рабочая программа по окружающему миру ПНШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Целью изучения курса «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практика-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Задачи:
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственных связей в окружающем мире;
- формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей (умение проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни);
- духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника в соответствие с отечественными традициями духовности и нравственности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка. Формирование универсальных и предметных способов действий решается данным учебным предметом.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа составлена на основе программы и учебников О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой «Окружающий мир». Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
-культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума
-искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др,) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
-человечество как многообразие народов, культур, религий;
-международное сотрудничество как основа мира на земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;
-гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
-семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культур-ценностных традиций России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;


- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света – на смену времен года, растительный
и животный мир);
объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–
папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользов
·аться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Человек и природа (40 ч)
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус – модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.


Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край – частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием рек; основные достопримечательности.
Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4 ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на чистом воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Учебно-тематическое планирование (Технологические карты уроков) 1. Условные обозначения: Федотова О.Н., Трафимова Г.В. Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. У 1, У 2. с. 1-3; Федотова О.Н. Трафимова Г.В. Трафимов С.А., Окружающий мир. Тетрадь для самостоятельной работы: 2 класс. – Т 1, Т 2, № 7;Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Хрестоматия, 2 класс. – Х. с. 6.


№ п/п
Тема
Учебник
Тетрадь

1
Письмо экологов школьникам. Мир живой и неживой природы.

У. 1, с. 6-8

Т. 1, с 2


2
Мир живой и неживой природы (урок – экскурсия)
Урок – экскурсия




3-4
Осенние работы на пришкольном участке.
Практическое занятие по с/х труду.




5
Где и как найти ответы на вопросы. Книги -наши друзья.
Введение новых знаний.
У. 1, с. 9-16

Т. 1, с. 3-4


6
Где и как найти ответы на вопросы
Опыт и наблюдение.



Планеты и звезды (5 ч.)

7
Земля. Модель Земли.
Введение новых знаний

У 1, с. 17-20
Х. с 7-14

Т 1, с.5-8


8
Почему на Земле день сменяется ночью?
Введение новых знаний
У 1, с. 20-23
Х. с. 7-14

Т 1, с. 5-8


9
Звёзды и созвездия.
Введение новых знаний

У 1, с. 23-28
Х с.15-19

Т 1 с. 9-10


10-11
Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.
Введение новых знаний

1 урок:
У 1, С. 29-32
Х. с. 21-24
2 урок:
У 1, с. 33-34

Т 1, 11-13



Т 1, с. 14-16


Живая природа Земли. (39 часов)

12
Как связаны живая и неживая природа.
Введение новых знаний

У 1, с. 35-41



13
Условия жизни на планете Земля.
Введение новых знаний

У 1, с.41-44



14
Свойства воздуха (заседание клуба)
Введение новых знаний

У 1,с. 45-49
Х. с. 27-30

Т 1,с. 17-18


15
Кому и для чего нужна вода?
(заседание клуба)
Введение новых знаний
У 1, с. 50-51
Х. с. 31-32

Т 1, с. 19-20


16
Вода и её свойства.
(заседание клуба).
Введение новых знаний

У 1, с. 52-58

Т 1, с. 21-23


17
Условия, необходимые для развития
растений.
Введение новых знаний

У 1, с. 61-63
У 1, с. 61-63

Т 1, с. 24-26


18
Корень, стебель, лист.
Введение новых знаний

У 1, с. 63-66
Х с. 33-38

Т 1, с. 26


19
Питание растений.
Введение новых знаний

У 1, с. 67-72
Х. с.33-38

Т 1, с. 27-28


20
Разнообразие растений, цветковые и хвойные растения.
Введение новых знаний

У 1, с. 73-75
Х. с. 39-50

Т 1, с. 29-30


21
Папоротники, мхи и водоросли.
Введение новых знаний

У 1, с. 76-80
Х с. 39-50

Т 1, с. 31-33


22
Красная книга России. Правила поведения в природе.
Введение новых знаний

У 1, с. 81-86

Т 1, с. 34-35


23
Для чего люди выращивают культурные растения (заседание клуба).
Введение новых знаний

У 1, с. 87-91

Т 1, с. 36-38


24
Какие части культурных растений используют люди (заседание клуба).
Введение новых знаний

У 1, с. 92-93

Т 1, с. 39-40


25
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно (заседание клуба)
Введение новых знаний
У 1, с. 94-97

Т 1, с. 41


26
От чего зависит урожай зерновых? (заседание клуба).
Введение новых знаний

У 1, с. 97-100

Т 1, с. 42-43


27
урок – экскурсия «Знакомство с с\х машинами



28
Растения сада.
Обобщение и систематизация знаний

У 1, с. 100-102

Т 1, с 44


29
Комнатные растения.
Введение новых знаний




30
Сколько живут растения (заседания клуба)
Введение новых знаний
У 1, с. 102-104

Т 1, с. 45


31
Размножение растений своими частями (заседание клуба).
Введение новых знаний
У 1, с. 105-106
Х. с. 51-56



32
Размножение растений с помощью черенков.
(практическое занятие).



