ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ




МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»










ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
















Тяжинский 2014




Автор - составитель Тевдорошвили М.С., заместитель директора по Безопасности жизнедеятельности МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»






Методические рекомендации предназначены для организации работы по охране труда в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период летних каникул – п.г.т.Тяжинский:



















Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, профсоюзных работников, организаторов и работников оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул, специалистов по охране труда, педагогов и студентов.



СОДЕРЖАНИЕ



Введение
5

1.
Обеспечение безопасности в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул

7

1.1.
Основные требования к организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул
7

2.
Требования охраны труда к персоналу перед началом работы в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул
8

3.
Основные требования охраны труда в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул
9

4.
Требования охраны труда во время работы оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул
11

4.1.
Требования безопасности при проведении игр, спортивных занятий
11

4.2.
Требования безопасности при проведении туристических походов и экскурсий
12


4.3.
Требования безопасности при организации купания детей
15

4.4.
Требования безопасности в технических мастерских и во время занятий в кружках
16

4.5.
Требования безопасности при организации общественно-полезного труда
17

4.6.
Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы
18

5.
Требования, предъявляемые к работникам пищеблока
18

6.
Список литературы
20

7.
Приложения
22

7.1.
Приложение 1. АКТ приемки оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей
22

7.2.
Приложение 2.Приказ
23

7.3.
Приложение 3.Приказ
24

7.4.
Приложение 4.Перечень основных вопросов инструктажа по охране труда на рабочем месте
25


7.5.
Приложение 5. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте
26

7.6.
Приложение 6. Журнал регистрации противопожарного инструктажа
28

7.7.
Приложение 7. Журнал регистрации инструктажа учащихся по безопасности при организации общественно – полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий
28

7.8.
Приложение 8. Инструкция по охране труда
29

7.9
Приложение 9. Приказ
30

7.10.
Приложение 10. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета
30

7.11.
Приложение 11. Приказ
31

7.12.
Приложение 12. Журнал регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования
32

7.13.
Приложение 13. Приказ
32

7.14.
Приложение 14. AKT №___
о несчастном случае с учащимся (воспитанником)
учреждения системы Гособразования СССР
33


7.15.
Приложение 15. Сообщение о последствиях несчастного случая

35

7.16.
Приложение 16. Схема сообщения о групповом несчастном случае,
несчастном случае со смертельным исходом
35

7.17.
Приложение 17. Приказ
36

7.18.
Приложение 18. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте Примерный набор медикаментов для оказания неотложной помощи
37

7.19.
Приложение 19. Примерный набор медикаментов и перевязочного материала из расчета на 100 детей в одну смену
37

7.20.
Приложение 20. Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности
39

7.21.
Приложение 21. Инструкция по охране труда, при проведении занятий по плаванию
40

7.22.

Приложение 22.Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.)
42

7.23.
Приложение 23. Инструкция по охране труда при проведении спортивных соревнований
44

7.24.
Приложение 24. Инструкция по охране труда при проведении занятий в тренажерном зале
47

7.25.
Приложение 25. Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов и др.)
49

7.26.
Приложение 26. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций (для руководителя)
52

7.27.
Приложение 27. Инструкция по охране труда для инструктора по физической культуре
54

7.28.
Приложение 28. Инструкция по охране труда при организованной перевозке детей автобусом (для водителя)
57


7.29.
Приложение 29. Инструкция по охране труда при организованной перевозке детей железнодорожным транспортом во время оздоровительных мероприятий

62

7.30.
Приложение 30. Постановление

66

7.31.
Приложение 31. Приказ об утверждении нормативных документов по туристическо – краеведческой деятельности
67

7.32
Приложение 32. Инструкция по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с обучающимися общеобразовательных школ, воспитанников детских домов и школ интернатов.

69







































Введение


Методические рекомендации устанавливают основные требования охраны труда в лагерях с дневным пребыванием детей, профилактике травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми и распространяются на весь персонал независимо от должности и квалификации. Рекомендации разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с целью соблюдения организаторами смены лагеря с дневным пребыванием детей, требований безопасности к устройству, содержанию и организации безопасности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (далее – Пришкольный оздоровительный лагерь).
Под лагерем с дневным пребыванием детей понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования, с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.
В рекомендациях изложены основные требования безопасности, которые необходимо выполнять при организации отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием, с учетом потребности смены в периоды летних каникул, при исполнении обязанностей во время работы и в других случаях.
Вопросы обеспечения требований безопасности в лагерях с дневным пребывание детей урегулированы законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области.




















1. Обеспечение безопасности
в оздоровительном учреждении с дневным
пребыванием детей в период каникул

1.1. Основные требования к организации оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей в период каникул

Организатором лагерей с дневным пребывание детей могут быть органы управления образованием и молодежной политики, а также образовательные учреждения, клубы по месту жительства, детские и молодежные объединения, иные заинтересованные организации, уставные документы которых позволяют организовывать подобный вид деятельности с обучающимися и воспитанниками. Организатор смены лагеря несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
- обеспечение жизнедеятельности смены лагеря;
- создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и сотрудников;
- качество реализуемых программ деятельности смены лагеря;
- соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям обучающихся и воспитанников;
- соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников и сотрудников смены лагеря.
Смена лагеря с дневным пребывание детей проводится, как правило, на стационарной базе - на базе общеобразовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей, иных образовательных учреждений и организаций.
Лагерь комплектуются из числа обучающихся одной или нескольких близлежащих школ, подразделяются на отряды (группы) не более 25 человек для обучающихся I - IV классов и не более 30 человек для обучающихся V - IX классов. Продолжительность смены определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 дня. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.
Приемка смены лагеря с дневным пребывание детей осуществляется межведомственной комиссией, созданной органами исполнительной власти Тяжинского района или органами местного самоуправления, за 3 - 5 дней до его открытия, в состав которой входит представитель территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора, с последующим оформлением акта (приложение 1). Открытие лагеря осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам перед началом каждой оздоровительной смены. Руководитель образовательного учреждения, (начальник пришкольного оздоровительного лагеря) должен немедленно информировать территориальный отдел территориального управления Роспотребнадзора о случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, об аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения, канализации, технологического и холодильного оборудования.
К работе в пришкольном оздоровительном лагере допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие медицинскую книжку установленного образца и прошедшие специальное медицинское обследование.
Руководитель учреждения, заместители, начальник пришкольного оздоровительного лагеря, старший и отрядные вожатые, воспитатели, инструкторы по физкультуре (плаванию), медицинские работники несут персональную ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей. Для этого руководителем учреждения издаются приказы о возложении ответственности за охрану труда, сохранность жизни и здоровья детей, соблюдения пожарной безопасности пришкольного оздоровительного лагеря на каждую смену (приложения 2,3).

