Методическая разработка Управление самостоятельной работой студентов на уроках профессионального обучения

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский техникум отраслевых технологий»






Тема методической разработки
Управление самостоятельной работой студентов
на уроках профессионального обучения



Выполнила
Преподаватель Киселева Е.В.












Нижний Новгород






Основные подходы и характеристики самостоятельной работы

1. Тенденции развития образовательной ситуации
в среднем профессиональном образовании
При изучении направлений развития среднего профессионального образования проявляется следующие тенденции:
а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов:
в) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.
В этой связи пропорциональность между аудиторными и внеаудиторными занятиями вызвала пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентов в целом, а не только и не столько в традиционных границах конкретных дисциплин. Стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями к выпускнику техникума.
2. Виды и структура самостоятельной работы студентов
В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы студентов, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:
– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.
В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью студентов.
Таким образом, структурно самостоятельную работу студентов можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) В этой связи подчеркнем, что управление самостоятельной работой студентов – это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. Организуемая преподавателем самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на организуемая преподавателем и самостоятельная работа утверждается по каждой дисциплине научно-методическим советами направлений и специальностей. Предполагается, что организуемая преподавателем самостоятельная работа должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.
Содержание организуемой преподавателем самостоятельная работа студентов может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму организации преподавателем самостоятельной работы, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.
3. Технологическая организация самостоятельной работы студентов
Если говорить о технологической стороне, то организация самостоятельной работы студентов может включает в себя следующие составляющие:
1. Технология отбора целей самостоятельной работы.
Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.
Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2. Технология отбора содержания самостоятельной работы студента. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
3. Технология конструирования заданий.
Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
4. Технология организации контроля.
Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
4. Основные характеристики самостоятельной работы студентов
Аналитики выделяет основные характеристики самостоятельной работы студента:
4.1. Психологические условия успешности самостоятельной работы студента.
Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров:
– взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; – уровень сложности заданий для самостоятельной работы; – включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.
Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.
Рассматривая учебную деятельность как процесс решения задач, следует выделить следующие ее звенья.
Во-первых, постановка учебной задачи.
В психологии (педагогической психологии) известно, что цель возникает в результате конкретизации смыслообразующих мотивов деятельности. Функцию таких мотивов может выполнить только интерес к содержанию усваиваемых знаний. Без такого интереса невозможна не только самостоятельная постановка учебной задачи, но и принятие задачи, поставленной учителем. Поэтому обучение, имеющее своей целью подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности, должно обеспечить, прежде всего, формирование таких интересов.
Во-вторых, применение оптимальных способов решения задачи.
Между учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее формами существует принципиальное различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой ход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путем самостоятельной работы с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяются:
Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации, в частности, способы логического анализа информационных моделей, в которых фиксируется содержание научных понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности.
Вторым важным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности является овладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя.
В-третьих, осуществление контроля и оценки за ходом и результатом решения задачи.
Формирование контрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.
4.2. Профессиональная ориентация дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана.
Кроме того, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.
4.3. Ограниченный бюджет времени студента. Во-первых, при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины.
Во-вторых, интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность самостоятельной работы студента за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.
4.4. Индивидуализация самостоятельной работы студента, которая включает:
– увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами;
– деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)
– регулярность консультаций с обучающимися;
– исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.
Организация самостоятельной работы студентов.
Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. Самостоятельная работа студента приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.
С этой точки зрения, весьма перспективным представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Это особенно важно при подготовке специалистов для современного сложного производства, проектированием и внедрением которого занято большое количество интеллектуалов, как теоретиков, так и практиков. Такой вид учебных занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ, что требует от преподавателя дополнительных педагогических знаний в области деловых игр. В последнее время деловые игры получили большое распространение по самым различным учебным дисциплинам. Имитируемый при такой форме проведения занятий реальный жизненный (производственный, социальный, культурный) процесс увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают те процессы, в которых участвуют. Студенты учатся отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.
