Рефлексивный отчет учителя II уровня «Возможно ли вовлечение всех учащихся в учебный процесс через использование ИКТ»

Отчет А_ Исследование в действии
«Возможно ли вовлечение всех учащихся в учебный процесс через использование ИКТ»
На первом этапе Программы курса повышения квалификации второго уровня, меня заинтересовал модуль «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования системы обучения» и мне было интересно, как применяя ИКТ изменить свою практику преподавания, так чтобы заинтересовать детей учебным процессом, чтобы научить ребенка применять ИКТ не только для развлечения, но и для обучения.
Я работаю в сельской малокомплектной школе, где контингент учащихся в основном из малообеспеченных семей, для многих из которых компьютер это непозволительная роскошь, доступная ребенку только в школе. Но и школа не может предоставить ребенку всех возможностей овладения ИКТ, так как в школе старая техническая база, да и большая часть учителей нашей школы предпочитают традиционные методы преподавания, построенного на основе «бумажного» наглядного материала.
Тема для моей школы актуальна еще и потому, что, по моим наблюдениям, у нас очень низкий уровень применения ИКТ в учебном процессе: если ученики старших классов встречаются с ИКТ изучая информатику, английский, географию, то у учащихся начальных классов ИКТ на уроках очень редкий гость, учителя начальных классов ИКТ практически не используют в обучении. А ведь ИКТ интересно не только старшеклассникам, малыши с великим удовольствием и интересом работают на таких уроках.
Для своего исследования я взяла учеников 4 класса, потому, что обучение в этом классе построено на традиционных подходах, а учитель предпочитает авторитарный стиль преподавания и поэтому, практически у всего класса, по диагностикам психолога, повышенный уровень тревожности. А так как дети на следующий год переходят в среднее звено, эта тревожность может усилиться в связи с переходом на новую ступень обучения, смену учителей.
Я думаю, что просто необходимо у этих детей снизить уровень тревожности, повысить уверенность в своих силах и возможностях. Для этого я хочу вовлечь всех учащихся класса в учебный процесс, применяя на уроках ИКТ, так как я считаю, что ИКТ не просто интересно детям, но и формирует компьютерную грамотность, развивает самостоятельность в работе учащихся на уроке, реализует индивидуальный, личностно-ориентированный подход, помогает раскрыться даже самому слабому ученику, а также максимально экономит время на уроке.
В своей практике, основываясь на теме исследования, я хочу вовлечь всех детей в учебный процесс через применение ИКТ для самостоятельной и групповой работы, для демонстрации материала по новой теме, для раскрытия творческих и индивдуальных способностей учащихся, для организации физкультминуток.
Уроки в начальной школе всегда сопровождаются различными средствами наглядности. Возникают вопросы о том, где найти нужный материал и как лучше его преподнести детям? Компьютер и интерактивная доска в данном случае является большим подспорьем. ИКТ преобразуют уроки, делают их более интересными, разнообразными. Такие уроки в начальных классах помогают лучше реализовать учебный процесс, так как у детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, поэтому в их обучении просто необходимо применять как можно больше иллюстративного, наглядного материала, задействовать в процессе обучения все органы восприятия ребенка [www.nsportal.ru].
ИКТ является действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании и обучении (руководство для учителя, с. 262).
В школе, где я работаю, трехуровневые курсы повышения квалификации прошли всего три учителя: два – третий уровень, один учитель – первый, поэтому многие интересуются данной программой. На первой встречи со школьным коллективом, я кратко ознакомила коллег с Программой второго уровня, с модулями, на основе которых построена программа переподготовки. По окончанию данной встречи мы провели анкетирование с целью выяснения заинтересованностью коллег в своем профессиональном развитии. Анализируя анкеты (приложение6), стало ясно, что не мне одной интересен модуль «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования системы обучения», из 16 опрошенных коллег, данным модулем были заинтересованы 5 педагогов.
А значит, я смогу консультироваться с этими коллегами в своей дальнейшей практике и мы сможем создать творческую группу по апробации данного модуля в нашей школе.

