Интеллектуальная игра Физико-математический бой


ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БОЙИнтеллектуальная игра для учеников 10 классаЦели: Обучающая: систематизировать изученное в физике и математике; показать близость этих наук;
Развивающая: развить логическое, творческое мышление учеников, умение анализировать, делать выводы; развивать физико-математический язык учеников;
Воспитательная: воспитывать внимание, наблюдательность, скорость реакции, умения болеть за команду; активность, изобретательность, доброжелательность; воспитывать научное мировоззрение учеников; в процессе подготовки к игре формировать навыки самостоятельной работы с литературой; приучать учеников к выступлениям перед многочисленной аудиторией.
Оборудование: гонг, секундомер, план-схема физико- математического боя (на доске и у каждой команды заготовка), конверты с вопросами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 - й ведущий. Хороший день! Все вы хорошо знаете игру «Морской бой» и умеете в нее играть. Вот сегодня мы с вами сыграем в нее вместе.
2-й ведущий. Но это будет не обычный морской бой. Вы будете не просто стрелять по квадратам и будете пытаться потопить корабли соперников, а будете отвечать на вопрос по физике или математике и за правильный ответ получать баллы.
1 - й ведущий. Вы видите поле боя размерами 7x7, в котором по вертикали написанные цифры от 1 до 7, а по горизонтали написано имя ученого Архимеда.
2-й ведущий. Почему именно Архимед?
1 - й ведущий. Потому, что Архимед не только выдающийся физик, но и выдающийся математик.
2-й ведущий. Архимед родился в 287 г. до н.э. в Греции, в г. Сиракузы на востоке о. Сицилия, в семье математика и астронома Фидия. Он с детства был посвящен в тайны науки отца.
Архимед изучал математические науки и овладел ими в совершенстве.
1 - и ведущий. В родительском доме Архимед учился по книге «Начала)) Евклида, что вышла незадолго до его рождения. Архимед неоднократно в своих трудах обращался к этому курсу.
2-й ведущий. В 276 г. до н.э. близкий родственник Архимеда Гиерон настолько отметился в войне, что после ее окончания ему удалось захватить всеобщую власть в Сиракузах. Для получения образования Архимед отправился в Александрию Египетскую. Приехав в Александрию, он уже имел хорошую математическую подготовку.
1 - й ведущий. Учась и работая в Александрийском музее, Архимед скрупулезно изучал математику, астрономию, написал ряд астрономических и математических трудов. Архимед все больше интересуется механикой. Он делает все возможно, чтобы совместить математику с механикой, пытается решать геометрические задачи с помощью принципов рычага и учения о центе притяжения.
2-й ведущий. Архимед возвращается в родные Сиракузы выдающимся ученым с мировым именем. Он обращает внимание на геометрию. Но Архимед - патриот своей отчизны. В 215 г. до н.э. он стал не только военным инженером, но и гениальным организатором обороны.
1 - й ведущий. Весной в 212 г. до н.э. Архимед погиб от рук римлян.
2-й ведущий
Родился в Греции
В городе Сиракузы.
За ум и смекалку
Стал известным очень
Хорошо в математике
Гений разбирался.
Как диаметр Солнца
Найти, догадался.
Число «пи» вычислил
Достаточно - таки точно.
И сферу небесную
Изобразил научно.
Еще замечательные труды
Имел о равновесии
А потому получил себе
Почет и уважение.
1 - й ведущий
«О телах, которые плавают»
Написал он книгу.
Для военных целей
Он собирал машины.
От луча Солнца
Корабли горели,
Потому что сферические зеркала
Их ужасно грели.
Развязал задачу
О царской короне.
В корыте купался
И пришел к закону.
2-й ведущий. Теперь понятно, почему на поле боя написано именно имя Архимеда. Так начнем же наш физико-математический бой между командами... Желаем вам успеха!
Правила ведение физико-математического боя:
В физико-математическом бое принимают участие две команды.
Команды по очереди производят выстрелы. Право первого выстрела решает жеребьевка.
