кто изображен на слайде? (птицы)
-Каких птиц вы узнали?
-На какие 2 группы можно их разделить?
-Что вы знаете о некоторых птицах?
-Как помогаем птицам зимой?
-Как думаете, о ком будем читать? (о птицах)
-Назовите произведение, которое предстоит слушать. (Борис Владимирович Заходер «Птичья школа»)
-О чем будет говорится в этом произведении? (как птицы учились, какие уроки у них были)
-Послушайте это произведение.
3.Проверка первичного восприятия
-Какую картину вы себе представили?
-Какое настроение вызвало у вас это произведение? (радостное, веселое)
4.Повторное чтение, анализ
- Чтобы более глубже понять произведение, необходимо еще раз прочитать его.
-Откройте оглавление и найдите это произведение?
-Начнем читать (до слова что сделаешь - птенцы)
-Для кого была открыта школа? (для птенцов)
-Во сколько начинались занятия в птичьей школе? (с 5 утра)
-Как думаете, почему так рано начинались занятия? (с восходом солнца птицы тоже просыпаются рано)
-Перечислите, какие птицы учились в этой школе? (воробушки, галчата, чижи,..)
-Какие непонятные слова встретили при чтении? (галдят – громко пищат)
-Читаем дальше (но вот.А как дальше я забыл)
-Кто был учителем в птичьей школе? (старый воробей)
-Каким он был? (справедливым) Как понимаете это слово? (действующий правильно, в соответствии с истиной) Строгим? (требовательный, серьезный, суровый, правильный.)
-Какую пословицу напоминают слова: «Учитель – старый Воробей, его не проведешь!» (Старого воробья на мякине не проведешь). Объясните значение.
-Какие уроки были у птенцов?
-Как птенцы занимались на уроке? (старательно)
-Какие непонятные слова встретились в этой части? (суматоха – беспорядочная беготня, торопливость в действиях)
-Дальше будем работать по парам, 1 ученик читает, другой слушает. (со слов: Но тут звонок раздался до поют с большой охотою 1 ученик, другой до конца)
-У кого сосед читал без ошибок?
-Мне понравилось как работала пара
-Попробуйте задать вопросы для одноклассников.
-Молодцы.
-Как автор относится к птенцам? (хорошо)
-Какие слова передают доброе отношение автора к птенцам? (воробушки, молодцы, желторотые)
-Ребята, похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите? (учитель – воробей, учащиеся -птенцы) На самом деле может такое быть?
-Какую часть стихотворения можно использовать как скороговорку? (слетелась птичья детвора толкаются, дерутся)
-Проговорим сначала медленно, затем быстро.
-Прочитаем стих. Выразительно.
-Для этого определимся с какой же интонацией будем читать? (с восклицательной)
-С каким темпом надо читать стихотворение? (умеренно)
-Какое настроение нужно передать при чтении? (веселое)
-Какие паузы необходимо соблюдать при чтении? (короткие и длинные). Когда будем соблюдать длинную паузу? (после точек, тире, троеточия). Когда будем соблюдать короткую паузу? (после запятой)
-Какая должна быть громкость голоса?
-Про себя прочитайте еще раз и подготовьтесь к выразительному чтению.
-Кто хочет прочитать стихотворение.
-Что удалось показать при чтении?
-Над чем надо еще поработать?
5.Работа с выставкой
-Обратимся к выставке, которая имеется на доске. В каком сборнике может быть напечатано это стихотворение? (Заходер «Стихи и сказки») Докажите? (является стихотворением)
Заходер «Звонкий день», докажите? (иллюстрация животные)
Заходер «Гимнастика для головастика» (да здесь могло быть это стихотворение, есть иллюстрация, но это книга-произведение)
-Что значит книга-произведение? (одно произведение)
6.Биография автора
-Посмотрите, что вы видите на слайде?
-Заходер Б.В. – поэт, прозаик, драматург. Он учился в Московском авиационном институте, в Литературном институте имени А.М. Горького, затем продолжал обучение на биологических факультетах. У Заходера множество произведений совсем разных. Он любил много читать и сочинять о животных. Есть у него стихи и смешные, и грустные, и сердитые.
-Что вас удивило в биографии?
7.Итог урока
-С каким произведением работали на уроке? (Заходер Борис Владимирович)
-Что нового и интересного узнали на уроке?





15