В начале своего исследования в данном классе я провела анкетирование(приложение7), с помощью которого хотела бы выяснить, владеют ли дети компьютером и как они используют свое умение. На первый вопрос «Умеют ли дети работать за компьютером», положительно ответили 100% учащихся. Как же применяют дети свои знания и умения? 100% ответили, что они чаще всего просто играют в различные игры. Теперь возникает вопрос, какие программы дети знают и какими пользуются? На часть моих вопросов ответы я получила при анкетировании, а ответы на остальные вопросы я просто взяла из своих наблюдений.
В период моей практики в школе проходила неделя информатики в старших классах и для малышей во время больших перемен был свободный доступ в кабинет информатики и компьютерам. Посоветавшись с учителем информатики, мы пригласили весь 4 класс и разрешили им самостоятельно выбрать себе занятие на компьютере на всю перемену. Что же я увидела? Все дети выбрали все теже игры и лишь одна девочка программу Paint. Я сделала вывод, что для детей компьютер это игрушка, в которую можно поиграть в любое время.
Поэтому я решила, что на уроках необходимо показать детям, что компьютер имеет намного больше возможностей, которые можно использовать не только для развлечений, но и для своего обучения и приобретения знаний.
Будут ли проблемы у меня при прохождении практики? Думаю что да, ведь при любых нововведениях встречаются свои проблемы. В чем же я вижу свои проблемы и могу ли я их решить?

Есть еще небольшие проблемы, с которыми я столкнусь в своей практике. Проблема, которую решить пока не удается, это то, что в нашей школе в кабинете информатики старенькие компьютеры, которые не поддерживают новые программы и в условиях нашей сельской школы нет возможности выхода в интернет.
Если есть проблемы, то их надо решать, а если они не решаемые, то надо просто изменить свои планы, поэтому электронное тестирование, которое я планировала провести после изучения новой темы, я заменю традиционным.
Первый этап Программы дал мне понять, что изменения в моей практике просто неизбежны и в этом я убедилась на собственном опыте.
Во-первых, изменился мой подход к планированию уроков. Если раньше план каждого урока отражал только програмное содержание, в нем трудно было отследить включение каждого ребенка в процесс урока, я никогда не указывала как и за что я буду оценивать ребенка на уроке, какие методы и технологии буду использовать, то попробовав применить в своей практике среднесрочное и краткосрочное планирование, я поняла насколько оно удобно и практично. КСП и ССП(приложение 1,2,3,4,5), на мой взгляд, очень четко показывает всю структуру урока, теперь я точно знаю, когда, как и каким образом я оцениваю детей, какие методы я могу использовать на данном этапе работы.
Я стала иначе подходить к постановке целей урока, если раньше в планах моих уроков были общие цели, непонятно на что направленные и к чему приводящие, то сейчас цели моих уроков имеют конкретную направленность на результат, к которому я должна прийти в конце урока, на ребенка, чему он в ходе урока должен научиться. Теперь обучение на моих уроках ориентировано на каждого ученика и направлено на качественное увеличение знаний.
Продумывая ход своих уроков и составляя краткосрочное планирование, мне было очень сложно перестроиться с традиционной формы написания планирования на каткосрочное. Но набив о первое КСП шишки, я никак не могла уложиться в 45 минут урока, мне хотелось конкретнее расписать свой план, последующее шло немного легче и я постаралась, так организовать работу, что бы урок был содержательным, чтобы от каждого этапа урока была максимальная польза и в процессе урока участвовали все дети класса.
В свои уроки, через ИКТ, я постаралась включить все модули Программы: работая в группе, дети изучали новую тему, используя для этого презентацию, с помощью презентации была организована практическая работа детей на уроке; развитие критического мышления происходило через постановку вопросов согласно таксономии Блума, через методы рефлексии; при оценивании – выведение критериев для взаимооценивания и самооценивания; привлечение одаренных и талантливых детей к взаимообучению используя презентацию для объяснения новой тем; учитывая возрастные особенности детей, ИКТ делает материал более доступным, наглядным, включая в процесс обучения весь класс и очень помогает при организации физкультминуток и самостоятельных работ.
Изменились и сами уроки, раньше я никогда не применяла на уроках групповую работу, считая, что это создает много шума, а результата – ноль, сейчас мое мнение изменилось, я поняла, что групповая работа очень хороша на различных этапах урока, прекрасно подходит для взаимообучения, изучения новой темы, «учащиеся развиваются и в социальном и эмоциональном плане, так как они слушают различные точки зрения, и вынуждены выражать и защищать свои идеи. «в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, ставить под сомнение другие концепции, и принимать активное участие»( Smith and Gregor,1992, с. 228).
На своих уроках я также стала применять формативное и суммативное оценивание, и результат стал виден практически сразу – в конце урока каждый ребенок видит результат своей работы и знает к чему ему необходимо стремиться. Теперь на моих уроках «ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя . Лишь те, кто учится способны научиться тому, как улучшить свое обучение» (руководство для учителя, с. 258).
Я иначе стала относиться к постановке вопросов на уроках, все задаваемые вопросы я стараюсь ранжировать по таксономии Блума, теперь я думаю, будет ли интересен вопрос детям, смогут ли они, отвечая на заданные мною вопросы, применить не только свои знания, но и свой опыт, свои наблюдения.
Использование на моих уроках ИКТ дало мне возможность помочь слабеньким учащимся повысить уверенность в своих силах, включить их в процесс обсуждения изучаемой темы, организовать групповую и самостоятельную работу учащихся. ИКТ сделало мой урок намного интереснее и содержательнее, а главное то, что знания получаемые учениками на таких уроках подкрепляются еще практически и наглядно.
Основываясь на этом, можно сказать, что я практически отказалась от традиционных подход в обучении и стараюсь строить свои уроки на конструктивистских методах преподавания.
В начале проведения Action research возник вопрос о выборе учеников АВС. Для консультирования по этому вопросу, я пригласила классного руководителя 4 класса и психолога школы, с целью подтверждения моего выбора. В течение нашей встречи мы обсудили результаты, полученные в ходе наблюдений и диагностик, и выбрали учащиеся для исследования АВС: А – Алан, В–Анастасия, С –Ирина.
Результаты психологических диагностик:

Почему я выбрала данных детей и в чем я могу им помочь? У всех этих детей, по диагностикам психолога, повышенный уровень тревожности, значит необходимо так построить свою работу на уроке, что бы эти дети избавились от своих страхов и барьеров, поверили в себя и в свои силы.

Остановив свой выбор на данных учащихся, мне не стоит забывать и о других учениках класса, у которых тоже есть определенные барьеры.

Выполнение самостоятельной работы по построению углов

Объяснение нового материала

Главной целью серии последовательных уроков стало вовлечения всех учащихся в учебный процесс через применение ИКТ на различных этапах урока. На первом уроке(приложение1) «Выполнение вычислений с многозначными числами с помощью микрокалькулятора», ребята, работая в группах, самостоятельно знакомились с новой темой, по которой были составлены постеры. На этом этапе прекрасно показала себя ученица В, которая не только помогала в оформлении постера, но и стала спикеров в этой группе, значит мои предположения оказались верными и мы двигаемся в нужном направлении.

Ученица В составляет и защищает постер по теме «Калькулятор»

На данном уроке, для закрепления новой темы я использовала разноуровневые задания для учащихся АВС, для того чтобы каждый ученик попал в поток, но способ выполнения был один - необходимо было выполнить все вычисления в программе «Калькулятор». Мне показалось, что данная работа более эффективна, чем работать с карманным калькулятором, так как при работе развивается не только навык работы с калькулятором, но и навык работы с компьютером.
Для того, чтобы все дети смогли быстро найти программу «Калькулятор», на слайде был выведен алгоритм открытия данной программы. Меня очень порадовало то, что слабенькие ученики заинтересовались данным видом работы и выполнили ее почти на отлично, у ученицы С получилось лучше чем у ученика А.
Ученица С, которая на уроке не всегда знает что надо делать - прекрасно справилась со своим заданием, сама смогла открыть необхоимую программу, выполнила решения быстро и без ошибок.
Мне очень понравилась как слаженно работали ребята в группе решая задачи, обсудив задачу дети распределили обязанности между собой и пока одни оформляли задачу, другие проводили вычисления в программе «Калькулятор».