2. Требования охраны труда к персоналу
перед началом работы в оздоровительном учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул

Перед началом смены работники лагеря с дневным пребывание детей обязаны пройти медицинское обследование согласно установленному порядку, гигиеническую подготовку, должны быть привиты и иметь, медицинскую книжку установленного образца, которая хранится на рабочем месте. Принятые работники, прежде чем приступить к работе, обязаны пройти вводный, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (впервые принятые), с регистрацией в журналах вводного и инструктажа на рабочем месте согласно ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», противопожарного инструктажа (приложения 4-7), а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Вводный инструктаж проводит руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо по утвержденной программе. Кроме вводного, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте по соответствующей программе, повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа. Повторный инструктаж с работниками проводится не реже через 6 месяцев работы. Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда, при нарушении работниками требований охраны труда, несчастных случаях и др.
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
Персонал лагеря с дневным пребывание детей должен быть обеспечен необходимыми и надлежаще оформленными инструкциями по охране труда по профессиям, должностям, видам работ и мероприятиям.
Руководители учреждений, заместители руководителей, курирующие вопросы охраны труда, руководители, специалисты, осуществляющие организацию, руководство и проведение мероприятий в оздоровительном лагере должны пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований по охране труда в специализированных учебных центрах.

3. Основные требования безопасности в оздоровительном
учреждении с дневным пребыванием детей в период каникул

Запрещается на территории лагеря с дневным пребывание детей иметь и высаживать колючие кустарники, зеленые насаждения (деревья и кустарники), дающие мелкие семена и ядовитые плоды, а также вызывающие аллергию у детей, складирование строительного и ремонтного материала выше 1 м от уровня земли, площадок, настилов.
В помещениях пребывания детей на остекленных дверях должны предусматриваться защитные решетки по высоте не менее 1,2 м от пола. Остекление окон должно выполняться цельным стеклом с внутренней стороны помещения. Допускается остекление наружной стороны двумя частями, при этом большая часть стекла должна находиться внизу, а меньшая часть наверху. Крепление стекол производится деревянными штакетниками на гвоздях и при помощи шпаклевки. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.
Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.
Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий должны находиться, в полной исправности и надежно закреплены. Спортивные снаряды и оборудование на открытых местах окрашиваются масляными красками отличительного цвета от окружающего ландшафта. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале (приложение 12).
В целях поддержания порядка и трудового воспитания разрешается привлекать детей к несложной работе по уходу за помещениями, благоустройству территории и другой работе под наблюдением воспитателя, исполняя при этом требования Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой, опасностью для жизни, опасным в эпидемиологическом отношении, уборке мест общего пользования (приложение 30). При дежурстве в столовой дети не допускаются в производственные помещения кухни.
В кружковых помещениях должна быть полностью исключена возможность поражения детей электрическим током, химикатами, взрывчатыми веществами и другими вредными и поражающими факторами. Продолжительность занятий кружков и спортивных секций допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет. Для отдельных видов кружков (туристический, юных натуралистов, краеведческий и т.п.) допускается продолжительность занятий до 1,5 часов.
Ремонтные работы в образовательном учреждении в период функционирования оздоровительного учреждения не проводятся.
Работники лагеря должны исключить возможность оставления детьми территории лагеря без ответственных лиц, посещения ими территории основной застройки – зоны хозяйственного и технического назначения, технические помещения, место купания.
Каждый работник лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности (при отсутствии опасности для личного здоровья). О каждом несчастном случае в лагере пострадавший, воспитатель, вожатый, инструктор по физкультуре (плаванию), врач и другие немедленно извещают руководителя учреждения, при его отсутствии – заместителя, начальника пришкольного оздоровительного лагеря. При этом руководитель учреждения, начальник лагеря при несчастном случае должен:
- организовать первую помощь пострадавшему и направить его в медицинский пункт;
- сообщить о происшедшем случае с детьми родителям (опекунам, попечителям), с работником - родственникам;
- сохранить до расследования обстановку на месте, где произошел несчастный случай, такой, какой она была в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих), при угрозе – составить схему, сделать фотосъемки, видеосъемки и т.д. в присутствии очевидца (-ев);
- в установленные сроки издать приказ, определить состав комиссии по расследованию несчастного случая (приложения 13-16) и приступить к расследованию согласно Порядку расследования (комиссией расследуется любой несчастный случай, происшедший с детьми во время проведения учебно-воспитательного процесса и выведший здоровье ребенка на один день и более).
Руководитель образовательного учреждения до открытия лагеря обеспечивает разработку, согласование и утверждение должностных инструкций, инструкций по охране труда по профессиям, видам работ и мероприятиям лагеря, как для детей, так и для работников, заводится (при отсутствии) «Журнал регистрации инструктажа учащихся по безопасности при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий», куда вносятся фамилии, и инициалы детей в первый день начала смены лагеря, Журнал прошнуровывается, листы нумеруются и утверждается (приложение 7).



4. Требования охраны труда
во время работы оздоровительного учреждения с дневным
пребыванием детей в период каникул

4.1. Требования безопасности при проведении игр,
спортивных занятий

При использовании игровых и спортивно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие требования:
на спортивные площадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви;
движущиеся спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;
используемое спортивное и игровое оборудование должно быть безопасно, исправно, надежно, устойчиво закреплено и, соответствовать росту и возрасту детей;
проводить мероприятия и пользоваться спортивным инвентарем, снарядами на сырой площадке не допускается;
дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию спортивным оборудованием, спортинвентарем.
Ответственность за подготовку мест спортивных мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (плаванию). При проведении спортивно-массовых мероприятий инструктор по физкультуре (плаванию) обязан обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования, страховку при занятиях на гимнастических снарядах. Размещенные спортивные оборудования должны иметь безопасные зоны каждого снаряда не менее 1 м друг от друга. Площадки для подвижных игр должны иметь безопасные зоны по периметру: площадка для игры в баскетбол – не менее 1 м; площадка для волейбола – не менее 3 м; футбольное поле – не менее 2 м. В этой зоне не должны размещаться кустарники, деревья и их корни над поверхностью земли, пни, скамейки, люди и др.
Во время проведения спортивных мероприятий вожатые, воспитатели, врач лагеря должны находиться вместе с детьми. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении начальника пришкольного оздоровительного лагеря, вожатых, воспитателей, инструктора по физкультуре (плаванию).
Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом пришкольного оздоровительного лагеря. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.
Началу мероприятия должен предшествовать инструктаж детей по безопасным приемам и методам выполнения физических упражнений с записью в журнале инструктажа, с указанием номера инструкции (приложение 7).



