Методическая разработка урока по математике на тему Число и цифра 6 (1 класс)


Конспект урока
по математике в 1 классе
с использованием ИКТ.
Тема: «Число и цифра 6»
Урок по математике в 1 классе.
Тема: «Число и цифра 6»
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования понятий «число 6» и «цифра 6».
Задачи.
Предметные: совершенствовать навыки счёта ; помочь усвоить получение и состав числа 6; учить обозначать цифрой число (количество) предметов; научить писать цифру 6.
Метапредметные:
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности, способность к самооценке своих действий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, звукозапись «Улыбка», листы для индивидуальной работы и работы в парах, листы для самооценки, тарелка, мандарины
Ход урока:
Организационный момент. Слайд №1.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И учиться начинаем.
2.Тренинг-настрой на урок.
Начнем урок с разговора о здоровье. Хорошее настроение, радость, улыбка помогают нам жить, учиться и справляться с трудностями, быть здоровым. Улыбнитесь друг другу. Поделитесь своим хорошим настроением. Я желаю вам успеха на уроке. Слайд №2
3. Индуктор (погружение в личные чувства).
- Мир и человек. Что и как чувствует человек в этом мире? Как воспринимает этот мир?
- Я прошу вас прислушаться к себе, чтобы определить, что вы чувствуете. Для этого я попрошу вас закрыть глаза и уши.
- Что вы почувствовали? Ответы детей.
- А теперь снова закройте глаза и уши. Учитель берет в руки яркую игрушку.
- Ребята, откройте глаза. Что изменилось? Что вам помогло это увидеть? Появилась игрушка. Увидели глазами.
- Закройте глаза и уши. Учитель проносит по классу блюдо со свежими мандаринами.
- Что вы сейчас почувствовали? Почувствовали запах мандарина.
- Ребята, а что вам помогло почувствовать запах? Нос.
- Попробуйте мандарин. Учитель дает детям попробовать кусочки мандарина.
- А теперь вы что почувствовали? Вкус.
- Какой у мандарина вкус? Ответы детей.
- Благодаря чему вы почувствовали вкус? Благодаря языку.
- Снова закройте глаза и уши. Учитель включает запись «Улыбка»
- Откройте глаза. Что изменилось? Как вы это почувствовали? Услышали музыку благодаря ушам.
4.Самоконструкция. Социоконструкция. Афиширование.
Самоконструкция.
- Ребята, возьмите листочки бумаги, которые лежат у вас на парте и нарисуйте форму головы.
- Изобразите на ней в виде точек все отверстия, с помощью которых человек познает окружающий мир: видит, слышит, чувствует запах, вкус. Дети отмечают точками органы чувств.
Социоконструкция.
- Сосчитайте все точки на вашем рисунке.
- Сколько точек у вас получилось? Ответы детей.
Афиширование.
Члены групп представляют свою работу, рассказывают, сколько точек поставили и почему?
Проблема: одни группы отметили 5 точек, другие – 6. Кто прав?
Обоснование. Правильный ответ (на слайде №4)- 6 точек, т.к. нос – это непарный орган.
- Где мы в жизни встречаем число 6?
Слайд № 5 – снежинка, соты, 6 мес. это полгода, в слове «молоко» 6 букв,
Дом без окон и дверей,
Как зеленый сундучок,
В нем 6 кругленьких детей
Называется … (стручок)
В стручке бывает 6 вызревших горошин.
6 лапок у насекомых, 6 гласных звуков
- Ребята, а каких насекомых вы знаете? Назовите признаки насекомых. Ответы детей.
Слайд№ 6
- Кто лишний? Почему?
- Лишний – паук. У него 8 ног. Паук – не насекомое.
5. Зарядка для глаз.
Учитель берет указку, на конце которой прикреплена бабочка. Водит указкой по воздуху, по цветам (6), прикрепленным на доску. Дети смотрят на бабочку и повторяют глазами ее движения.
Видишь бабочка летает,
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать, не сосчитать!
За день, за два и за месяц …
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.
6. Формулирование темы урока.
-- Ребята, вы, догадались, о каком числе пойдет речь сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Число и цифра 6.
- Число 6 необычно. Оно имеет значение и в жизни человека. Человек проживает в своей жизни 6 этапов:
Дети читают хором слова на слайде № 8.
ДЕТСТВО
ОТРОЧЕСТВО
ЮНОСТЬ
МОЛОДОСТЬЗРЕЛОСТЬСТАРОСТЬ
- Какой этап сейчас в вашей жизни? В жизни ваших братьев, сестёр, родителей?
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Слайд №9
- Какой вопрос задала Маша Мише?
Дети формулируют вопросы:
Какое число пропущено в числовом ряду? Какое число следует присчете за числом 5? Назовите соседей числа 6. На сколько 7 больше, чем 6? На сколько 6 меньше, чем 5?..
1 2 3 4 5 6
Слайд № 10
Маша и Миша на прогулке летом увидели жука.
-Как много у него ног – больше, чем пальцев на руке, - удивился Миша.
- А ты сосчитай, - сказала Маша.
Каким способом Миша сосчитал количество ног?
7. Закрепление.
Слайд № 11. Игра «Заселите «жильцов». Цель: запомнить состав числа 6.
Слайд № 12. Ассоциации.
- На что похожа цифра 6?
Слайд № 13. Письмо цифры 6.
- А теперь, ребята, давайте научимся писать письменную цифру 6.
Объяснение и показ.
- Попробуйте написать цифру 6 на листе бумаги.
- Трудно было?
- А сейчас мы будем учиться писать цифру 6 в маленькой клеточке.
Работа в ТПО с, 76.
8. Вторичное закрепление (озарение).
Работа в парах.
- Возьмите большой лист бумаги, который лежит у вас на парте. Каждый на своей половине поставьте карандашом 6 точек. А теперь каждый из вас попробует разделить число 6 на части всеми возможными способами. Для выполнения этого задания возьмите синюю и красную ручку.
- Посмотрите, как выполнил работу ваш товарищ. Нарисуйте те варианты, которых у вас нет. Дети в парах обсуждают выполнение работы.
- Ребята, давайте проверим, как вы выполнили работу. Один ученик идёт к доске
- Делаем вывод. Число 6 состоит из:
6
5
4
3

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка детьми своей работы. Слайд № 15
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Оцените свою работу на уроке. На оценочном листе выберите и отметьте смайлик, который соответствует вашему настроению,
- Ребята, спасибо вам за работу! Слайд № 16.