Метод разработка Экзаменационное портфолио по дисциплине «Теория и методика преподавания информатики» на тему: «Технология хранения, поиска и сортировки данных»

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии




Экзаменационное портфолио
по дисциплине
«Теория и методика преподавания информатики»




на тему:
«Технология хранения, поиска и
сортировки данных»







Выполнил: учитель информатики
МБОУ «Юнгинская СОШ им.
С. М. Михайлова» Моргаушского района
Киршева Ирина Валериановна
Проверил: доцент кафедры математики и информационных технологий
Гурьева Оксана Валериевна











Чебоксары 2013

13 TOC \o "1-6" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc370111870" 14II. Содержание 13 PAGEREF _Toc370111870 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc370111871" 141. Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc370111871 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc370111872" 141.1. В какую содержательную линию входит тема 13 PAGEREF _Toc370111872 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc370111873" 141.2. Место темы в учебном плане и порядок изучения темы 13 PAGEREF _Toc370111873 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc370111874" 141.3. Цели изучения темы 13 PAGEREF _Toc370111874 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc370111875" 142. Содержание темы (примерное тематическое планирование) 13 PAGEREF _Toc370111875 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc370111876" 143. Планируемые результаты освоения содержания темы. 13 PAGEREF _Toc370111876 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc370111877" 144. УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы, развитие темы в данном УМК по классам 13 PAGEREF _Toc370111877 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc370111878" 145. Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК 13 PAGEREF _Toc370111878 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc370111879" 146. Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК из рекомендованных в Федеральном перечне 13 PAGEREF _Toc370111879 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc370111880" 14III. Список литературы 13 PAGEREF _Toc370111880 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc370111881" 14IV. Приложение 1. 13 PAGEREF _Toc370111881 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc370111882" 14V. Приложение 2. 13 PAGEREF _Toc370111882 \h 14231515
15

II. Содержание

1. Пояснительная записка


1.1. В какую содержательную линию входит тема

Данная тема «Хранение, поиск и сортировка данных» входит в 3 главу «Хранение и обработка информации в базах данных» рабочей программы по информатике разработанной с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г.,Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
1.2. Место темы в учебном плане и порядок изучения темы

Тема «Базы данных» содержит в себе ряд узловых вопросов, имеющих фундаментальное значение для курса информатики в целом. В этой теме ученики впервые встречаются с понятием величины (в дальнейшем будет широко использоваться в электронных таблицах, в алгоритмах и программах).
Величина это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера.
С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип.
Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:
множеством значений, которые может принимать величина;
множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;
формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.
Изучение темы «Базы данных» может происходить на разных уровнях:
Минимальный: дать общие представления о базах данных, научить работе с готовой БД: осуществлять поиск информации, сортировку, удаление и добавление записей.
Углубленный: познакомить с основами проектирования БД, научить создавать базы данных, обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных. Знать структуру и заполнять БД.
Работа с СУБД начинается с запуска соответствующей программы. Первое понятие, которое должны усвоить ученики: БД хранится в файле; чтобы начать с ней работать, необходимо открыть файл с БД.
Представляя ученикам БД, необходимо обратить внимание на то, что наряду с самой таблицей в памяти компьютера хранится описание ее структуры, откуда пользователь может узнать параметры полей: имя, тип, формат и др. (в Access это делается в режиме «Таблица Конструктор»).


1.3. Цели изучения темы


Дать представление о назначении баз данных.
Познакомить с основными реляционными базами данных.
Обучить основным приемам работы с базой данных
Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.























2. Содержание темы (примерное тематическое планирование) [13 REF _Ref348346177 \r \h 14315]


Понятие базы данных (БД), информационной системы.
Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.
Системы управления БД и принципы работы с ними.
Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
Логические операции.
Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

3. Планируемые результаты освоения содержания темы.