4.2. Требования безопасности при проведении
туристических походов и экскурсий

Туристические походы и экскурсии организуются только по утвержденному плану мероприятий на смену лагеря и подразделяются на пешие, автобусные и другие. Они проводятся с разрешения руководителя учреждения, который издает приказ о назначении ответственных лиц за проведение внеклассного, внешкольного и другого разового мероприятия (приложение 17). В приказе указывается руководитель походного отряда, прикладывается список детей, направляемых на экскурсию, в поход, время отправления, маршрут и время возвращения группы из похода. Поход проводится с предварительной подготовкой необходимого инвентаря, снаряжения, продуктов питания, одежды и обуви.
С руководителем похода и другими ответственными лицами за безопасное проведение похода после издания приказа, проводится целевой инструктаж по охране труда, который регистрируется в журнале инструктажа на рабочем месте. Руководитель похода лично изучает маршрут предстоящего похода, организует тренировки его участников, обучает детей ориентированию на местности, знакомит с ядовитыми растениями и грибами (для этого берет их рисунки в кабинете биологии), учит ставить палатки, распределяет обязанности среди участников похода. Путевками отрядов в походах и экскурсиях является маршрутный лист и маршрутная схема, которые разрабатываются и оформляются руководителем похода (экскурсии) в двух экземплярах и заверяются подписями директора и врача лагеря, на маршрутной схеме указываются основные пункты передвижения группы, места отдыха, привалов, купания и т.д. Один экземпляр маршрутной схемы оставляется у директора школы. К участию в туристических походах и экскурсиях допускаются только здоровые дети. Руководитель туристического похода (экскурсии) несет ответственность за правильную подготовку и безопасное проведение похода.
Перед выходом в поход (экскурсию) начальник лагеря, или руководитель мероприятия (отражается в приказе проведения мероприятия), проводит с детьми оздоровительного лагеря инструктаж по безопасному проведению похода (экскурсии) с регистрацией в журнале инструктажа по безопасности. В журнале инструктажа расписываются дети с 14 лет.
До проведения туристических походов в режим дня рекомендуется включать прогулки и пешеходные экскурсии протяженностью для детей 6-11 лет до 5 км (специальная группа по разрешению врача - до 3 км); для детей старше 11 лет: основная группа - до 10 км, подготовительная - до 8 км, специальная - до 6 км. Темп движения 2-2,5 км/час, через каждые 35-40 мин ходьбы необходимо устраивать на 10 мин остановку для отдыха. Во время отдыха можно организовать спокойные игры, обучение туристским навыкам. Маршрут должен пролегать в основном по затененной местности (леса, рощи). Необходимо брать для детей кипяченую (бутилированную) питьевую воду. Дети 7-9 лет допускаются к участию в однодневных походах, 10-13 лет - в одно-двухдневных походах, с 14 лет - в двух - трехдневных походах. Все участники похода должны пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача. Для участия в походе формируются группы численностью от 6 до 15 детей одного возраста (допустимая разница - 1,5 года) и двумя руководителями не моложе 18 лет.
Вес рюкзака для младших школьников не должен превышать 2 кг, для старших школьников, совершающих 2-3-дневный поход - 8-9 кг (спальный мешок - 2 кг, рюкзак - 0,5-1 кг, коврик теплоизоляционный - 0,1 кг, личные вещи - 3 кг, продукты питания - до 1 кг в день, личная медицинская аптечка и ремнабор - 0,2 кг, групповое снаряжение - 1 кг). Перед походом следует проверить набор и качество упаковки продуктов, наличие достаточного количества одноразовой посуды, а также снаряжение, состояние обуви и одежды участников. Для питья в походе используют только кипяченую воду, приготовленную из воды источников питьевого водоснабжения (артезианских скважин, водопроводной сети, колодца), качество которой должно отвечать гигиеническим требованиям на питьевую воду.
Запрещается движение детей по местам, опасным для жизни (бродам, крутым склонам, обвалам и т.д.) Во время привалов не допускается удаление детей от места привала, после привала обязательно проверяется наличие детей по количеству. При неблагоприятных метеоусловиях, возникших во время похода, руководитель похода решает вопрос о прекращении или изменении маршрута, о чем обязательно сообщается директору лагеря по телефону из ближайшего населенного пункта. Во время грозы: в лесу необходимо занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы. Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.
Во избежание перегрева детей рекомендуется светлая форма одежды, голову обязательно покрыть шапочкой, косынкой или панамкой. Обувь во избежание потертостей и наминов должна быть разношенной, не тесной и не слишком свободной. Запрещается движение пеших отрядов по автомобильной дороге неорганизованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.
При проведении туристической поездки (экскурсии) автобусом выделяют технически исправный автобус с опытным и дисциплинированным водителем, с опытом практической езды не менее 3 лет. Водителя знакомят с маршрутным листом и схемой движения, проводят целевой инструктаж с регистрацией в журнале инструктажа по охране труда на рабочем месте. Руководителем экскурсии проводится инструктаж детей по правилам поведения в автобусе. При поездке в автобусе дети размещаются строго в соответствии с наличием числа мест для сидения в автобусе, с учетом мест для сопровождающих:
- окна левой стороны автобуса должны быть закрыты;
- скорость движения автобуса не должна превышать 60 км/ч на автомагистралях с соблюдением требований дорожных знаков;
- спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей»;
- при движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося автобуса с детьми должен быть включен ближний свет фар. Перевозка детей в темное время суток не допускается (с момента включения дальнего света фар).
Руководитель экскурсии осуществляет посадку и высадку детей только после полной остановки и выключения двигателя, начинает движение только с закрытыми дверями. Водитель совершает остановку по просьбе руководителя экскурсии, съехав на обочину дороги со всеми колесами автобуса с асфальтового покрытия дороги. После полной остановки и выключения двигателя автобуса первым выходит руководитель туристической поездки и стоя у входа, направляет детей в сторону от дороги не допуская перехода дороги, при посадке в автобус проверяет количество детей. В поездке более 20 детей сопровождают не менее двух взрослых и медицинский работник с комплектованной медаптечкой (приложение 18). В салоне каждого автобуса должны быть не менее двух взрослых, один из которых садится на заднее правое сидение, второй – на переднее правое сидение, которые наблюдают за поведением детей во время движения автобуса.
Руководителям организованной перевозки детей:
По завершении организованной поездки, дети должны быть завезены автобусом на территорию школы. При случае необходимости оставления детей по пути возвращения, необходимо довести до их дома, подъезда. Категорически запрещается оставлять их на обочине дороги, остановке с необходимостью перехода дороги.
Ответственное лицо за перевозку детей докладывает руководителю учреждения о завершении поездки, вносит замечания и предложения.
При организованной перевозке детей железнодорожным транспортом:
Для сопровождения организованных групп детей назначают воспитателей, преподавателей из расчета 1 сопровождающий на: 8 детей в возрасте от 7 до 9 лет; 12 детей от 10 до 12 лет; 12 детей от 13 и старше; 12 детей разных возрастов.
При приобретении билетов для организованной перевозки детей на железнодорожном транспорте предпочтительно закупать билеты на первые или последние вагоны поезда в целях минимализации возможных контактов детей с попутными пассажирами поезда. Заселять детей в купейные номера с посторонними лицами без сопровождающего лица категорически запрещается.
При нахождении в пути свыше одних суток организуется полноценное горячее питание детей в вагонах-ресторанах, заранее согласовав с начальником поезда и директором вагона-ресторана.