Поле боя размером 7x7 содержит в себе 1 четырёхпалубный корабль, 2-трехпалубных, 4- двупалубных, 2 однопалубных корабля, 4 буйка, 4 лодки, 2 мины и один приз (см. план - схемы боя).
По горизонтали над полем боя написано слово «АРХИМЕД», а по вертикали стоят цифры от 1 до 7. Для того, чтобы произвести выстрел, команде необходимо четко назвать код квадрату поля боя (например: А5, И7, ДЗ и так далее)
Произведши выстрел, команде необходимо ответить на вопрос, который прячется в данном квадрате. Вопросы могут быть как по физике, так и по математике.
В случае правильного ответа команда получает максимальное возможное количество баллов, которое отвечает данному квадрата (таблица №2).
Если команда на дала правильного ответа, то команда соперников имеет право ответить на поставленный вопрос. В случае правильного ответа она получает половину баллов от максимально возможного количества баллов. Независимо от того которым является ответ (правильной или не правильной), команда производит следующий выстрел.
Если во время выстрела команда попала в буек, то она имеет право выбора предмета, из которого будет поставлен вопрос (физика или математика).
Если во время выстрела команда попала в мину, то она не отвечает на вопрос, а право выстрела переходит к соперникам.
Если во время выстрела команда попала в квадрат, под которым прячется ПРИЗ, то она получает 2 балла и производит следующий выстрел.
Если во время выстрела команда попала в квадрат с отметкой 1Ф или 1М (один за всех), то отвечать на вопрос будет не вся команда, а ее один представитель.
Игра заканчивается тогда, когда открыты все квадраты плана боя.
Побеждает та команда, которая получает большее количество баллов.
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БОЙЖеребьевкаПредставитель от каждой команды вытягивает из мешочка бочонок с номером. Та команда, представитель которой вытянул бочонок с большим номером, и производит первый выстрел.
Физико-математический бой
На столе лежат конверты, на каждом из которых написаны кодов квадратов поля боя (например, А5, И7, ДЗ и т. др.). В каждом конверте находится вопрос по физике или по математике. Команды по очереди производят выстрелы (например, А5, И7, ДЗ и т. др.). На доске расположена большая схема боя, на которой каждый квадрат закрыт бумажкой. После того, как команда произвела выстрел, ведущий отрывает бумажку из соответствующего квадрата схемы, объявляет результат выстрела и максимально возможное количество баллов за правильный ответ, достает из конверта вопрос и зачитывает его командам.
Вопрос физико-математического боя
А1(М4) -56. Который сейчас час, если до конца суток остается 4/5 того, что уже прошло от начала суток? (13 час. 20 мин.)
Р1(Ф4) - 56. В вагоне у окна на столике лежит уровень. Один из пассажиров наблюдал за поведением пузырька воздуха в трубке уровня. Во время стоянки поезда пузырек воздуха был посредине стеклянной трубки. Поезд тронулся, и пузырек переместился вправо. Когда поезд подходил к следующей станции и начал тормозить, пассажир увидел, что пузырек метнулся влево. Куда шел поезд: вправо или влево относительно пассажира, который стоял около столика? (Когда поезд сдвигается с места и увеличивает скорость, жидкость в уровне по инерции переместится в сторону, обратную двигательные, а пузырек - в сторону движения поезда. При торможении вода переместится в сторону движения поезда, а пузырек в другую сторону. Следовательно, поезд шел в правую сторону от пассажира, который стоял лицом к окну).
XI (М4) - 56. Назовите пятое число, которое бы не нарушало закономерность в строке: 18; 10; 6; 4. (3)
И1(Ф4)-5б. Был жаркий летний лень. Дукалис и Рогов преследовали преступников. Пересекши перелесок, они натолкнулись на группу юнцов, которые купались.
- Ребята, - позвал один из детективов. - Мы ищем юношу вашего возраста и вырасту. Он должен быть где-то поблизости. Не видели ли вы его?