Большую роль в подобной организации самостоятельная работа студента играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяя, например, имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно, использование в образовательном процессе компьютерных технологий требует в первую очередь от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.
Параметры и возможные формы организованной
самостоятельной работы студентов
Основные формы организации самостоятельной работы студентов определяются следующими параметрами:
– содержание учебной дисциплины; – уровень образования и степень подготовленности студентов; – необходимость упорядочения нагрузки студентов при самостоятельной работе.
Исходя из этих параметров, могут быть предложены следующие формы самостоятельной работы студента:
– рефераты
– семестровые задания – курсовые работы – курсовые проекты
– аттестационные работы выпускника
Мотивация, контроль и эффективность самостоятельной работы студентов
С одной стороны, современная социокультурная ситуация по существу задает требование развития системы непрерывного образования, в которой самостоятельная работа и умение самостоятельно работать в образовательном процессе становится не просто пожеланием, а достаточно очевидной необходимостью и для студентов, и для специалистов.
С другой стороны, эффективная реализация самостоятельной работы зависит от заинтересованности в достижении результата, т. е от устойчивой мотивации.
Основные виды мотивации самостоятельной работы студентов
Различают:
1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в техникуме. К сожалению, этот фактор пока работает недостаточно эффективно, но в тенденции решение этого вопроса видится в недалеком будущем.
2. Внутреннюю мотивацию – склонности студента, его способности к учебе. Ею можно управлять в период школьной подготовки путем использования тестов при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определении направления образования и т.д.
3. Учебную мотивацию. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы. Требуется психологическая настройка студента на важность выполняемой работы как в плане профессиональной подготовки, так и в плане расширения кругозора, эрудиции специалиста. Необходимо убедительно показать (доказать), что результаты самостоятельной работы студента помогут ему лучше понять лекционный материал, лабораторные работы и т.д. Большой эффект дает включение заданий на самостоятельную работу студента составной частью в курсовой, а тем более в дипломный проект, причем это можно сделать достаточно рано – на одном из младших курсов.
Контроль в самостоятельной работе студента не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения самостоятельной работы студента в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка, а, следовательно, стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на курсе, в группе).
При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах самостоятельная работа студента ставила целью расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах самостоятельная работа студента должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Задания могут носить индивидуальный, бригадный или комплексный характер. Однако контроль выполнения самостоятельной работы студента, отчет по самостоятельной работе студента должны быть сугубо индивидуальными.
Условия эффективности самостоятельной работы студентов
Для эффективности самостоятельной работы студента необходимо выполнить ряд условий:
1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.
2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы студента в целом.
Первое условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования.
Второе условие – это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о “рейтинге студента” по выполняемым заданиям и т. п.).
Третье условие – это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах.(кроме может быть литературы по экономическим вопросам и информационным технологиям). Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, наверное, следует рекомендовать в таком случае переход на электронные издания, лекционных материалов преподавателей, что сейчас уже частично реализуется.
Одним из вариантов внедрения новых технологий может стать создание и использование электронных учебников, позволяющих постоянно обновлять исходную информацию в виде меняющихся примеров и статистических данных, изменять параметры моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей. Использование электронного учебника позволит усилить взаимосвязи учебных дисциплин, а также взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-методической работы. Сущность и принципы самоорганизации учебной деятельности студентов.
Сущность самоорганизации учебной деятельности – в совпадении объекта и субъекта управления, создании принципиально нового уровня социальной организации в техникуме, обладающей собственной структурой закономерностей и противоречий.
Важнейшее из этих противоречий – противоречие между стихийным и сознательным в процессе самоорганизации учебной деятельности. Отличительная особенность любой самоорганизации – в ее целенаправленном, но вместе с тем естественном, спонтанном характере.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы фундаментальные дисциплины предшествовали специальным, чтобы во все периоды обучения осуществлялась серьезная самостоятельная работа студента в непосредственной связи с практикой. Привычная схема организации учебного процесса, в соответствии с которой элементы самостоятельной работы предусматриваются лишь на завершающем этапе обучения, для этого не годится.
Основные принципы самоорганизации учебной деятельности
В основу самоорганизации учебной деятельности могут быть положены следующие принципы:
Во-первых, это принцип прообраза будущей профессиональной деятельности студентов. Он преследует определенную цель: воспитание высокого профессионализма. Система обучения должна быть подчинена данному основополагающему принципу. Это создаст возможность, а главное, потребность продуктивного мышления и творческой деятельности студента, углубит диалоговую форму общения преподавателя и студента, которая ныне в вузах отсутствует.