4.3. Требования безопасности при организации и проведении купания детей

Территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж), должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора, камней и т.д., а также удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, места сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.
В местах, отводимых для купания на водоеме, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн. Скорость течения воды не должна быть более 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть песчаным, свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней и т.п. Глубина водоема в местах купания детей должна составлять от 0,7 м до 1,2 м. В целях безопасности и ориентирования купающихся граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами (буйками). Буйки не должны располагаться далее 12 м от берега в зависимости от глубины акватории.
Ответственные лица пришкольного оздоровительного лагеря обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, шалостей на воде, плавания на не приспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений правил поведения на воде.
До начала купания врач лагеря проводит осмотр детей, определяет время пребывания их в воде и получения солнечных (воздушных) ванн, выявляет детей, не умеющих плавать. Купание проводится ежедневно в первую половину дня, в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня. Проводить купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23°С и температуре воды не ниже 20°С для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы - при разрешении врача. Продолжительность купания в первые дни начала купального сезона - 2-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 минут. Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать. Ответственность за безопасность детей во время купания и методическое руководство возлагается на инструктора по плаванию.
Не разрешается купание:
сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой (45-50 мин.);
одновременно более 10 детей, как в открытом водоеме, так и в бассейне;
без наблюдения 2 взрослых (вожатого, инструктора по плаванию), при этом один находится в водоеме, второй наблюдает с берега.
Безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором и оборудованием места купания, для купания и обучения плаванию детей младшего возраста место купания должно быть глубиной не более 0,7 м, а также для детей старшего возраста с глубиной не более 1,2 м. Для проведения купания должны быть в наличии спасательные средства (спасательные круги, веревка не менее 10-12 м длиной с поплавком в конце («Конец Александрова»)), в необходимых случаях спасательные лодки, систематическая разъяснительная работа с детьми о правилах поведения на воде и соблюдения мер предосторожности. В пришкольном оздоровительном лагере оборудуется стенд с извлечениями из Правил, материалами по профилактике несчастных случаев, учебные плакаты по методике обучения и технике плавания. Перед входом в воду и при выходе из воды инструктор по плаванию (вожатый, воспитатель) пересчитывает детей. Во время проведения купания дети обязаны быстро и точно выполнять распоряжения и указания инструктора по плаванию (правила поведения на воде, порядок купания, подача сигналов).
Детям запрещается нырять с перил, мостиков, одновременно нырять более чем одному человеку и др., заплывать за границу поверхности воды, предназначенной для купания.
Для проведения обучения плаванию ограждается и соответствующим образом оборудуется площадка на берегу, примыкающая к воде. На площадке должны быть:
- плавательные доски не менее 25 штук;
- резиновые круги не менее 25 штук;
- 2-3 шеста, применяемые для поддержки не умеющих плавать;
- плавательные поддерживающие пояса;
- 3-4 ватерпольных мяча;
- электромегафон.
Во время купания детей на отведенном участке воды запрещаются:
купание и нахождение посторонних лиц;
катание на лодках и катерах;
игры и спортивные мероприятия.
Для купания детей во время походов, прогулок и экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым от свай, коряг, острых камней, водорослей и ила дно. Обследование выбранного места купания осуществляется взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание проводится под контролем взрослых, при наличии спасательных средств, определении границы поверхности воды, предназначенной для купания. До начала и во время купания руководителем похода выполняются все мероприятия по организации безопасности жизни и здоровья взрослых и детей. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение вожатыми, воспитателями и медицинским работником.
При многодневном походе перед отбоем руководитель походного отряда обязан определить дежурных из числа взрослых для постоянного обхода лагеря, надзора за костром и берега водоема.

4.4. Требования безопасности в технических мастерских
и на занятиях в кружках

При занятиях в технической мастерской, кружках, секциях в клубе и т.д. руководители кружков несут ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов, электроприборов, наличие запирающих устройств электрических шкафов и рубильников, движущихся частей станков, механизмов и другого оборудования, достаточное естественное и искусственное освещение, использование материалов, безопасных для здоровья. Перед занятием руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментами, показывает безопасные методы и приемы работы. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в двух кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводят не чаще двух раз в неделю и продолжаются не более двух часов.

4.5 Требования безопасности в технических мастерских и во время занятий в кружках

Общественно-полезные работы на территории школы и за ее пределами проводятся под руководством отрядного воспитателя, вожатых. Началу работы должен предшествовать инструктаж детей по безопасным приемам и методам выполнения работ с записью в журнале инструктажа, с указанием номера инструкции.
Не разрешается привлекать детей к работам связанным:
с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка и колка дров, косьба травы и т.д.);
с вредными условиями труда (окрасочные (малярные) работы в закрытых помещениях, цокольных и подвальных помещениях, красками на ацетонной основе, горячим битумом).
с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников, разборка и снос зданий, сооружений, пробивка отверстий в стенах и перегородках, работа на высоте (1,3 м и выше), складирование и разборка строительного материала, резка и установка стекол);
с опасностью в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна).
Запрещается привлекать детей для уборки мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, полов с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Для детей 7-9 летнего возраста продолжительность работы не должна превышать 1 часа в день; 10-11 лет – 1,5 часов; 12-13 лет – 2 часов; для подростков 14 лет – 3 часов в день. Для детей 6-10 лет допускается: несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет - уборка обеденного зала, благоустройство территории. Во время дежурства в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке овощей, к резке хлеба, мытью посуды, раздаче и разносу горячей пищи. Запрещается вход детей в производственные помещения пищеблока. Дежурство детей в столовой должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней. При определении допустимости применения труда обучающихся и воспитанников следует руководствоваться Гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.4.6.664-97, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.1997г. № 5).

