Технологическая карта открытого урока математики Число и цифра 0( 1 класс) УМКПерспектива


Технологическая карта открытого урока
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №43: Коломоец А.С.
Предмет Математика Класс 1В
Тема урока Число и цифра 0.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
Цели обеспечить усвоение обучающимися понятий «число 0» и «цифра 0»
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Образовывать число 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа или вычитанием числа из самого себя.
Называть и записывать число 0.
Сравнивать любые два числа в пределах от 0 до 7.
Использовать свойства нуля в вычислениях Регулятивные: уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы; уметь принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; поддерживать свою работоспособность в течение урока при смене динамических поз; уметь действовать по правилам.
Познавательные УУД: уметь кодировать и раскодировать информацию в знаково-символической форме; строить простейшие модели математических отношений
Коммуникативные УУД: принимать участие в учебном диалоге, воспринимать и принимать точку зрения одноклассников. Личностные УУД: уметь создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, в частности к изучению математики.
Оборудование мультимедийное оборудование для презентации правил новой игры «Твой ход»;
демонстрационное: авторская презентация; план-схема рабочего места;
оценочный лист с критериями и магниты для оценки (по количеству заданий); офтальмотренажер; полотно для формирования обратного счёта «Новоселье на болоте»; 7 магнитов -медальонов с лягушками; карточка с изображением цифры 0, магнитные карточки с цифрами от 0 до 7; карточки «Математическое домино»;
карточки 0+1=1; 1 – 0=1; 0<1;
раздаточный материал: фишки и игровое поле для игры «Твой ход»;
у каждого ребёнка: Дорофеев Г.В. «Математика.1 класс» учебник; тетрадь в клетку, числовой веер, простой карандаш.
Организационная структура урока
№ этапа Этап урока УУД Деятельность ЭОР Время
учителя учащихся 1. Организация начала урока
Мотивация к учебной деятельности и комфортному общению в ней
- Здравствуйте, ребята! Рада продолжить с вами уроки!
Сегодня в нашем классе гости.
Давайте их поприветствуем.
Встанем ровно и красиво
 Прозвенел уже звонок.
 Сядем тихо и неслышно
 И скорей начнем урок.
Будем мы считать, трудиться
Все заданья нелегки
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как мы ученики.
- Давайте проверим готовность рабочего места:
на столе у всех лежат учебные книги, тетради, веера цифр, карандаш и ручка в стакане.
Все готовы к работе на уроке. Приветствуют учителя, друг друга, гостей и проявляют готовность к доброму сотрудничеству
Проверяют рабочее место по схеме на доске.
1 мин
2. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи 
Поддержка работоспособ-ности в течение урока при смене динамических поз;
Принятие участия в учебном диалоге.
Образовы-вание числа 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа или вычитанием числа из самого себя
Поддержка работоспособ-ности в течение урока при смене динамических поз; - Перед вами карточки с цифрами (на доске вразброс).
Давайте построим из них возрастающий числовой ряд.
- Милена, можешь это сделать?
- Прочитаем вслух… получился возрастающий ряд?
-Какое задание выполнили?
- Справились?
- Отметим это в оценочном листе.
(Оценка в листе магнитом)
Дидактическая игра: «Новоселье на болоте»,
Кто знает, как называется этот водоём?..
В этом болоте будут жить новоселы.
Назар и Оля, помогите лягушкам переселиться из шкатулки в родной дом.
Ручеек течет - веер с цифрами с собой берет.
- Посчитайте сколько лягушек поселилось здесь?
Покажите с помощью веера, какой цифрой записать это количество?
- Количество 7 обозначают цифрой 7.
. . . . . . .
7

Но осенью холодает и лягушки стали прятаться на дне. Показать это помогут Даша и Глеб.
Спряталась одна лягушка. Убери её, Даша.
Сколько лягушек осталось?
- Глеб, убери лишнюю цифру.
- Количество 6 обозначают цифрой 6.
. . . . . .
6

Еще одна опустилась под воду.
- Глеб, убери лишнюю цифру.
- Сколько лягушек осталось?
- Количество 5 обозначают цифрой 5.
. . . . .
5