Во-вторых, важный принцип самоорганизации учебной деятельности – равновесие ролевого и автономного поведения обучающихся. Заданная модель специалиста – своеобразная роль студента. Поскольку самоорганизация как таковая не приемлет раз и навсегда заданные схемы, постольку рассматриваемый принцип позволяет оперативно оценивать степень реализации заданной цели и проводить экспресс-корректировку целей и задач обучения и воспитания каждого студента в соответствии с его потребностями определенным качеством усвоенных им знаний.
Самоорганизация учебной деятельности не может осуществляться вне принципа индивидуализации, отражающего диалектику самореализации личности студента. Общественное признание учебной деятельности будущего специалиста – важнейший стимул развития его профессионального потенциала.
Методы и формы самоорганизации студентов
Педагогическая наука имеет три выхода на практику:
1) либо через деятельность преподавателя; 2) либо через учебник; 3) либо через самоорганизацию учебного процесса.
Оптимальным представляется третий выход.
Самоорганизация, таким образом, должна выходить на психологически более точный уровень – уровень самоуправления, ведущего к сотворчеству студента и преподавателя. Рост профессионализма преподавателей, таким образом, превращается в важнейший составной элемент самоорганизации учебного процесса.
Структурная периодизация самоорганизации учебной деятельности
Как правило, студент не сразу может оценить свои способности и возможности. Поэтому процесс самоорганизации учебной деятельности хотя и относительно, но подразделяется на определенные периоды.
Первый (фундаментальный) нацелен на выработку у студента навыков продуктивной деятельности и творческого мышления. В этот период необходимо уделять серьезное внимание не только основам знаний по многочисленным дисциплинам, но прежде всего методологическим аспектам определенной науки, методике изучения соответствующих дисциплин.
Второй период (специальный) – непосредственное углубленное изучение тех специальных дисциплин, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности студента. Предполагается, что уже в первом периоде самоорганизации учебной деятельности благодаря введению новых форм выявления узкой профессиональной ориентации студентов (тестирование, научно-исследовательская работа, проведение деловых игр с целью обнаружения склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности) каждый из них изберет то, что наилучшим образом соответствует его склонностям. Данный период предназначается, таким образом, для составления каждым студентом интегральной базы конкретной специальности. Это предполагает четкое представление будущей специальности в качестве определенной системы, которая состоит из ведущих элементов, имеющих подчиненное значение. Факультативные спецкурсы по конкретным дисциплинам должны стать важным составным элементом второго периода самоорганизации учебного процесса. Такие спецкурсы, сами по себе обладающие эвристическим характером, обнаружили бы способности студентов к теоретической или практической деятельности, явились веским аргументом в пользу развития диалоговой формы обучения.
Третий период обучения. Это не только время практики, поскольку практические навыки будут прививаться уже в первый период обучения. Это прежде всего период «отшлифовки» полученных фундаментальных и специальных знаний, что возможно достигнуть усилиями студенческих информационных бюро. Последние смогут лучше учесть потребности студентов и предложить преподавателям разработать те спецкурсы, которые будут иметь реальные выходы на практику и закреплять профессиональные навыки обучающихся».
Значение учебно-методической литературы для самоорганизации учебной деятельности студента
Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, следует наряду с сообщением определенных программных сведений, более активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний студентами, особенно при их самостоятельной работе. Определенный вклад в решение этой задачи должна внести более тщательная разработка и внедрение в процесс обучения современных, научно обоснованных учебных и методических пособий, которые по использованным в них способам представления знаний отходят от традиционного исполнения, характерного для большинства учебной литературы. Вместе с тем учебные пособия должны выполнять не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студента учебные пособия должны также дополняться методическими пособиями, выполняющими только руководящую и направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшие затруднения и приводят к ошибкам. Организационно-контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы».
Осуществление самоконтроля начинается со второй части пособия, содержащей ответы к информационному тексту и выборочные ответы к ним, которые студент должен подвергнуть анализу. Перед вопросом приводится порция информации, которая концентрирует внимание на определенной части ранее изученного материала и из которой последовательно вытекает поставленный вопрос. Работа со второй частью не предполагает усвоения новых знаний, но позволяет студенту корректировать ранее полученные знания (на лекциях, практических занятиях и т.п.) с теми, которыми он овладел в ходе изучения информационного текста, представленного в первой части. Выбрав и проанализировав ответ, студент обращается за подтверждением к третьей части пособия – консультациям-комментариям к предложенным ответам на поставленные в предыдущей части вопросы.
Консультации построены так, что в случае подтверждения достоверности ответа они развивают далее предложенную мысль, в случае же ошибочности его помогают найти верный путь и определить неточность. Самоконтроль с помощью консультаций дает возможность осмыслить ошибку и самостоятельно ее устранить.
Следует подчеркнуть, что указанные программированные материалы не исполняют роль теста для контроля знаний, так как предназначены для активизации познавательного процесса. Принимая решения и отбрасывая неверные ответы, студент встречается с необходимостью не просто усваивать информацию, а анализировать ее, исключая несущественное, делать выводы и таким образом подходить к верному ответу на поставленный вопрос. Студент включается в активный познавательный процесс, сопровождающийся формированием приемов самостоятельной умственной деятельности.




































Список используемой литературы
1. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2002. – 288 с., С. 229241.
2. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. М., 1999. – 52 с., р. 3.1 Самостоятельная работа студентов С. 1524. – (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Пучков О.А., Солопова Н.С. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы).
10. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.

15