4.6. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы

При получении информации от вышестоящей организации или штаба по делам ГО ЧС о надвигающемся урагане, буре или грозе следует соблюдать следующие правила:
- подать предупреждение всеми имеющимися средствами предупреждения;
- по сигналу воспитатели, вожатые отрядов немедленно собирают детей и уводят в свои корпуса на первые этажи со стороны, противоположной ветру;
- в корпусах следует закрыть двери, балконы, окна. Стекла заклеить полосками бумаги и ткани. С балконов, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы детям и персоналу;
- запрещается подходить близко к окнам из-за возможного получения травмы осколками разлетающегося стекла и других предметов;
- подготовить фонари для освещения во время бури, урагана, грозы;
- подготовить медикаменты и перевязочные материалы;
- создать запас воды;
- запрещается выходить на улицу сразу после ослабления ветра, грозы;
- в случае бури (урагана, грозы), заставшей детей на открытой местности, необходимо укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле. Запрещается укрываться под одиночно стоящими деревьями, автомобилями, сельскохозяйственной техникой и др.

5. Требования, предъявляемые к работникам пищеблока

Работники пищеблока должны иметь личные медицинские книжки установленного образца, поэтому запрещается привлекать детей к работе в пищеблоке. К работе в качестве поваров, кухонных рабочих на время производственной практики под руководством мастера производственного обучения могут привлекаться обучающиеся образовательных учреждений, готовящих работников общественного питания, не достигшие 18-летнего возраста.
В целях профилактики пищевых отравлений необходимо обязательное выполнение санитарных требований к технологии приготовления пищи, хранению продуктов в условиях пищеблока, а также соблюдение установленных сроков реализации продуктов питания и готовых блюд, создание условий для соблюдения гигиены персоналом пищеблока. Запрещается использовать для питья и мытья посуды воду из открытых источников (рек, озер). Вода из грунтовых колодцев и родников используется для питья, мытья посуды только в кипяченом виде. Уборочный инвентарь должны иметь маркировку и храниться в специально отведенных местах. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Все работники пищеблока обеспечиваются индивидуальными шкафами для хранения личной и рабочей одежды, расположенными в комнате для персонала. Перед началом работы работники пищеблока должны переодеться в спецодежду и спецобувь. Запрещается уходить из пищеблока в спецодежде и спецобуви. Не допускается работа в пищеблоке в домашней одежде, обуви.
В конце рабочей смены производится уборка помещений пищеблока и обеденного зала.

6. Список использованной литературы

Основные законодательные и нормативные акты, использованные при разработке рекомендаций:
Федеральный закон от 30 ноября 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами по РФ. (Утверждена приказом Минобразования РФ от 13.07.92 № 293).
МУ 2.4.6.665-97 «Гигиена труда детей и подростков».
Недоступов.Ю.К., Охрана труда в образовательных учреждениях. Серия «Библиотека руководителя»- г. Мытищи. Изд. УПЦ «Талант», 2005г.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-X(XI) классов общеобразовательных школ в сельскозяйственном производстве от 29.03.76 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М. 1981 г.).
Приказ от 13 июля 2001 г. № 2688 Министерства образования РФ «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». (в ред. Приказа Минобразования РФ от 28.06.2002 № 2479).
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах от 19.04.79 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10, 1980 г.)
Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, ПТУ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89). (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2,3, 1990 г.).
Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 октября 2000 г.).
СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».
СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков».
СНиП 42-125 «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».
СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».










































7. Приложения
Приложение 1
(образец)
АКТ приемки оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей от «___» __________________ 200__г.

Организация (наименование, адрес)_____________________________
___________________________________________________________________________
________________________________________________________.
Комиссия в составе: _________________________________________
________________________________________________________________ __________________________________________________произвела приемку оздоровительного учреждения.
1. Оздоровительное учреждение расположено (адрес)_____________
________________________________________________________ .
2. Вместимость в смену_______________________________ .
3. Количество смен___________________________________ .
4. Спальные помещения располагаются в _____________ количество мест в спальных комнатах _________ площадь в м2 на одного ребен-ка_________.
5. Наличие и готовность к эксплуатации основных и вспомо-гательных помещений_____________________________________ .
6. Состояние и готовность к работе источников водоснабжения и канализации______________________________________________ .
7. Помещения медицинского назначения (состав, площадь, состояние готовности)________________ наличие медицинского оборудования ________ аптечка_____________________________.
8. Пищеблок. Число мест в обеденном зале______ площадь на одно посадочное место _____ обеспеченность мебелью_____________ наличие подводки горячей и холодной воды ко всем моечным ваннам, раковинам__________________наличие электрокипятильника_________ обеспеченность пищеблока инвентарем, оборудованием, посудой ___________ наличие и исправность холодильного и технологи- ческого оборудования______готовность пищеблока к эксплуатации ______ условия хранения продуктов (скоропортящихся, сухих, овощей) ________готовность их к эксплуатации___________ .
9. Состояние территории оздоровительного учреждения________ .
10. Сооружения для занятий физкультурой и спортом, их оборудо-вание (перечень, количество, размеры, соответствие санитарным требова-ниям)_________________________________________________________ .
11. Наличие бассейна или водоема, организация купания в соответ-ствии с требованиями санитарных правил__________________________ .
12. Наличие и состояние игрового оборудования______________
13. Обеспеченность жестким инвентарем_______________мягким ин-вентарем_________________санитарной одеждой_________наличие мою-щих и дезинфицирующих средств_________________________________ .
14. Укомплектованность штата (количество) педагогов-воспитате-лей_____ инструкторов по физической культуре и плаванию_________
административно-хозяйственного и обслуживающего персонала________
персонала пищеблока (повара, посудомойки, кухонные работники)______
медицинского персонала (врач, мед.сестра)_________________________ .
15. Наличие договора о вывозе пищевых отходов, мусора (дата заключения, наименование организации)___________________________ .
16.Заключение комиссии:___________________________________
_______________________________________________________________ .

Подписи:


Примечание: акт составляется в трех экземплярах: для ЦГСЭН в городе или районе, лагерной комиссии, руководителя оздоровительного учреждения.