Юнцы молча переглянулись. Потом один из юношей сказал:
- Несколько минут назад правда сюда прибежал парень. Как раз в этом месте ринулся в реку. Смотрите, вот он выходит на берег, как раз напротив нас. Спешите! Могу предложить вам лодку, а иначе он убежит прямо из-под вашего носа.
-То пусть себе убегает, - улыбнулся Дукалис, - теперь я хочу ближе познакомиться с вами и услышать ответы на некоторые вопросы.
Юнцы испугано замолчали.
Почему Дукалис принял такое решение?
(Человек, который переплывает реку, не может выйти на противоположный берег четко напротив того места, где он вошел в воду, потому что ее обязательно отнесло бы течение реки).
Ml (М) - 16. На какое число следует разделить 2, чтобы получить 4? (1/2)
Е1 (Ф2) – 3б. Известно, что езда по гористой местностью на автомобиле-бензовозе (или водовозе) с заполненной наполовину цистерной опасная. Какая причина опасности? (Тело будет в стойком положении, если вертикаль, проведенная через центр тяжести, пересекает площадь опоры данного тела. Из рисунков видно, что автомобиль I может перевернуться, в то время, как автомобиль II находится в стойком состоянии.)
Д1 (Ф2) – 3б. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату из улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь у дороги. «Хозяйка квартиры ленива)), - подумал Холмс. Почему он сделал такой вывод? (Поскольку окна в квартире замерзшие, то между рамами из комнаты проник теплый воздух и, притронувшись к холодному стеклу, замерзло на нем., следовательно, окна были плохо утеплены.)
А2 (Ф) - 16. Как звали жену Бойля - Мариотта? (Никак, ведь Бойль и Мариотт - это два разных ученых.)
P2(😊) - переход хода.
Х2(Б) – 2б. М: На сколько процентов увеличится площадь квадрата, если периметр увеличится на 10 %? (На 21%)
Ф: Влияет ли ветер на показание термометра? (Ветер- перемещение воздуха нал поверхностью Земли. Если температура подвижного воздуха такова же, как и окружающей стрелы, а термометр сух, то ветер не влияет на показание термометра. В других случаях ветер влияет на показание термометра.)
И2 (Ф) – 1б. Назовите кратчайшую фамилию ученого. (Ом)
М2 (М) - 2б. Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите число 11. (11=22:2+2-2)
У2(Ф) – 1б. Ближайшая к нам звезда. (Солнце)
Д2 (1М) – 3б. В басне русский поэта XVIII ст. Ивана Хемницера читаем:
«Стояла лестница однажды в стены
Хотя ступеньки все между собой равны
Но верхняя ступней пред нижнею гордилась.
Шел мимо человек
На лестницу взглянул схватил ее, перевернул,
И верхняя ступней уж нижней очутилась».
Какое превращение с лестницей выполнил человек? (Поворот вокруг точки на 180?)
АЗ (Ml) – 2б. Сколько граней имеет подтёсанный шестигранный карандаш? (Восемь)
РЗ(Ф) – 1б. Сосуд, который использовал Архимед в лабораторных целях. (Ванна)
ХЗ (М3) - 4б. Три предпринимателя решили построить магазин, но, чтобы не быть в ссоре, расстояние от каждого дома, где они живут, к магазину должна быть одинаковой. Помогите предпринимателям. Как определить место для магазина, во избежание ссоры? (Геометрическое место точек, равноудалённых от трех лонных, - центр круга, описанного вокруг треугольника.)
ИЗ (М3) – 4б. Ярослав на 52 день старшее от своего одноклассника Игоря. В этом году Ярослав праздновал свой день рождения во вторник в марте. В какой день недели праздновал Игорь свой день рождения в этом году? (В пятницу)
М3 (М3) – 4б. Мальчики и девочки класса стали в колонну друг за другом. Сзади Марийки стояло 16 детей, среди них Назар. Впереди Назара стояло 14 детей, среди них Марийка. Между Марийкой и Назаром стояло 7 детей. Сколько детей в этом классе? (23)
ЕЗ (Б) - 2б. М: Карлсон приобрел баночку варения и, прочитав надпись 98, решил, что в баночке 98 слив. Сливы были очень вкусны, но он не съел даже 90 слив, как варение закончилось. В чем дело? (Фирма, которая изготовляет варение, солидная и не обманывает.) (Карлсон прочитал надпись вверх ногами. Баночка содержит 86 слив)
Ф: Два космонавта вне космического корабля растягивают канат. В это время третий космонавт его перерезает. Как после этого будут двигаться первые два космонавта? (Никак. Космонавты не могут растягивать канат, им нет о что опереться ногами!)