Ученица С выполняет задание

Решаем задачу


Изучая виды углов и треугольников на следущем уроке(приложение2), ребята самостоятельно определяли тему урока, используя метод мнемоника и ученица В была одной из первых, кто предоставил правильный ответ.
А для объяснения нового материала, я использовала программу Power Point, в которой мы рассматривали виды углов и треугольников, по окончанию данного вида работы, я воспользовалась электронными помощниками-анимашками, которые помогли ребятам правильно построить углы, поэтапно объяснив алгоритм выполнения работы. Ребята с удовольствием, с помощью карандаша и линейки в тетради выполняли все действия за анимагероями и в результате правильные чертежи получились даже у ученицы С.


Алгоритм построения углов

Работа ученицы С

Шанк и Циммерман (1994) акцентируют внимание на формирование самостоятельности детей в процессе контроля своего обучения. Желание самостоятельно работать ...важный аспект метапознания. С этой целью я решила организовать закрепление темы урока так, чтобы дети проявили свою самостоятельность, для этого я использовала программу Paint, где ребятам необходимо было построить любыми способами три разных угла и три треугольника. Для начала мы повторили алгоритм открытия программы. Все ученики с интересом принялись выполнять это задание.
Результаты работы показали, что ученик А и ученица В строили углы и треугольники используя инструмент «Прямая линия», а ученица С с помощью «Ломаной линии» и ее чертежи получились более удачными.


Работа ученицы С





Отвечаем на вопросы. «Ромашка Блума»

Для закрепления темы данного урока я решила применить Ромашку Блума, подготовив ребятам вопросы высокого и низкого порядка. Команде, в которой были ученицы В и С, достались вопросы «Как, с помощью подручных средств, определить вид угла?» и «Как без линейки и треугольника построить прямой угол?».
Мне понравилось, что девочки решили эти вопросы, опираясь на свой опыт. Без всякого страха, очень уверенно они обе вышли отвечать к доске и показали, как используя тетрадный лист или книгу можно построить прямой угол и определить вид угла.

Ученица С показывает, как с помощью тетради определить вид угла

Какой же урок математики обойдется без логических заданий. Продемонстрированный на слайде прямоугольник, разделенный прямыми линиями на части, заставил задуматься ребят над тем, на какие фигуры получились при делении, какие виды треугольников есть на чертеже, и сколько получилось острых углов? Быстрее и правильнее всех справился с заданиями ученик А, он правильно назвал все получившиеся фигуры, виды получившихся треугольников и назвал точное количество острых углов на чертеже.
С помощью ИКТ можно привлечь одаренных и талантливых детей к процессу взаимообучения своих одноклассников, этим я и воспользовалась при изучении темы «Транспортир. Измерение и черчение углов с помощью транспортира»(приложение3).
На этом уроке одаренные учащиеся, одним из которых был ученик А, стали консультантами своих одноклассников и моими помощниками. Подготовив предварительно ребят- консультантов к уроку, я разделила класс на группы и представила консультантов, с которыми ребята будут работать весь урок. На консультантов легла большая ответственность, ведь им необходимо было объяснять в группах новую тему по презентациям программы Power Point, наглядно показывать, как применять транспортир для измерения и построения углов и, в конце урока, еще и оценить работы одноклассников.
Консультанты прекрасно справились с поставленной целью, они объяснили одноклассникам, что такое транспортир, как и когда он появился, и показали ребятам, как используя транспортир, можно начертить и измерить угол.
При оценивании работ, консультанты, несмотря на критерии оценивания, немного завысили оценки своим одноклассникам, я связываю это с тем, что взаимооценивание никогда не применялось в данном классе и у ребят нет опыта в данном виде работы.
В роли консультанта очень хорошо раскрылся ученик А, который прекрасно смог объяснить ребятам в группе новую тему, показал и рассказал правила выполнения чертежей с помощью транспортира. В данной работе ученик А смог преодолеть свой барьер, он показал всем свои знания и помог остальным ребятам в работе.

Ученик А объясняет в группе новую тему

Помогаем одноклассникам


На уроке по закреплению(приложение4) изученного материала учащиеся составляли вопросы используя куб вопросов. Мне очень понравилась работа учащихся А и В, составленные ими вопросы заставили ребят призадуматься «Где находится центр транспортира?», «Кто изобрел транспортир?», «На основании чего был изобретен транспортир?», вопросы составленные учениками С, были низкого порядка «Что такое транспортир», «Для чего нужен транспортир».
Следовательно, мне необходимо в дальнейшей своей практике поработать с учениками С, что бы научить их составлять вопросы высокого порядка.