Приложение 2
П Р И К А З
от « ___» ____________________ 20 ___ г. № ______

О назначении ответственных
лиц за организацию
безопасной работы

В целях обеспечения безопасных условий труда и здоровья детей в I смену сменного лагеря с дневным пребыванием, организуемого на базе школы с «___» ______ 200__г. п р и к а з ы в а ю:
1. Возложить ответственность за безопасное проведение запланированных и утвержденных мероприятий плана работы сменного лагеря с дневным пребыванием на I смену на начальника лагеря ________________________________________________________ .
2. Возложить ответственность за безопасную эксплуатацию зданий, помещений, сооружений, оборудований, содержание территории, места купания детей, обеспечение средствами согласно норм, пожарную безопасность на заместителя по административно-хозяйственной работе ________________________________________________________ .
3. Заместителю по воспитательной работе ___________________
_________________________________________ обеспечить начальника сменного лагеря с дневным пребыванием разработанными, согласованными с профсоюзным комитетом и утвержденными мною инструкциями по охране труда по профессиям, видам работ и по запланированным на смену лагеря мероприятиям как для работающих, так и для детей. Обеспечить качественное и своевременное ведение журнала регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте с работниками и журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
4. Возложить ответственность за соблюдение требований охраны труда во время работы, охрану жизни и здоровья детей во время организованного проведения запланированных мероприятий в сменном лагере:
- на _________________________ физкультурного руководителя;
(Ф.И.О.)
- на _________________________ ст. воспитателя;
(Ф.И.О.)
- на _________________________ ст. вожатого;
(Ф.И.О.)
- на _________________________ (другие по штатному списку)
5. Контроль за выполнением приказа возложить на ___________
Руководитель учреждения ______________________
С приказом ознакомлены _______________________



Приложение 3
ПРИКАЗ

от «__» ___________ 200__ г. № ____


О назначении ответственных
лиц за пожарную безопасность

В соответствии с п. 8 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 п р и к а з ы в а ю:
1. Назначить ответственным за пожарную безопасность территории и зданий учреждения _____________________________________ .
(Ф.И.О., должность)
2. Назначить ответственными за пожарную безопасность отдельных помещений в ____ смену лагеря:
- __________________________ _________________________
(название помещений) (Ф.И.О.)
- ____________________________________ ____________________________________
- ____________________________________ ____________________________________
и.т.д.
3. Заместителю директора по АХЧ________________________
(Ф.И.О.)
провести с работниками лагеря ____ смены инструктаж по пожарной безопасности с регистрацией в специальном журнале противопожарного инструктажа.
4. Начальнику лагеря ____________________________________
(Ф.И.О.)
запланировать и организовать мероприятия по обучению детей к действиям в чрезвычайных ситуациях с эвакуацией из помещений и зданий с пробным и обучающим тушением очага пожара с использованием огнетушителей разных типов в специально оборудованном на территории для этого месте.
5. Ответственным за пожарную безопасность ежедневно проверять и постоянно следить за противопожарном состоянием закрепленных помещений.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель учреждения _________________
С приказом ознакомлены __________________


Приложение 4

СОГЛАСОВАНО
___________________________
(наименование должности руководителя профсоюзного либо иного уполномоченного работниками органа,
подпись, ее расшифровка,
дата согласования)
УТВЕРЖДАЮ:
________________________
(наименование должности работодателя
подпись, ее расшифровка,
дата утверждения)


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ
ИНСТРУКТАЖА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.
Безопасная организация и содержание рабочего места.
Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства охраны оборудования, предохранительные тормозные устройства и ограждения системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности. Требования по предупреждению электротравматизма.
Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).
Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.
Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.
Схема безопасного передвижения работающих на территории, участка, на месте работы.
Транспортные и грузоподъемные средства.
Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.
Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
Ознакомление работника с требованиями инструкций по охране труда.

Разработчик:


Приложение 5
___________________________________________________________
предприятие, организация, учебное заведение


ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа по охране труда
на рабочем месте

_______________________________
цех, участок, бригада, служба, лаборатория








Начат_____________200___ г.
Окончен___________200 ___г.
Приложение 5.1

Последующие страницы



Фамилия имя
Год
Професия,
Вид инструкта-
Причина
Фамилия,
Подпись
Стажировка на рабочем месте




Дата
отчество инструктируемого
рож дения
должность инструктируемого
жа (первичный, на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый)
проведения внеплано вого инструктажа
инициалы, должность инструкти рующего
инструктирующего
инструк тируемого
Количество смен (спо..)
Стажировку прошел (подпись рабочего)
Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись дата)


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
























































































































































































Приложение 6
ЖУРНАЛ
регистрации противопожарного инструктажа

Да
Фамилия,
Год
Профессия,
Наименова-
Фамилия,
Подпись

та
имя, отчество инструктируемого
рождения
должность инструкти-руемого
ние производст-
венного подразделе-
ния в которое направляется инструктируемый
и.о.,
должность
инструктирующего
инструктирующего
инструкти
руемого

1
2
3
4
5
6
7
8





















Приложение 7
Обложка

ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА
УЧАЩИХСЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНОГО,
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА И ПРОВЕДЕНИИ ВНЕКЛАССНЫХ И ВНЕШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
________________________________________________________
________________________________________________________
(НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)










Начат_____________200___ г.
Окончен___________200 ___г.




---------------------------------------------------------------------------------------
Последующие страницы


п/п
Фамилия, инициалы инструктируемого
Дата инструктажа
Группа, класс
Номер инструкции
Фамилия, имя, отчество прово- дившего инструктаж
Подпись проводив шего иструктаж
Подпись в получении инструктажа

1
2
3
4
5
6
7
8

























































Приложение 8

СОГЛАСОВАНО
___________________________
(наименование должности руководителя профсоюзного либо иного уполномоченного работниками органа, подпись, ее расшифровка, дата согласования)
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________
(наименован должности работодателя подпись, ее расшифровка, дата утверждения)


ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для
_________________________________________
(наименование профессии либо вида работ)
__________________________________________
(обозначение)

I. Общие требования охраны труда

II. Требования охраны труда перед началом работы

III. Требования охраны труда во время работы

IV. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

V. Требования охраны труда по окончании работы


Разработчик:
Согласовано:
Приложение 9
П Р И К А З
от « ___» ____________________ 20 ___ г. № ______

Об утверждении
инструкций по охране труда

В соответствии с п. 5.4 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.12.2002 г. № 80,
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить согласованные с профсоюзным комитетом (комиссией по охране труда) инструкции по охране труда № № _________________
и ввести их в действие с _______________________ .
2. Довести настоящий приказ до всех работников образовательного учреждения на рабочем месте.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на _____________________________________________.

