Адаптация детей в детских санаторно-курортных учреждениях.

Адаптация детей в детских санаторно-курортных учреждениях.
Дети в санаторий ГБУ РК «СД и ДР «Бригантина» приезжают из разных городов Республики Крым на 21 день. Первые дни жизнедеятельности экипажа - период адаптации (первые 3-4 дня) - характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования. В эти дни дети испытывают самое значительное психологическое напряжение. Общие ценности, нормы только начинаются складываться, и еще неизвестны детям. Они только познают традиции и требования конкретного коллектива. Целью этого организационного периода является создание условий для организованного отдыха, формирования временного коллектива. То есть, это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям. Поэтому как пройдет этот период, так и пройдет вся смена. Для некоторых подростков этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс бывает очень сложным. Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, я ставлю перед собой ряд задач и пытаюсь их максимально реализовать.
Организационный период - самый важный период в жизни каждого ребенка в санатории. Это переход в новую жизнь, новые знакомства, тоска по дому. Первым этапом создания коллектива является знакомство. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Я предлагаю детям комплекс игр, направленных на адаптацию их в новых условиях, подбираю и провожу в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива, выявления лидеров в экипаже, раскрытие интересов подростков:
«Снежный ком», «Математика», «Атомы и молекулы», «Ипподром», «Лидер», «Имя в центр», «Живая анкета – Здравствуйте, а вот и я».
Для выявления отношения детей к происходящему, их сегодняшнего настроения проводится игра «Мишень настроения».
Возраст участников: 11 – 16лет.
Цель:
- создание условий для адаптации ребёнка в санатории для создания и функционирования детского коллектива,
- формирование чувства коллективизма,
- выявление интересов детей.
Задачи:
- познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой,
- создать доброжелательную атмосферу в отряде,
- обеспечить контакт и взаимодействие всех детей друг с другом,
- узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе.
Реквизит: мяч, мел, стулья, ватман, краски, ножницы, ручки.
Ход мероприятия:
Игры начинаются по условному сигналу. Детям сложно сразу запомнить все правила игры (особенно если они играют в нее впервые), поэтому в процессе игры нужно напоминать им о них. Если большинство играющих допускает одинаковую ошибку, воспитатель останавливает игру и вносит поправки.
- Игры, помогающие запомнить имена.
1. «Снежный ком»
Ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен воспитатель, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя воспитателя и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же воспитатель, назвав по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая.
2. Игра «Имя в центр».
Первый игрок выходит в центр круга, называет свое имя и делает какой-нибудь жест. Все остальные должны после этого также сделать шаг вперед, назвать его имя и как можно точнее повторить его жест. Так по очереди показывают все.
3. «Математика»
Дети становятся в круг и начинают считать по кругу. Тот, на кого приходится число, которое делится на цифру три, вместо цифры говорит свое имя. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания.
- Игры на знакомство, устанавливающие контакт и доверие между участниками.
1. «Атомы – молекулы»
Воспитатель объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично двигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А воспитатель продолжает изменять количество атомов в молекулах.
2. «Знакомимся по кругу»
Экипаж встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение одной-двух минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно эту игру проводить под музыку.
3. «Ипподром»
Все садятся на стулья в круг очень близко к друг другу, участники должны симулировать гонку на ипподроме. Сидя, все топают ногами и хлопают по коленкам, симулируя бег лошадей.
Ведущий задает разные команды, которые все участники должны исполнять вместе:
- поворот направо
- поворот налево
- барьер (все подпрыгивают)
- журналисты приветствуют (все машут левой рукой)
- девушки приветствуют (воздушный поцелуй правой рукой)
Все должно исполняться очень быстро.
- Игры, на выявление лидера.
1. «Лидер»
Ребята встают в круг и берут в руки веревку в руки. Воспитатель дает задание: «Не выпуская рук, построить треугольник (квадрат, звезду, ромб и т.д.)». Сначала возникает пауза и полное бездействие детей или наоборот суматоха, затем кто-то из участников предлагает вариант решения. Практика показывает, что эти функции берут на себя лидеры. Игра помогает узнать их.
2.«Построения»
Ребятам необходимо за определенное время (или как можно быстрее) построится по определенному признаку. Это может быть:
- по росту;
- по первым буквам своего имени в алфавитном порядке;
- по цвету волос;
- по длине волос;
- по цвету глаз и т.д.
При построении возникает естественный вопрос: "Откуда строиться?" Желательно не давать ответа - промолчать, сделать вид, что не слышите вопроса. Здесь я как раз отмечаю лидера, того, кто возьмет на себя инициативу в построении, т.е. начнет расставлять "как надо", собственно, это, возможно, и есть те люди, которые в сложной ситуации могут взять на себя инициативу. Строится можно молча и закрытыми глазами. Это усложнит задачу. Как правило, за это дело берутся энергичные, решительные люди.
- Игры, раскрывающие интересы детей.
1. Живая анкета «Здравствуйте, а вот и я!»
Проводится в форме подвижной игры. Каждый участник игры, отвечая на вопрос, может выбрать только один вариант ответа. На каждый из предложенных вопросов предлагается три варианта ответа. На полу рисуются мелом три буквы «а», «б», «в», каждый подросток выбирает после вопроса букву, которую считает нужной.
1. Наш экипаж сегодня:
а) просто мальчишки и девчонки, собравшиеся вместе;
б) у нас пока не получается сплочённого коллектива.
2. Для большинства ребят жизнь в санатории «Бригантина» - это:
а) возможность провести время;
б) возможность поправить свое здоровье;
в) возможность найти новых друзей.
3. Я буду:
а) активным участником всех дел;
б) активным зрителем и болельщиком;
в) пассивным наблюдателем.
4. Я люблю:
а) танцевать;
б) петь;
в) рисовать:
г) ничего не люблю.
5. Я люблю участвовать:
а) в спортивных соревнованиях;
б) в театрализованных мероприятиях;
в) в интеллектуальных конкурсах;
2. «Граница»
На полу чертится мелом линия. Воспитатель предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-то признаком. Критерии объединения:
- кто любит петь;
- кто любит танцевать;
- кто первый раз в санатории;
- кто любит играть в шахматы;
- кто умеет рисовать и т.д.
- Игра, с целью выяснения представлений детей о санатории
«Рейтинг ожиданий»
Эта игра помогает определить направление деятельности в экипаже с учетом потребностей детей. Предупреждает возникновение негативных эмоциональных реакций. Проводится по методике «Незаконченного предложения». Подросткам предлагается закончить предложение: «Санаторий – это». При выполнении задания ребенок должен работать, самостоятельно и быстро, не задумываясь. При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: «Отдых», «Лечение», «Новые друзья», «Отдых без родителей» и др.
Проводимые игры способствуют знакомству детей друг с другом, их сплочению для совместной деятельности, формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Общие нормы только начинают складываться, а потому неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждает ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки. Каждый старается раскрыть и показать себя с самой лучшей стороны. Это приводит к преобладанию впервые дни социально одобряемых форм поведения детей. Необходимо отметить, что коммуникативные игры должны проводиться в течение всего периода пребывания детей в санатории.











13PAGE 15


13PAGE 14615












15