А за ней еще одна.
- Глеб, убери лишнюю цифру.
- Сколько лягушек осталось?
- Количество 4 обозначают цифрой 4.
. . . .
4

Опустилась еще лягушка.
- Глеб, убери лишнюю цифру.
- Сколько лягушек осталось?
- Количество 3 обозначают цифрой 3.
. . .
3

Спустилась зимовать еще одна.
- Глеб, убери лишнюю цифру.
- Сколько лягушек осталось?
- Количество 2 обозначают цифрой 2.
. .
2

И последняя лягушка за ней.
- Глеб, убери лишнюю цифру.
- Сколько лягушек осталось?
- Количество 1 обозначают цифрой 1.
.
1

И эта одна решила уйти зимовать.
- Глеб, убери лишнюю цифру.
- Сколько лягушек осталось?
- А какой цифрой записать слова «ни одной»?
- Количество 0 обозначают цифрой 0.
0

Как думаете, какую учебную цель поставим сегодня перед собой?
- Справились с игрой?
- Отметим это в оценочном листе.
(Оценка в листе магнитом)
Ручеек течет - веер с цифрами с собой берет. Дети выбирают и выставляют по 1.
Ребенок выстраивает возрастающий числовой ряд и данных карточек.
Да.
Построить возрастающий числовой ряд.
Да.
Болото.
Назар и Оля расселяют лягушек.
Смена динамических поз.
7.
Цифрой 7.
Веером показывают цифру 7.
Да.
Устанавливают соответствие цифры и предметов.
Убирают медальон-лягушку и цифру 7.
6.
Устанавливают соответствие цифры и предметов.
Убирают медальон-лягушку и цифру 6.
5.
Устанавливают соответствие цифры и предметов.
Убирают медальон-лягушку и цифру 5.
4.
Устанавливают соответствие цифры и предметов.
Убирают медальон-лягушку и цифру 4.
3.
Устанавливают соответствие цифры и предметов.
Убирают медальон-лягушку и цифру 3.
2.
Устанавливают соответствие цифры и предметов.
Убирают медальон-лягушку и цифру 2.
1.
Устанавливают соответствие цифры и предметов.
Убирают медальон-лягушку и цифру 1.
Ни одной, ничего….
Цифрой 0.
Научимся называть, и записывать цифру 0.
Смена динамических поз. 5 мин
3. Постановка учебной проблемы.
Упорядочи-вание. Запись числа 0
Рассмотрим, как пишется цифра нуль:
Письмо цифры 0.
Показ цифры на плакате.
Объясняю и выполняю показ на доске:
– Откуда начнём писать?
Ведём закругленную линию вниз и касаемся нижней стороны клеточки посередине – отрезаем уголок клетки и по правой её стороне ведём закруглённую линию вверх, соединяем с началом овала.
Письмо в воздухе.
– Руку на локоток. Пропишем цифру 0 в воздухе.
Научимся красиво писать эту цифру. Откройте свои тетради. Найдите число -18 -
Пропишите самостоятельно строчку по образцу (учитель ходит по классу контролирует работу).
Закройте тетради, отложите их.
-Какое задание выполнили?
- Справились?
- Отметим это в оценочном листе.
(Оценка в листе магнитом)
Просмотр образца на плакате.
Да, чуть ниже верхнего правого угла.
Дети прописывают цифру 0 в воздухе.
Учащиеся отступают клетки и прописывают цифру 0 в тетради по образцу.
Прописывали цифру 0.
Да. 5 мин
Физ.минутка для глаз
Работа с офтальмотренажером
- Пусть отдохнут наши глазки.
Чтобы нам не уставать,
Нужно малость пробежать.
По прямым дорожкам длинным
Влево – вправо, влево – вправо,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Ох, забот у нас не мало
Пройдем по красному овалу,
Получается на славу!
Зоркость чтоб развить немножко,
Пойдем по синей мы дорожке,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Дети подходят к тренажеру, с вытянутыми вперед руками поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму, но с небольшим размахом и с большей амплитудой движения.
2 мин
4. Открытие новых знаний.
Поддержка работоспособ-ности в течение урока при смене динамических поз;
