Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

МКОУ «Кайгородская основная общеобразовательная школа»




«Утверждаю» «Согласовано»
«____» ___________2016 год. «____» ___________2016 год.

Директор школы __________ Зам.по ВР______








Программа
пришкольного летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
на базе
МКОУ «Кайгородская»ООШ»
«Солнышко - 2016»










Программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.
Срок реализации программы:



Содержание программы:
Введение
Цель и задачи программы.
Социальный состав воспитанников..
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Направления и виды деятельности
Механизм реализации программы
Условия реализации программы
Режим дня лагеря.
План мероприятий по реализации программы
Календарный план работы..
Ожидаемые результаты ..
Список используемой литературы....


















Пояснительная записка
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, особенно в период летних каникул, т.к. в молодёжной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. ЛДП выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры на ЛДП побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, активистов.















Цели и задачи программы:
Цель - создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей. Предупреждение правонарушений учащихся. Развитие потребности в здоровом образе жизни.



Задачи:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью;
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;
4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;
5.  Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
7.  Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.















Социальный состав учащихся .
Всего детей-
Из них:
– из малообеспеченных семей –
– из числа детей-сирот –
– из числа детей (опекаемых) –
– из неполных семей –
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении –
– состоящих на учете в милиции –
– состоящих на учете в школе –






















Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:


· Безопасность всех проводимых мероприятий;

· Учет особенностей каждой личности;

· Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

·  Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

·  Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

· Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

· Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

· Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности:

Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Художественно - творческое направление.
Профилактическая работа.

Физкультурно – оздоровительная работа:

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

· Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

· Выработка и укрепление гигиенических навыков;

·  Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:

·  Утренняя гимнастика (зарядка);

·  Спортивные игры на спортивной площадке;

·  Подвижные игры на свежем воздухе;

·  Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность:
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:

· Изобразительная деятельность;

· Конкурсные программы;

· Творческие конкурсы;

·  Игровые творческие программы;

·  Концерты; праздники;

·  Творческие игры;

·  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Профилактическая работа:
Задачи профилактической деятельности.
- Дать учащимся представление о табакокурении, алкоголизме, наркомании, как о факторах, разрушающих здоровье.
- Формировать у учащихся стойкое неприятие к вредным привычкам.
- Научить правилам поведения, позволяющим преодолеть давление со стороны окружающих, умение сказать « нет» вредным привычкам, осознавая ответственность за свой выбор.
Материально – техническое обеспечение:
Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;
Видеотехника и аудиоматериалы;
Призы и награды для стимулирования.


Механизм реализации программы:

I этап Подготовительный ( апрель-май)
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

II этап. Организационный (начало июня)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
Начало действия программы «Увлекательное путешествие за 18 дней»;
Знакомство с правилами жизнедеятельности площадки.

III этап. Практический (июнь)
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
Работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – (конец июня)
Основной идеей этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Выработка перспектив деятельности организации;
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.


Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Устав МКОУ «Кайгородская СОШ»;
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря.
2. Учителя начальной школы;
3. Работники Дома культуры;
4. Школьный библиотекарь.
5. Учитель музыки.
5. Работник ФАП.
Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
2.   Организация различных видов деятельности;
3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
4.   Создание ситуации успеха;
5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
6.   Организация различных видов стимулирования.


Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.






















РЕЖИМ ДНЯ


9.00- 9.10 Линейка
9.10-9.30- Зарядка
9.30-10.00- Завтрак
10.00-11.00- Кружковая деятельность
11.00-12.00- Спортивно - оздоровительное занятие.
12.00-12.20- Профилактическая беседа.
12.20-13.20 - Культурно - досуговое мероприятие.
13.20-13.50-Обед
13.50-14.50- Конкурсы, развивающие игры.
14.50- 15.00- Отправление детей домой


















План мероприятий по реализации программы
Календарный план работы
«День знакомств»

Дата
Время
Мероприятия
Ответственные

2 июня
2014г
9.00-9.10
Торжественная линейка, посвященная открытию ЛДПД « Солнышко».
Инструктаж по ТБ.



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
Поделки из ненужных вещей





11.00-12.00
Спортивное мероприятие « Веселая эстафета»



12.00-12.20
Профилактическая беседа» Твой режим дня»



12.20-13.20
« Ключи от лета» ( открытие лагерной смены)



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Праздничная программа « Здравствуй , лето , красное, веселое, прекрасное»



14.50-15.00
Отправление детей домой


«День юмора»

3 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
Золотая струна



11.00-12.00
Сказочная эстафета
« Движение- это жизнь»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Солнечный ожог»



12.20-13.20
КВН
« Жить без улыбки - просто ошибка»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Развлекательная программа « День улыбки»



14.50-15.00
Отправление детей домой


«День сюрпризов»

4 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
« Книголюбы»



11.00-12.00
Спортивно- поисковая игра
« Найди клад»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Личная гигиена»



12.20-13.20
Конкурсная программа
« Минута славы»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Викторина « Необычное приключение в страну сказок»
Выпуск стенгазеты от отрядов
« Вот так мы отдыхаем»



14.50-15.00
Отправление детей домой



День Волшебных сказок»

5 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
« Золотая струна»



11.00-12.00
Подвижные игры на свежем воздухе



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Все мы люди разные- все мы люди классные (толерантность)



12.20-13.20
Конкурс рисунков
« Волшебные краски»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Игра- путешествие
« В гостях у сказки»



14.50-15.00
Отправление детей домой




«День интеллектуалов»

6 июня
2014 г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»



11.00-12.00
Спортивная эстафета
« От игры - к спорту»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Овощи, ягоды и фрукты- полезные продукты»



12.20-13.20
Своя игра « Звезды зовут»




13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Игровая программа
« Самый умный»
Конкурс рисунков по сказкам А.С Пушкина



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День юного эколога»

9 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»



11.00-12.00
Спортивные игры на свежем воздухе



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Сильный скажет наркотикам – НЕТ!»