«Лови вопрос»

«Волшебный кубик»

Закрепляя знания, полученные на уроке, я использовала игру «Лови вопрос», которая сопровождалась демонстрацией практических навыков.
При очередном вопросе ученица С, преодолев свои страхи, изъявила желание выйти к доске и это было настолько для всех неожиданно, что удивило даже классного руководителя, присутствующего на уроке.
Я считаю, что у ученицы С появилась уверенность в себе, в своих возможностях, значит я смогла помочь этому ребенку преодолеть ее барьер.
Но как бы не был интересен урок, невозможно весь урок работать без перерыва и здесь мне на помощь приходили физкультминутки, но это не просто отдых для ребенка, это своеобразный переключатель на другой вид работы.

Разминка-передышка

Подводя итоги уроков, я проводила рефлексию с использованием «Бортовых журналов», в них ребята отмечали, что им уже известно было по изучаемой теме, а что они узнали и услышали впервые.

«Бортовой журнал»



Так при рефлексии по теме «Виды углов и треугольников», ребята отметили, что новым было для них «что прямой угол больше острого и меньше тупого, что строить углы и треугольники можно с помощью подручных предметов».
Так же подводя итоги урока, дети отмечали положительные и отрицательные моменты, в которых было выделено, что ребятам понравилось работать в группах, объяснять своим друзьям, как пользоваться транспортиром, отвечать на вопросы друг друга. Все ребята отметили, что им понравилось на уроке работать за компьютером, так как это интересно и облегчает работу. Еще мне очень понравилась фраза, прозвучавшая в классе, что на уроке понравилось самим изучать темы урока, потому что они это делают САМИ!
ИКТ не способ решения всех проблем урока, но все же «может мотивировать учащихся к участию в выполнении познавательных и метакогнитивных заданий. Чтобы использование ИКТ имело желаемый эффект, педагогические знания учителей должны развиваться с учетом информационно-коммуникативных технологий и согласовываться с уровнем компетентности и уверенности учителей в использовании этих технологий» (Руководство для учителя, с 262).
И очень важно, применяя на уроках ИКТ придерживаться принципа «не навреди», не превратить урок в игру, а грамотно использовать возможности для развития и обучения детей.
В период своей практики я проводила наблюдения и дополнительные анкетирования с учениками АВС. Что же в итоге у меня получилось? Произошли ли изменения в детях после проведенных уроков?
Результаты анкетирований и произошедших изменений я представила в виде таблицы:



Ученица С «Списать у соседа проще»

Ученица С «Я не боюсь отвечать»

По окончании серии уроков с учениками АВС проводила интервью, в котором дети высказывали свое отношение к изменениям в процессе уроков.
Так на вопросы о работе в группах ученик В ответил, что ей комфортно было работать в маленьких группах, потому что легче помогать друг другу, она предпочитает простые, легкие вопросы, при изучении новой темы предпочитает объяснения учителем самостоятельной работе, ей нравится применение на уроках ИКТ, а уроки проходят очень быстро.
Ученик А в интервью высказал свое отношение к групповой работе, указав на распределение ролей в группе, в конце урока он поставил себе за работу 4, объяснив это тем, что задачу он не дорешал (а для этого ребенка важно, чтобы любая работа имела свое завершение), на уроках нравится работать за компьютером.
Ученица С подводя итоги своей работы сказала, что ей не нравятся задаваемые на уроках вопросы, так как она иногда не знает как на них ответить, она отметила, что с помощью калькулятора, она все сделала быстро и правильно, за урок выставила себе 5, объяснив это тем, что она на уроке хорошо работала и, хотя, данная оценка была завышена, мне ее работа на уроках очень понравилась, работать за компьютером ученице С нравится, потому что «у меня все получается и я получаю хорошие оценки».
В течение всего исследования велась видеозапись серии последовательных уроков, из которой четко видны изменения, произошедшие с учеником С. Если на первых уроках этот ребенок старался быть незаметным, то уже к 4 уроку девочка сама высказывает желание выйти к доске.