Руководитель учреждения _________________
С приказом ознакомлены __________________


Приложение 10

Приложение к приказу
от «__» _____ 200_г. № __

ВЫПИСКА
из протокола заседания профсоюзного комитета
__________________________________________________________

от «__» _______ 200__ г. №___

СЛУШАЛИ: О согласовании инструкций по охране труда в составе:
Инструкция вводного инструктажа по охране труда.
Инструкция по охране труда для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах № 2.
Инструкция по охране труда для повара № 3.
Инструкция по пожарной безопасности.
..
6
7
ПОСТАНОВИЛИ:
Рассмотренные комиссией по охране труда (уполномоченным по охране труда) выше перечисленные инструкции по охране труда согласовать и представить на утверждение директору.



Председатель профкома ______________
Секретарь ______________
Выписка верна _______________



Приложение 11
П Р И К А З
от “ ___ “ ____________________ 20 ___ г. № ______


О продлении
срока действия
инструкций по охране труда

В соответствии с п. 5.8 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.12.2002 г. № 80, в связи с тем, что условия труда работников не изменились, п р и к а з ы в а ю:
1. Продлить срок действия инструкций по охране труда
№ № ______на последующие 5 лет до _____________________ .
2. Довести настоящий приказ до всех работников образовательного учреждения.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на_________________________________________________________ .








Руководитель учреждения _________________
С приказом ознакомлены __________________
Приложение 12
Журнал
Регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования

Дата
Наименование инвентаря и оборудования
Испытательная нагрузка
Результаты испытаний
Подпись членов комиссии, проводивших испытания

1
2
3
4
5





















Приложение 13
ПРИКАЗ
___________________________________________________
(название органа управления образованием)
от «__» ___________ 200__ г. № ____

О назначении комиссии
для расследования
несчастного случая с воспитанником

В соответствии с п. 2.3.2 Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР от 1.10.90г. № 639, для расследования несчастного случая, происшедшего «___» _______ 200__г. с _____________________________
(Ф.И.О. воспитанника, класс,
__________________________________________________________________________
название учреждения)
во время проведения __________________________________________
(излагаются краткие обстоятельства несчастного случая)
п р и к а з ы в а ю:

1. Назначить комиссию в составе:
- председатель комиссии __________________________________
(Ф.И.О., должность)
- члены комиссии ________________________________________ .
(Ф.И.О., должности)
2. Комиссии до «___» __________ 200 __г. провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая с ______________________
(Ф.И.О. обучающегося,
____________________________________________________________ , составить
воспитанника, класс, название учреждения)
акт по форме Н-2 в четырех экземплярах и представить мне с материалами расследования для рассмотрения и утверждения.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на__
___________________________________________ .



Руководитель органа управления образованием.


Приложение 14

Форма Н-2
Направляется по одному экземпляру:















AKT №___
о несчастном случае с учащимся (воспитанником)
учреждения системы Гособразования СССР
(составляется в 4-х экземплярах)
1. Наименование учреждения, где произошел несчастный случай____
____________________________________________________________

2. Адрес учреждения____________________________________________
______________________________________________________________

3. Фамилия, имя, отчество пострадавшего__________________________
4. Пол: женщина, мужчина (подчеркнуть)
5. Возраст (год, месяц, день рождения)_____________________________
6. Учреждение, класс (группа) (где обучается, воспитывается пострадавший)___________________________________________________________
7. Место происшествия несчастного случая____________________ .
8. Фамилия, имя, отчество учителя, преподавателя, воспитателя, руководителя мероприятия, в классе (группе) которого произошел несчастный случай________________________________________________.
9. Инструктаж по технике безопасности:
вводный инструктаж____________________________________ .
(дата проведения)
инструктаж на рабочем месте ____________________________ .
(дата проведения)
10. Несчастный случай произошел в __часов __ числа __месяца ___года.
11. Вид происшествия___________________________________ .
12. Подробное описание обстоятельств несчастного случая
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________ .
13. Причины несчастного случая ________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________________________________________________ .
14. Мероприятия по устранению причин несчастного случая:

№/№
п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Исполнитель
Отметка о
выполнении


15. Лица, допустившие нарушения правил охраны труда и техники безопасности _________________________________________________
(статьи, параграфы, пункты законоположений,
____________________________________________________________ .
нормативных документов, нарушенных ими)
16. Очевидцы несчастного случая_______________________________
____________________________________________________________ .

Акт составлен в __ часов ___ числа ____ месяца ____ года

Председатель комиссии (должность)____________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Члены комиссии (должность)__________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
17. Последствия несчастного случая:

Диагноз по справке из лечебного учреждения
Освобожден от учебы (посещения учреждения)
с ___ по ____ ____ 200_г
Число дней непосещения учреждения
(в рабочих днях)


17.1.Исход несчастного случая ____________________________
(пострадавший выздоровел, установлена инвалидность I ,II, III группы, умер)
Руководитель учреждения ______________________
(подпись, расшифровка подписи)
«_____» ________________

Приложение 15
Сообщение
о последствиях несчастного случая
с пострадавшим_______________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
обучающимся (воспитывающимся)____________ ____ ______________
(учреждение, класс, группа)
по акту формы Н-2 №__ от __ 200 __г.
Последствия несчастного случая (по пункту 17 акта формы Н-2): пострадавший выздоровел, установлена инвалидность I, II, III группы, умер (нужное подчеркнуть).

Руководитель учреждения_____________________________________
(подпись, расшифровка подписи)

Приложение 16
Схема СООБЩЕНИЯ о групповом несчастном случае,
несчастном случае со смертельным исходом
(вышестоящий орган управления образованием)
1. Учреждение (наименование, город, район, село, поселок).
2. Дата, время (местное), место происшествия, краткое описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, и его причины.
3. Число пострадавших, в том числе погибших.
4. фамилия, имя, отчество, возраст пострадавшего (погибшего).
5. Дата, время передачи сообщения, фамилия, должность лица, подписавшего и передавшего сообщение.
'В случаях, предусмотренных п.2.9 настоящего Положения, в сообщениях указывается акт по форме Н-1.
Приложение 17

П Р И К А З
от “ ___ “ ____________________ 20 ___ г. № ______
О назначении
ответственных лиц за проведение внеклассного,
внешкольного и другого разового мероприятия