12.20-13.20
Экологическая игра
« Паутина»
Конкурс рисунков « Береги природу»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Развлекательная программа
« Язык цветов»



14.50-15.00
Отправление детей домой




«День музыки»

10 июня 2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»



11.00-12.00
Спортивное мероприятие
« Веселая эстафета»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Мы - за жизнь» ( профилактика суицида)




12.20-13.20
Конкурсная программа
«С песней весело шагать»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Танцевальная игровая программа
« Зажигай звезды»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День России»

11июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»



11.00-12.00
Спортивно- игровой праздник
« Символика России»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Как ухаживать за зубами»



12.20-13.20
Праздничное мероприятие
« Русская кудесница»




13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Конкурсная программа
« Безопасное колесо»
Конкурс рисунков
« Мое село»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День безопасности»
«День музыки»

13 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка
Гладченко Ю.А


9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»



11.00-12.00
Игры на сплочение
« Веселый космодром»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Чем опасна дорога для нас , а мы для дороги»




12.20-13.20
Игра( по станциям)
« ПДД должен знать каждый»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Познавательный турнир
« Знатоки дорожной азбуки»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День творчества»


16 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка « Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Золотые ручк»



11.00-12.00
Игры на свежем воздухе



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Что такое экстремизм?»




12.20-13.20
Психологический тренинг
« Развиваем творческое мышление»
Конкурс « Самая необычная поделка»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Конкурсная программа
» Алло! Мы ищем таланты»



14.50-15.00
Отправление детей домой





«День девочек и мальчиков»

17 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»



11.00-12.00
Турнир по дарц
« Самый меткий»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Спортивным и здоровым быть – это хорошо»



12.20-13.20
Игровая программа
« Веревочка дружбы»



13.20-13.50
Обед




13.50-14.50
Конкурсная программа
« Мисс и Мистер Июнь»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День добра»

18 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»



11.00-12.00
Спортивное состязание
« Самый, самый!»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
«алкоголь и сигареты мы не любим с малых лет»



12.20-13.20
Игровая программа
«Волшебные слова»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Конкурс рисунков на асфальте
« Твори добро»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День художника»

19 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»



11.00-12.00
Спортивное соревнование
« Физкульт -привет!»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Как уберечься от клещевого энцефалита»



12.20-13.20
Конкурс рисунков
«Иллюстация к песням»
Конкурсная программа
« Юный художник»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Игровая программа
« Дети любят рисовать»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День сказочных героев»

20 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»



11.00-12.00
Игры на свежем воздухе



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Как уберечь себя от опасностей»



12.20-13.20
Показ мультфильмов.
Конкурс рисунков « Мой любимый мультфильм»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Конкурсная программа
« Самый добрый сказочный герой»




14.50-15.00
Отправление детей домой



«День памяти»

23 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Поделки из ненужных вещей»



11.00-12.00
Спортивные соревнования
« Марафон»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Что о туберкулезе должны мы знать, чтобы никогда такой болезни не узнать»



12.20-13.20
Конкурс чтецов « Стихи о ВОВ»
Возложение цветов у памятника



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Игровая программа
« А мы с тобой войны не знали»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День водных забав»

24
июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
«Золотая струна»



11.00-12.00
Занятия с обручем и скакалкой



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Профилактика простудных заболеваний»



12.20-13.20
Путешествие по стране
« Спортландия»
Конкурс мыльных пузырей



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Спортивно-развлекательное мероприятие
«Водное шоу»



14.50-15.00
Отправление детей домой



«День следопытов»

25
июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
« Поделки из ненужных вещей»



11.00-12.00
« Веселые старты»



12.00-12.20
Профилактическая беседа
«Бывают ли привычки невредными»




12.20-13.20
Конкурсная программа
« Самый оригинальный следопыт»



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Игра
« Следопыт»



14.50-15.00
Отправление детей домой



День Расставания»

26 июня
2014г
9.00-9.10
Линейка



9.10-9.30
Утренняя зарядка
« Бодрое утро»



9.30-10.00
Завтрак



10.00-11.00
Кружок
« Золотая струна»



11.00-12.00
Игры на свежем воздухе



12.00-12.20
Профилактическая беседа
« Красивая осанка- залог здоровья»



12.20-13.20
Конкурс рисунков
« Лучший день в лагере».



13.20-13.50
Обед



13.50-14.50
Праздничное мероприятие, посвященное закрытию лагеря
«расстаются друзья»



14.50-15.00
Отправление детей домой







Ожидаемые результаты:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья;
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
Развитие коммуникативных способностей и толерантности;
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
Расширение кругозора детей;
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;
Личностный рост участников смены.



















Список используемой литературы:

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002;
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006;
5. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;  
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
7. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.






















15