Для основной школы по ГОС 2004:

В результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление: о понятии «информация» одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных. Также о методах представления и алгоритмах обработки данных, дискретизации, о программной реализации алгоритмов.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
У выпускников будут сформированы:
навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам).
Для основной школы по ФГОС НОО и ООО:
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно  обеспечить:
осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах  становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

4. УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы, развитие темы в данном УМК по классам [13 REF _Ref370113242 \r \h 14115]

УМК «Информатика» 7 - 9 класс (ФГОС)/УМК «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс Автор Семакин И. Г. и др.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Состав УМК
7-9 класс (ФГОС)
8-9 класс

Информатика: учебник для 7 класса
Информатика: учебник для 8 класса
Информатика: учебник для 9 класса
Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2
Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие
Информатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическое пособие
Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса





Электронное сопровождение УМК:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лекторий «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





















5. Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК [13 REF _Ref348346246 \r \h 14215]


Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика и ИКТ»

8 класс

№ п/п
Наименование
разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них




Теоретическое обучение,
ч.
Лабораторные и практические работы,
ч.
Контрольная работа, ч.
Самостоятельная,
ч.









1
Введение в предмет
1
1




2
Человек и информация
5
3
1
1


3
Первое знакомство с компьютером
7
4
2
1


4
Текстовая информация и компьютер
10
4
5
1


5
Графическая информация и компьютер
5
3
2



6
Технология мультимедиа
6
2

2
2


Итого
34
17
10
5
2




9 класс

№ п/п
Наименование
разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них




Теоретическое обучение,
ч.
Лабораторные и практические работы,
ч.
Контрольная работа, ч.
Самостоятельная,
ч.









1
Передача информации в компьютерных сетях
10
3
5
1
1

2
Информационное моделирование
5
3
1
1
-

3
Хранение и обработка информации в базах данных
12
5
5
1
1

4
Табличные вычисления на компьютере
10
6
3
1
-

5
Управление и алгоритмы
11
5
4
1
1

6
Программное управление работой компьютера
14
6
7
1
-

7
Информационные технологии и общество
6
3
1
2
-


Итого
68
31
26
8
3











Тема урока



Вид занятий




Оборудо-вание


Практика


Контроль знаний

Домашнее
задание









16/1
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных
Практика
Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных»
§ 10 Д/з№7

17/2
Назначение СУБД.
Теория
Учебник, ЦОР
Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8

§ 11

18/3
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.
Теория
Учебник, ЦОР


§ 12 Д/з№8

19/4
Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
Практика
Компьютер, ЦОР
Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9

§ 12

20/5
Условия поиска информации, простые логические выражения
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД»
§ 13 Д/з№9

21/6
Формирование простых запросов к готовой базе данных
Теория

·Учебник, ЦОР
Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10

§ 13

22/7
Логические операции. Сложные условия поиска
Практика
Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах»
§ 14 Д/з№10

23/8
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
Практика
Компьютер, ЦОР
Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11

§ 14

24/9
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки


Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных»
§ 15 Д/з№11

25/10
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12

§ 15

26/11
Итоговая работа по базам данных
Теория
Учебник, ЦОР
Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13
Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
§ 10 - 15

2712
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».
Итоговое
Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
§10 - 15



С сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


6. Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК из рекомендованных в Федеральном перечне

В начальной школе из рекомендуемых учебных программ 2-4 классов Матвеева Н.В.и др., в курсе «Информатика и ИКТ » в разделе «Данные и компьютер» рассматривают термин данные - закодированная информация и, что одну и ту информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами.
В среднем звене 8-9 классах в авторской программе курса основной школы под редакцией Н.Д.Угринович, содержится тема база данных в электронных таблицах.
В авторской программе под редакцией И.Г.Семакин курс «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10 – 11 классов в 11 классе прослеживается данная тема: из них 3 ч – теория, и 2ч – практика.
Учащиеся должны знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

III. Список литературы


Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

IV. Приложение 1.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Базы данных и системы управления базами данных

ФИО
Киршева Ирина Валериановна

Место работы
МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова» Моргаушского района

Должность
Учитель информатики

Предмет
Информатика и ИКТ

Класс
9

Тема и номер урока в теме
Хранение, поиск и сортировка информации,
урок №1.