Работа в группах на первом уроке и в конце исследования

Так же очень хорошо виден прогресс в групповой работе, если в начале серии уроков каждый работал сам по себе, то после серии уроков видно, что в группах идет обсуждение, происходит распределение ролей, а сильные учащиеся помогают слабеньким.
В качестве результатов обучения детей можно представить их работы, выполненные в программе Paint, чертежи, постеры, которые дети составляли по изучаемой теме, карточки с выполненными заданиями, работы в тетрадях, тесты по пройденной теме.


Постер «Калькулятор»
Тест по пройденной теме


Карточки для самостоятельной работы на уроке



Проводя опросы в течение серии уроков, я старалась строить вопросы на основе таксономии Блума. Как отнеслись дети к вопросам высокого и низкого порядка? Я провела анкетирование по теме «Вопросы на уроке» в начале исследования (4 апреля) и по его окончанию (24 апреля). Результаты этих анкетирований отражены в диаграмме:
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3



Из данных диаграмм видно, что если в начале серии уроков у детей был страх перед вопросами, задаваемыми на уроках, некоторым вопросы не нравились, было трудно на них отвечать, то после серии уроков отношение детей к вопросам изменилось: исчезло чувство страха, появилась уверенность в ответах, на вопросы стало отвечать легко. С чем это связано?
Я думаю, это связано с тем, что я стала иначе относиться к формулировке вопросов, вопросы стали направлены не только на знания ребенка, но и на их практическую сторону.
По окончанию исследования я провела анкетирование по определению отношения к применению ИКТ на уроках. По результатам этого анкетирования можно сделать выводы, что детям очень нравится на уроках работать за компьютерами 100% , 90 % учеников отметили свое положительное отношение к использованию ИКТ на уроке, а 10% нравится когда учитель объясняет тему без применения ИКТ. Мнения детей разделились, когда они отвечали на вопрос какую форму работы дети предпочитают: 20% нравится, когда на уроке используются видеоролики, 40% нравится, когда с помощью ИКТ проводятся физкультминутки и 40% предпочитают использование презентаций на уроках. 70% учащихся считают, что ИКТ на уроках используется пока еще редко. В данной анкете были вопросы, в которых необходимо было высказать свое мнение, закончив предложения: «Когда на уроке используют ИКТ мне.....это нравится - 70%, не нравится – 10%, интересно – 20%. «Я хотел бы что бы .... чтобы использовалась интерактивная доска; компьютер использовали на всех на уроках».