В соответствии с утвержденным планом работы пришкольного оздоровительного лагеря на __ смену, «__»_______200_г. с __ до __ часов проводится ______________________________________________ .
(название разового мероприятия)
Для подготовки и безопасного проведения вышеуказанного мероприятия п р и к а з ы в а ю:
1. Назначить ответственными за проведение ____________________
__________________________________ следующих лиц: _______________
(название разового мероприятия)
__________________________________________________________ .
(Ф.И.О., должности)
2. Заместителю директора школы по воспитательной работе_____
(Ф.И.О.)
______________провести целевой инструктаж по охране труда по данному виду мероприятия с начальником лагеря с оформлением в журнале инструктажа на рабочем месте до «____» __________ 200 __ г.
3. Начальнику лагеря _____________________________________
(Ф.И.О.)
перед проведением мероприятия провести целевой инструктаж по охране труда с назначенными ответственными лицами с оформлением в журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.
4. Ответственным лицам за проведение разового мероприятия обеспечить безопасность при проведении указанного мероприятия, провести инструктаж по технике безопасности с детьми лагерной смены оформлением в «Журнале регистрации инструктажа учащихся по охране труда при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий».
5. Заместителю директора школы по воспитательной работе_______
(Ф.И.О.)
______________ обеспечить начальника лагеря утвержденными мною инструкциями по охране труда в необходимом количестве для проведения целевого инструктажа руководителей, организаторов и участников мероприятия до «__» _______ 200__г.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель учреждения ______________
С приказом ознакомлены: _______________
Приложение 18
(справочное)
Примерный набор медикаментов для оказания неотложной помощи
Адреналин гидрохлорид 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Димедрол 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Димедрол в таблетках 0,03 и 0,05
Дипразин 2,5%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Супрастин 2%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Кальция хлорид 10%-ный раствор в ампулах по 10 мл
Кордиамин в ампулах по 1 мл
Эуфиллин 2,4%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Натрия хлорид - изотонический раствор для инъекций
Анальгин 50%-ный раствор по 1 мл
Атропина сульфат 0,1%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Кофеин-бензоат натрия 10%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Глюкоза 40%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Мезатон 1%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Новокаинамид 10%-ный раствор в ампулах по 5 мл
Строфантин К 0,05%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Раствор аммиака 10%-ный
Настойка валерианы
Новокаин 2%-ный раствор в ампулах по 1 мл
Эфедрин гидрохлорид 5%-ный раствор по 1 мл
Теофедрин в таблетках
Изадрин 0,5%-ный раствор во флаконах по 25 мл
Дипразин в таблетках по 0,025
Преднизолон 3%-ный раствор в ампулах по 1 мл и в таблетках по 0,05
Супрастин в таблетках по 0,025

Приложение 19
(справочное)
Примерный набор медикаментов и перевязочного материала
из расчета на 100 детей в одну смену

Наименования
Количество

1
2

Бинты стерильные и нестерильные
50 шт.

Пакеты индивидуальные
10 шт.

Салфетки стерильные 10х16
10 уп.

Марля
10 тм

Вата белая бытовая
750 г

Бумага компрессная
10 листов

Лейкопластырь (2 см, 5 см)
4 катушки

Спиртовой раствор йода 5%-ный
10 мл

Раствор перекиси водорода 3%-ный
300 мл

Марганцовокислый калий (кристаллы)
10 г

Сода двууглекислая (столовая)
100 мл

Метиленовый синий 1%-ный раствор на спирту
100 мл

Валериановые капли
25 мл

Кордиамин капли
20 мл

Зубные капли "дента"
20 мл

Спирт-ректификат
150 мл

Нашатырный спирт
100 мл

Борный спирт 3%-ный
50 мл

Кофеин 10%-ный - 1,0 в ампулах
5 амп.

Кордиамин 1,0 в ампулах
3 амп.

Адреналин гидрохлорид 0,1%-ный - 1,0 в ампулах
5 амп.

Строфантин 0,05%-ный - 1,0 в ампулах
2 амп.

Корглюкон 0,06%-ный 1,0 в ампулах
2 амп.

Преднизолон 30 мг в ампулах
2 амп.

Кальций хлорид 10%-ный в ампулах
5 амп.

Пипольфен 2,5%-ный - 1,0 в ампулах
3 амп.

Димедрол 1%-ный - 1,0 в ампулах
5 амп.

Анальгин 50%-ный - 1,0 в ампулах
5 амп.

Эуфиллин 24%-ный - 1,0 в ампулах
5 амп.

Магнезия серно-кислая 25%-ный - 5,0 в ампулах
10 амп.

Эфедрин 5%-ный - 1,0 в ампулах
3 амп.

Анальгин 0,5 в таблетках
50 таб.

Парацетамол 0,2 в таблетках
5 упак.

Димедрол 0,05 в таблетках
30 таб.

Таблетки от кашля
2 упак.

Валидол в таблетках
10 таб.

Мазь тетрациклиновая 10,0 глазная
2 упак.

Вазелин борный 25,0
2 упак.

Ингалипт
2 фл.

Сульфадиметаксин 0,5 в таблетках
30 таб.

Этазол 0,5 в таблетках
30 таб.

Левомицетин 0,25 в таблетках
20 таб.

Эритромицин 100 000 ЕД в таблетках
20 таб.

Пенициллин 300 000 ЕД для инъекций
10 фл.

Ампициллин 250 000 ЕД для инъекций
8 фл.

Новокаин 0,5 - 0,25%-ный - 5 мл в ампулах
20 амп.

Магния сульфат в порошке
100 г

Масло вазелиновое
100 мл

Мазь Вишневского
50 г

Раствор риваноля 1:1000
500 мл

Горчичники
50 шт.

Гексавит в таблетках
100 шт.

Аскорутин 0,05 в таблетках
100 шт.

Дистиллированная вода
5 амп.

Физиологический раствор
5 амп.



Приложение 20
Требования
к инструкциям о мерах пожарной безопасности

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:
правила вызова пожарной охраны;
порядок аварийной остановки технологического оборудования;
порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).



Приложение 21

СОГЛАСОВАНО
___________________________
(наименование должности руководителя
профсоюзного либо иного уполномоченного
работниками органа,
подпись, ее расшифровка,
дата согласования)
УТВЕРЖДАЮ:
________________________
(наименование должности работодателя,
подпись, ее расшифровка,
дата утверждения)


ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении занятий по плаванию
№__

1. Общие требования охраны труда
1.1. К занятиям по плаванию допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по плаванию соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по плаванию возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы и утопление при прыжках в воду головой вниз при недостаточной глубине воды и при необследованном дне водоема;
- купание сразу после приема пищи или большой физической нагрузки;
- утопления при купании в естественных водоемах не в специально отведенных, не оборудованных и не отвечающим санитарным требованиям местах.
1.4. При проведении занятий по плаванию должны быть подготовлены средства для спасания утопающих, а также медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить об этом администрации учреждения.