Базовый учебник
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса


Цель урока: введение понятия базы данных, введение и обработка БД в и системы управления базами данных
Задачи:
-обучающие познакомить учащихся с понятием базы данных, их видами, структурными элементами; отрабатывать навыки по применению БД в СУБД;
-развивающие развивать алгоритмическое мышление; мыслительную деятельность; обогащение словарного запаса; умений и склонности к рефлексии, самостоятельности выполнения практических заданий на компьютере;
-воспитательные воспитание интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы, бережного отношения к технике, объективного отношения к результатам работы компьютерных программ, потребности и умения работать в коллективе для решения совместной задачи.
Тип урока изложение нового материала
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, практическая работа, работа с компьютерной моделью
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1.
Организационный момент

Приветствие. Отметка отсутствующих.

1

2.
Актуализация знаний
Кроссворд «Ввод данных в БД»
(№1)
Демонстрация через проектор лучших кроссвордов учащихся
Комментирование выполненных заданий.
Ответы на дополнительные вопросы
8

3.
Объяснение нового материала
Понятие СУБД. Классификация СУБД.
(№2)












Проектирование таблиц
(№3)








Проектирование отчетов
(№4)

Проектирование запросов
(№5)

















Проектирование форм
(№ 6)














Объяснение нового материала с использованием Презентации и одновременно демонстрации алгоритма выполнения работы в редакторе Access.
Рассмотрение основных понятий с примерами.
Таблицы – это основной объект базы данных, в котором хранятся все данные, имеющиеся в базе, а также структура базы (поля, их типы, свойства).
Запросы позволяют выбирать данные из одной или нескольких связанных таблиц. Результатом выполнения запроса является результирующая таблица, которая наряду с другими таблицами может быть использована при обработке данных. С помощью запросов можно также обновлять, удалять или добавлять данные в таблицы.
Формы служат для ввода и просмотра данных в удобном для пользователя виде, который соответствует привычному для него документу. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.
Отчёты предназначены для формирования выходных документов и вывода их на печать. Основное их отличие от форм заключается в том, что в отчёте отображаются все данные и в них предусмотрена возможность группировать данные по различным критериям. Отчёты могут содержать специальные элементы оформления, характерные для печати документов: колонтитулы, номера страниц и т.д.
Понятие «циклические алгоритмы».
Виды циклических алгоритмов: цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром.
Реализация циклов в языке программирования Паскаль
Наглядные примеры по использованию циклов
Вопросы для самопроверки учащихся
Вложенные циклы
Разбор задач на вложенные циклы



Запись определений в тетрадь.







Составление таблицы по презентации.
Разбор заданий





15


4.
Физкультминутка


Гимнастика для глаз
1

5.
Практическая работа
Создание таблицы, запросов и отчетов по ней в СУБД.

Объяснение и комментирование заданий практической работы.
Создать таблицу «Зачёты» с полями: № п/п, Фамилия имя ученика, класс, зачёт по математике, зачёт по физике, зачет по информатике. Заполнить таблицу сдачи зачётов по физике и математике для 10 учащихся. С помощью запросов добавить данные зачёта по информатике.
Создать по таблице отчет для печати.
Выполнение практических заданий на компьютере.
17

6.
Подведение итогов. Домашнее задание
Вопросы работы в СУБД.
Домашнее задание –практикум.
Рефлексия. Комментирование домашнего задания.
Создать в СУБД таблицу «Поликлиника» из пяти полей и 15 записей.
Проверка уровня знаний по работе с БД.
3





































Приложение к плану-конспекту урока
Основная алгоритмическая структура: цикл

Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Ввод данных в БД
Кроссворд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
Понятие СУБД. Классификация СУБД.
Презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
Проектирование таблиц
Презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
Проектирование отчетов

Презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5
Проектирование запросов

Модель
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


6
Проектирование форм




Модель
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







V. Приложение 2.
Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.

Название сайта
Ссылка

Infourok.ru
http://infourok.ru/informatika.html?subcat=12

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

http://www.lbz.ru/

Лабораторно-практические работы
http://www.metod-kopilka.ru/

Методическая копилка учителя информатики
http://www.metod-kopilka.ru/

Методическая служба издательства «Бином»:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Открытый класс
http://www.openclass.ru/

Рубрика «Информатика»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сайт К.Ю. Полякова:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сайт Тимофеева А.А.
http://alantim.narod.ru/m03.htm

Cеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/

Учительский портал
http://www.uchportal.ru/load/17

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/methods.page















13PAGE 15


13PAGE 142315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615