ДЗ (М2) – 3б. Девять автобусных остановок находится на прямой улице так, что расстояния между двумя соседними остановками одинаковы. Между первой и третьей остановками расстояние 600 м. Какое расстояние между первой и последней остановкой? (2400 м)
А4 (М) – 1б. А. Дукалис и В. Рогов возвращались на базу после успешно выполненной операции.
Ты сегодня, Вася, вел себя как необстрелянный подросток. Пригибался на каждый свист пули. Чего это ты? - насмехался над коллегой Анатолий.
Почему с точки зрения физики неумно наклоняться, услышав звук пули, что летит? (Скорость пули больше скорости звука.)
Х4 (ДА) - 16. Какая из тригонометрических функций парная? (Косинус)
И4 (Приз) – 2б. Команда получает 2 балла и производит следующий выстрел.
ЛЛ4 (Ф) – 1б. О каких физических телах можно сказать: ни рыба, ни мясо? (Аморфные)
Е4 (АЛ) – 1б. Сколько осей симметрии имеет квадрат? (4)
Д4 (М2) – 3б. Придурковатый турист перерисовывал профиль горы так, как показано на первом рисунке. Он отправился из точки А к точке В. Затем он возвращался, чтобы подобрать затерянные вещи. На втором рисунке показана зависимость Н высоты его пребывания за время t. Сколько раз он не возвращался? (3)
А5 (ФЗ) – 4б. «Хотите ли вы чая?» - спросил хозяин в Шерлока Холмса. «Да», - ответил гость. «Вот и хорошо», - сказал хозяин. - «Но я люблю горячий чай, потому кладу у него кусочек сахара только тогда, как пить». «Умнее это делать раньше, сразу как Вам его налили», - посоветовал Холмс. Прав ли Холмс? (Да. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура снизится, а чем меньше она отличается от комнатной, тем медленнее чай охлаждается.)
Р5 (М) – 1б. Кенгуру мама и Кенгуру папа имеют три маленьких дочек - Кенгуру. Каждая девушка имеет два братиков - Кенгуру. Сколько всего членов насчитывает семья Кенгуру? (7)
Х5 (Ф1) - 2б. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы блины дольше остались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеную из провода подставку». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем базируется этот совет? (Теплопроводность дерева меньше, чем метала, поэтому на деревянной подставке тарелка охлаждается медленнее.)
И5 (Ф) – 1б. Атом, который «потерял» или «нашел» электрон. (Ион)
М5 (😊) - Переход хода
Е5 (М) – 2б. Сколько будет десятков, если две десятки умножить на две десятки? (40)
Д5 (Б) - 2б. М: Для ограждения ставка вкопали в ряд 100 столбиков на расстоянии 3 м один от другого. Какую длину ограждения получили? (297 м)
Ф: Во время Первой мировой войны пилот на высоте 2000 м увидел, что около лица двигается какой-то мелкий предмет. Думая, что это насекомое, он схватил его. Это была, немецкая пуля. Возможно ли это? (Да. Пуля в конце своего пути двигается с небольшой скоростью - несколько десятков метров за секунду. Такую скорость развивает и самолет. Следовательно, может случиться, что пуля и самолет имеют одинаковые скорости. Тогда относительно пилота пуля будет неподвижна.)
А6 (ФЗ) - 4б. Пассажир пытается проехать подземной линией метро так, чтобы за время своей поездки провести в тоннелях как можно меньше времени. Куда ему следует садиться: в начало поезда, середину или конец? (В середину)
Р6 (Б) – 2б. М: В полночь шел дождь. Можно ли надеяться на солнечную погоду через 24 часа? (Нет. Будет ночь.)