33
Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
Введение новых знаний

У 1, с. 109-112
Х. с 63-67

Т 1, с. 46-47


34
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
.Как правильно собирать грибы.
Введение новых знаний
.
У 1, с. 113-116
Х 1, с. 63-67

Т 1, с 46-47


35
Разнообразие животных.
Введение новых знаний

У 2, с. 5-8

Т 2, с. 2-3


36
Насекомые.
Введение новых знаний

У 2, с. 9-11
Х. с. 69-72

Т 2, с 4-5


37
Рыбы.
Введение новых знаний.

У 2, с 12-14
Х. с. 73-76

Т 2, с. 6-9


38
Земноводные.
Введение новых знаний.

У 2, с. 15-17
Х. с. 77-81

Т 2, с. 10-12


39
Пресмыкающиеся.
Введение новых знаний

У 2, с.18-20
Х. с. 83-87

Т 2, с. 13-15


40
Птицы.
Введение новых знаний

У 2, с. 21-23
Х. с. 89-95

Т 2, с. 16-19


41
Звери.
Введение новых знаний
У 2, с. 24-25
Х. с. 97-103
Т 2, с. 20-22


42
Как животные защищаются.
Введение новых знаний
У 2, с. 26-28
Х. с. 105-110
Т 2, с. 23-25


43
Домашние животные.
Введение новых знаний
У 2,с. 29-31
Х. с. 111-113
Т 2, с. 26-27


44
Живой уголок клуба «Мы и окружающий мир» (заседание клуба».
Введение новых знаний

У 2, с.32-34
Х. с. 114-115
Т 2,с. 28-30


45
Урок-экскурсия




46
Значение диких животных.
Введение новых знаний

У 2, с. 35-38

Т 2, с. 31-32


47
Человек в ответе не только за тех, кого приручили.
Введение новых знаний

У 2, с. 39-40
Х. с. 119-123

Т 2, с. 33


48-49
Урок-экскурсия



50
Про тебя.
Введение новых знаний
У 2, с. 43-48

Т 2, с 34-34


51
Что умеет человек?
Введение новых знаний
У 2, с. 49-53

Т 2, с. 36


52
Расти здоровым.
Введение новых знаний

У 2, с. 54-59

Т 2, с. 37-38


53
Питание и здоровье.
Введение новых знаний

У 2, с. 60-65

Т 2, с 39-41


54
От кого зависит твой режим дня?
(заседание клуба)
Введение новых знаний

У 2, с. 66-69

Т 2, с. 42-44


55
Чистота – залог здоровья.
Введение новых знаний

У 2, с. 71-76
Х. с 125-128

Т 2, с. 45-46


56
Берегись простуды!
Введение новых знаний

У 2, с. 77-79

Т 2, с. 47-48


57
Твоя безопасность на улице (заседание клуба)
Введение новых знаний

У 2, с. 80-85

Т 2, с. 49-50


58
Твоя безопасность дома.
Введение новых знаний
У 2, с. 86-90

Т 2, с. 51-52


59
Имя города, села, поселка.
Введение новых знаний

У 2, с. 93-97

Т 2, с. 53-54


60
История Московского Кремля.
Введение новых знаний

У 2, с. 98-101
Х, с. 131-132

Т 2, с. 55


61
Экскурсия в город (заседание клуба)
Введение новых знаний

У 2, с. 102-106
Х. с. 129-144

Т 2, с. 56-57


62
Урок-экскурсия по родному городу, селу, поселку.
Урок-экскурсия




63
Общий дедушка.
Введение новых знаний

У 2, с. 107-109

Т 2, с.58-59


64
Я и мои близкие



65
День Победы.
Введение новых знаний

У 2, с. 110-113
Х. с. 132-134

Т. С. 60


66
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.
Урок- практикум



67
День Конституции России.
Введение новых знаний

У 2,с. 114-117
Х. с. 135-136

Т 2, с. 61-63


68
Заключительный урок.
Обобщение и систематизация знаний
У 2, с 118-121
Т 2, с. 62-63












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15