Учащиеся начальных классов лучше воспринимают наглядный материал, яркий, запоминающийся. Работа с использованием ИКТ на уроках стала более эффективной, наглядной, так как дети переключаются с одного вида деятельности на другой.
В процесс такой работы включаются все учащиеся класса, если читая текст ученик С, что-то может не успеть, не понять, то при использовании ИКТ он видит информацию, читает ее, а если титры к слайдам читает кто-то другой – он еще и слышит.
Я не считаю, что ИКТ на уроке решает все проблемы, но оно очень удачно вовлекает детей в учебный процесс и делает ее более интересной.
В своей работе я строила уроки на основании старых методик, когда учитель дает готовые знания детям, когда слово учителя на уроке важно. Но проведя серию уроков, используя новые подходы в обучении, я поняла, что по-старому теперь работать не смогу, мне просто это будет неинтересно.
Так в период школьной практики я обратила внимание, что детям очень нравится самостоятельность на уроках, главное направить ее в нужное русло; огромную помощь приносит на уроках ИКТ, только не надо перегружать ими урок; ребятам нравится работать в группах, главное чтобы они видели результаты совместной работы и, чтобы не возникало недовольства по поводу деления групп, необходимо придумывать интересные (для детей) способы деления.
Исходя из данных, полученных при исследовании, я хочу обязательно внести изменения в свою практику. Я хочу научить детей всем правилам работы в группе, чтобы детям не просто было интересно работать в группах, но и работа была результативной.
Применение ИКТ на своих уроках я считаю необходимостью, надо идти в ногу со временем и на полшага впереди детей, иначе у детей может пропасть интерес к учебному процессу.
У меня, как у учителя, в период школьной практики, возникало очень много вопросов и барьеров: а смогу ли я организовать урок по-новому так, чтобы это было понятно ученикам и был виден результат урока? А как воспримут дети мои нововведения? Успею ли я обратить внимание на каждого ученика на уроке? А хватит ли мне времени на уроке для выполнения всех запланированных заданий? Не подведет ли старенькая техника?
Но как гласит народная мудрость «У страха глаза велики». Пусть не все и не с первого раза у меня получилось, но первый кирпичик нового подхода к обучению мною заложен и я думаю, что со временем кирпичиков будет становиться все больше и больше.
Смогу ли я ответить на все свои вопросы по окончанию практики, думаю, что да. Результаты уроков показали мне, что мои страхи были напрасны и ребята с увлечением включаются в новые виды работы на уроке, им нравится получать знания самостоятельно, даже у ученика виден прогресс в обучении. А так как на уроках учащиеся А больше времени занимались самостоятельно, то у меня было больше возможностей поработать с учениками С индивидуально.
И пускай на первых уроках мне не хватило времени для выполнения всех запланированных заданий, на следующих уроках я более внимательно относилась к распределению времени для выполнения заданий, да и дети уже работали более слажено.
У меня так же были проблемы с составлением ССП и КСП, мне трудно было понять, как в эту таблицу можно вместить все, что мы писали раньше при планировании уроков? Оказалось, что принцип написания ССП и КСП совершенно отличается от традиционного плана урока и его составление при определенной практике не составляет большого труда.
В начале своей практики я задавала себе вопрос: «А не ошиблась ли я с выбором темы исследования, так ли она необходима в моей школе?».
Сейчас по окончанию своего исследования я вижу, что нет, не ошиблась. Я увидела интерес к этому модулю у детей, вижу, как они изменились за такое короткое время.
В дальнейшем я хочу продолжить исследование по своей теме, но теперь уже создав творческую группу из заинтересованных коллег, с которыми мы будем не только делиться опытом, обмениваться своими наработками, но и организовывать мастер-классы для других учителей, проводить коучинги и Lesson studi для отслеживания изменений происходящих в наших детях.
В этом году в нашу школу будет поставка двух кабинетов новой модификации и я думаю, что применение ИКТ на уроках перейдет на новый более качественный уровень.
В своей же практике я планирую применение ИКТ не только на уроках математики, но и на других уроках тоже. Хочу больше использовать видеоматериалов на уроках, использовать электронные учебники для самостоятельного изучения нового материала, для проверки знаний, а так же применение на уроках флипчартов, ведь «возможность прикоснуться к экрану и соприкоснуться с изучаемым материалом повышает непосредственное, «физическое» участие учеников на занятиях»(Активные методы преподавания и обучения, с – 66).
Я планирую научить ребят самостоятельно составлять презентации и создавать видеоролики, которые впоследствии можно будет использовать на уроках.
Я еще не знаю как, но я очень хочу через модуль «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования системы обучения» организовать работу с одаренными и талантливыми детьми, ведь чаще всего в практике, именно эти дети выпадали из моего поля зрения.
Из данного проекта исследования для себя я четко определила, что все полученные знания мне просто необходимо применять на своей практике. Почему? Наверно потому, что изменились мои взгляды на значение самой Программы, изменилось мое отношение к преподаванию и я, совершенно иначе, взглянула на свою практику, на своих учеников.

Используемая литература:
Руководство для учителя
Аблисимова Л.А. Использование ИКТ в начальной школе-WWW.nsportal.ru 06.04.2012
Активные методы преподавания и обучения






































Приложение1


























































Приложение2






















































Приложение3






















































Приложение4






















































Приложение6























Приложение5

















Приложение7









Белошапкина Татьяна Юрьевна Портфолио учителя Отчет А
21 группа 2 уровень г. Алматы, РИПК СО 24.05.2014г.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




 "$&Ђ‚†Љ
·
·
·
·
·
·
·Диаграмма 3Рисунок 29C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 2\IMG_8710.JPGРисунок 1Рисунок 4C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 2\IMG_8734.JPGРисунок 35C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 2\IMG_8775.JPGРисунок 12C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 3\IMG_8803.JPGРисунок 31C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 4\IMG_9057.JPGРисунок 30C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 4\IMG_9039.JPGРисунок 3C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 3\SAM_6612.JPGРисунок 6C:\Users\Татьяна\Documents\к практике\КЕЙС\4 задание\ира\IMG_8789.JPGРисунок 1C:\Users\Татьяна\Desktop\практика\урок 4\SAM_6573.JPGДиаграмма 22Диаграмма 24Диаграмма 715