Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей


Муниципальная бюджетная
общеобразовательная школа-интернат
«Аскизский лицей-интернат» имени М.И.Чебодаева

«Утверждаю»
Директор Аскизского лицея-интерната
______________ / Е.Н.Араштаев «_____» __________ 2015г.
Программа
пришкольного
оздоровительного лагеря сдневным пребыванием детей
«Путешествие в
космический полет»
с. Аскиз, 2015 г.
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОШИ «Аскизский лицей-интернат».
Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерных смен являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья. Именно для этого разработана программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Космический полет».
При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. В своей деятельности лагерь руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Уставом школы, санитарными правилами и нормами.
Цель программы: организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период.
Задачи программы:
1) добиться увеличения количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2) организовать отдых и занятость детей «социально незащищенных категорий»;
3) обеспечить увеличение охвата учащихся группы риска организованными формами труда и отдыха;
4) создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
5) обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летний период через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем;
6) организовать среду, предоставляющую ребенку возможность для самореализации.
Участники программы – учащиеся школы в возрасте от 7 до 14 лет.
Место проведения - МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» имени М.И.Чебодаева.
Срок реализации – данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 21 день.
Направления программы:
-спортивно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни). В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной  самую обыкновенную утреннюю гимнастику;
-художественно-эстетическое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);
-экологическое направление (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней);
-духовно-нравственное направление (воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям).Это направление отражает в себе духовное и нравственное воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Механизм реализации программы
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
Содержание программы
Тематика смены «Космический полет» обыгрывает идею строительства и функционирования планеты творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Участники смены (жители планет) объединяются в «дома» (отряды), сами решают, как будут жить в них. Названия «домов», традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждого «дома» есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Жизнедеятельность осуществляется через органы управления. Каждый житель пытается осознать своё место в доме, собственную значимость.
Этапы реализации программы
Вся игра делится на три этапа:
1.Организационный этап (адаптационный) характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика жителей города. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд.
2.Основной этап смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. Для успешного решения задач этого оргпериода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение – романтическим, приподнятым.3.Заключительный (итоговый) этап – характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого жителя планеты.
Формы и методы реализации программы
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, утренние линейки, экскурсии.Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» и другие;
- беседы с медицинским работником;
- профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора ОДН;
-  беседа с сотрудником ГИБДД;
- инструкции по основам безопасности жизнедеятельности.
Работа по развитию творческих способностей детей
- оформление отрядных уголков, стенных газет.
- ярмарка идей и предложений;
- конкурсы рисунков, изготовление коллажей, экспресс-газет.
- мероприятия по развитию творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины,  конкурсные программы. 
Работа по привитию навыков самоуправления
- выявление лидеров, генераторов идей;
- распределение обязанностей в отряде;
- закрепление ответственных по различным видам поручений;
- дежурство по столовой.
Принципы, используемые при планировании
и проведении лагерной смены
1.Безусловная безопасность всех мероприятий.
2.Учет особенностей каждой личности.
3.Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
4.Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
5.Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
6.Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
7.Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Кадровое обеспечение
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, руководит деятельностью педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывает методическую помощь.
Начальник лагеря несет ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию работы кадров и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, органов самоуправления и проведения мероприятий в рамках программы, планирует и организовывает деятельность. Проводит с регистрацией в специальном журнале инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми.
Воспитатели являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей.
Дополнительные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для организации досуговых мероприятий.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
- Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
- Расширение кругозора детей
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Отсутствие противоправных действий, нарушений правил дорожного движения учащимися школы в летний период.
Законы и правила лагеря
Закон хозяина.
«Космическая планета» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят прежде всего от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Закон дружбы.
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде. Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
Закон толерантности.
Мы все такие разные, но все таки мы вместе.
Закон творчества.
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям.
Устав лагеря
Педагог имеет право:
Быть не руководителем, а товарищем.
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
Педагоги обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовывать активный, интеллектуальный и насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить с членами отряда.
Предоставлять каждому ребенку право выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местоположении каждого ребенка в течение дня.
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Дети имеют право:
Иметь свою точку зрения и отстаивать ее.
Разделить с педагогом ответственность за организацию жизни отряда.
Иметь время для занятий по интересам.
Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Дети обязаны:
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относиться к имуществу лагеря.
Принимать активное участие во всех мероприятиях.
Найти себе занятие по душе.
Верить в себя и свои силы.
Реализовывать все свои таланты и способности.
Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис – 2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4. – Н.Новгород: издательство ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых. творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.




Режим работы пришкольного лагеря
Время
Мероприятия
8.15 - 8.45
Прием детей, осмотр медика
8.45 - 9.00 Минутка здоровья (зарядка)
9.00 – 10.00
Завтрак
10.30 – 12.30
Мероприятия по плану
13.00 – 14.00
Обед
14.00 – 14.30
Уборка территории,
осмотр медика
14.30
Уход детей домой