Ф: Миссис Хадсон пустила в дом кошку. Шерлок Холмс посмотрел на кошку и сказал: «Погода на улице холодна». Как он не определил? (За шерстью кошки. В случае холодной погоды шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между волосками был больший воздух, который является плохим проводником тепла.)
Х6 (М) – 1б. Основное тригонометрическое тождество. (sin2x+cos2x=1)
И6 (1Ф) – 3б. Почему при свете молнии автомашины на улице кажутся неподвижными? (Молния длится тысячные части секунды. В течение этого времени подвижные предметы не успевают заметно переместиться.)
Мб (М) – 1б. Яреме было 4 года, когда родилась его сестра. Сегодня он задул свои 9 именинных свеч. Какая разница в возрасте между ним и его сестрой? (4 голо)
в
Е6 (М) – 1б. Какое целое число нацело делится не будет на другое число? (Нуль)
Д6 (Ф2) – 3б. Во время снегопада на рукаве пальто вы увидели две снежинки. Можно ли определить, которая из них упала из большей, а которая - из меньшей высоты? (Форма, размеры и вил снежинок зависят от вида и высоты туч, в которых они образовались. Чем более сложная форма снежинки, тем из большей высоты она падала. Ведь во время паления снежинки непрерывно длится процесс кристаллизации.)
А7 (ФЗ) – 4б. Послушайте сказку-загадку.
В далеком царстве жив-был царь. И были у него три дочки- красавицы. Но не спешил суровый отец выдавать дочерей замуж за принцев. Всех женихов он вынуждал выполнять три сложных задания.
Однажды пришел во дворец принц-красавец. И выполнил все три царских задания. Царь обрадовался. Совету и царевны, стоят, шепчутся. А молодцу не к радостям. Пока он задание выполнял, присматривался к царевнам, люба ему не старшая, а наименьшая. Но как сказать по это царю, не оскорбив царевну?
И сказал он царю, что «Наколдовала мне цыганка, что если мне понравится сразу несколько девушек, то нужно выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле».
Удивился царь. Велел растопить большую печь, принести одинаковые кастрюли и накрыть их одинаковыми крышками. Каждая царевна выбрала себе кастрюлю.
Как вы думаете, у какой царевны вода закипит быстрее? Почему?
(Старшая дочь больше всего желает выйти замуж, потому она чаще будет открывать крышку, пара будет выхолить, охлаждая жидкость. Поэтому вдла в ее кастрюле закипит позже всего. Раньше вола закипит в кастрюле младшей царевны.
Поскольку она не рассчитывает выйти замуж раньше сестры, то не будет нетерпеливо открывать крышку. Следовательно, молодец вступит в брак с младшей царевной.)
Р7 (Ф) – 1б. Какие частицы являются носителями электрического тока в металлах? (Электроны)
47 (М2) – 3б. Посчитать треугольники (20)
И7 (М2) – 3б. Что вы можете сказать о функции, которую иллюстрирует пословица «Где много крику, там мало работы»? (Функция убывания)
М7 (Ф) – 1б. Какие частицы образуются во время электролитической диссоциации? (Положительно и отрицательно заряженые ионы)
Е7 (Ф) -2б. Какой древний ученый первым смог раскрыть обман путем проведения следственного эксперимента (Архимед)
Д7 (Ф2) – 3б. Когда рыбы выпускают воздух, уходя вглубь или поднимаясь к поверхности? (Рыбы выпускают воздух и уходят вглубь, поскольку при этом уменьшается их объем, а, следовательно, и выталкивающая сила, что на них действует, а вес рыбы остается неизменным.)
1 - й ведущий. Вы видите, что поле боя уже совсем пустое и игра закончена. Благодарим за интересную игру.
2-й ведущий. Просим жюри объявить результаты. (Жюри объявляет о результатах игры. Приветствие победителей)
1 - й ведущий. До свидания!
2-й ведущий. До новых встреч!