Вовлечение родителей в образовательный процесс


Вовлечение родителей в образовательный процесс
Всё начинается с детства: формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное - закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье.«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей; если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться; если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными; если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.» Дороти Нолт. Очень мудрые слова. Поэтому какие бы задачи общество не ставило перед школой, без поддержки, помощи родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличии у них педагогических и психологических знаний, процесс обучения и воспитания не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика!
При проведении родительских собраний мною взято за правило: выражать благодарность активным родителям; не учить, не поучать родителей; никогда не ругать детей на собрании; делиться с родителями своим накопленным опытом воспитания детей; на собрании создать атмосферу доверия. Используются разные виды собраний: организационные, тематические, собрания-диспуты, итоговые, собрания-консультации, собрания-собеседования.
См. мини-сайт учителя начальных классов Рубцовой Анны Михайловны: режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/roditelskie-sobraniya-v-nachalnoy-shkole «Разработки родительских собраний в начальной школе.» Приоритетными направлениями в моей работе с семьёй являются профилактика, просвещение родителей и, при необходимости, коррекционная работа с семьёй. Но вначале семью надо узнать, изучить, особенно проблемные, неблагополучные семьи.
Традиционной формой в работе с семьёй являются родительские собрания по психолого-педагогическому просвещению родителей, на которые приглашаются разные специалисты: медработники, инспекторы, психолог.
См. мини-сайт учителя начальных классов Рубцовой Анны Михайловны: режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-65 «Ответственность родителей за воспитание детей»- родительское собрание.
Для того чтобы вызвать интерес к информации, мною проводятся собрания в форме презентаций, тестирования, включая родителей в диалог по вопросам воспитания детей, чтобы родители от роли пассивных наблюдателей перешли к активным участникам образовательного и воспитательного процесса.
См. приложение №17 з – выписка из протокола родительского собрания «Обучение учащихся 1-2 классов в соответствии с переходом на ФГОС».
Нередко у родителей после собрания появляются вопросы. Поэтому индивидуальное консультирование мною помогает выяснить причины трудностей в воспитании и обучении. Не давать готовый рецепт воспитания, а стараться помочь самим родителям разобраться в проблеме, причинах трудностей.
. Традиционным стало проведение классных часов родителями учащихся, что также сближает семью и школу, знакомит с профессиями родителей и вызывает у детей чувство гордости за своих родителей.
В проектную деятельность вовлечены мною родители, где взаимодействие с детьми, сотрудничество «родитель-ребёнок» происходит в ходе совместного поиска необходимой информации, где семья сплачивается единой деятельностью.
Совместный досуг (походы, поездки, экскурсии с родителями, праздники) объединяют школу и семью, вовлекают их в совместную деятельность. Формируется активная педагогическая позиция родителей, повышается воспитательный потенциал семьи.
С детьми обсуждаются вопросы семьи, семейных ценностей и традиций, где у учащихся формируется положительный образ семьи. Этому посвящены целые циклы занятий. Учащиеся пишут сочинения о своей семье, проявляют творчество в рисунках «Моя семья».
Семейные конкурсы, выступления, конкурсы рисунков, поделок совместно с родителями способствуют сближению школы и семьи, создают комфортный микроклимат в школе, в отдельном классе, формируют у родителей ответственность за воспитание детей.
.См. приложение № 20 – благодарности родителям за участие
См.приложение № 21, 3.1 – отзывы родителей, выпускников школы и учащихся.
См. приложение № 18 – публикации с газеты «Знамя труда».
См. приложение № 4 - благодарности с ДК.
См. приложение № 5, 5а, 5б, 9 – грамоты детей.
Вывод: Родители принимают активное участие в проведении мероприятий, мною используются разнообразные формы работы с родителями, реализуются запросы родителей к содержанию и организации образовательного процесса, о чем свидетельствуют положительные отзывы родителей, выпускников и учащихся.