Течет ручеек, учебник, тетрадь с собой берет.
А что интересного о цифре нуль расскажет нам учебник математики?
Работа по учебнику с.82
- Откройте учебник на странице 82.
- Рассмотрите рисунки и записи в голубой рамке.
- Сколько вишен в рамке?
- Какой цифрой записали?
- Кто прочитает математическую запись ко второму рисунку? А что означает эта запись?
Сколько осталось?
- Кто прочитает математическую запись к следующему рисунку? А что означает эта запись?
Сколько осталось?
- Кто прочитает математическую запись к следующему рисунку? А что означает запись?
- Сколько осталось?
-Какое задание выполнили?
- Справились?
- Отметим это в оценочном листе.
(Оценка в листе магнитом)
Смена динамических поз.
Дети открывают учебник и находят рамку.
3.
Цифрой 3.
3-1=2
- Было три вишни. Одну съели. Осталось две.
2-1=1
- Было две вишни. Птицы съели еще одну. Осталась одна.
1-1=0
- Была одна вишня. Её съели.
Ни одной.
Читали записи.
Да.
5 мин
5. Усвоение новых знаний и способов деятельности
Принятие точки зрения одноклас-сников.
Сравнение любых двух чисел в пределах от 0 до 7.
Вы правильно прочитали и объяснили математические записи.
Попробуем объяснить эту запись.
0+1=1
А если к нулю прибавим 3? Получим…
Подстановка карточек с другими числами вразброс (2- 3)
Если к нулю прибавить любое число– в результате получится то же самое число.
Попробуем объяснить следующую запись.
1-0=1
А если 0 вычтем из 2? Получим…
Подстановка карточек с другими числами вразброс (2- 3)
Если из любого числа вычесть 0 получится тоже число.
Прочитайте запись.
0<1 . (подстановка и проработка с 2-3 числами)
Можете сами сделать вывод?
- Справились с заданием?
- Отметим это в оценочном листе.
(Оценка в листе магнитом)
Дети слушают задание.
Дети читают запис:
0+1=1
3
1-0=1
2
0<1.
Нуль меньше любого числа.
Да. 5 мин
6. Закрепление знаний и способов действий.
Поддержка работоспособ-ности в течение урока при смене динамических поз;
Найдите задание №1. Прочитаем вместе вслух.
Работа с первой группой рисунков.
- Почему нужно вычесть?
(Было) 5 (яблок) 5 (яблок съели) (осталось) 0.
- Каким действием посчитаем?
- Каким знаком запишем?
- Каким знаком запишем слово «получилось»?
Работа со второй группой рисунков.
- Почему нужно вычесть?
(Было) 6 (лягушек) 6 (лягушек спрыгнули) (осталось) 0.
- Каким действием посчитаем?
- Каким знаком запишем?
- Каким знаком запишем слово «получилось»?
- Какой ещё способ получения нуля узнали?
1 – 1 = 0
Попробуем объяснить эту запись.
Если из любого числа вычесть это же число – в результате получится 0.
Справились с заданием?
- Отметим это в оценочном листе.
(Оценка в листе магнитом)
Со всеми заданиями справились?
Течет ручеек, учебник, тетрадь с собой берет. Чтение задания.
Составь по рисункам рассказ, объясни почему надо вычесть?
Съели, не осталось.
Запись цифр на доске.
Вычитанием.
Знаком минус.
«Знаком равно».
Записывают знаки на доске.
Спрыгнули, не осталось.
Запись цифр на доске.
Вычитанием.
Знаком минус.
«Знаком равно».
Записывают знаки на доске.
Объясняют запись.
Да.
Да.
Смена динамических поз.
5 мин
7. Рефлексия
Итог оценки деятельности на уроке
Вы открыли новые знания, вы умеете их записать знаками.
- Назовите по порядку числа от 0 до 7.
Отступите клетку вниз.
- Запишем их в обратном порядке.
- Запиши цифру 0 пять раз.
- Что означает запись на этой карточке? (Прочтение карточек, находящихся в классе)
- Сравните 0 и 1. Запишите это.
Проверьте себя по карточке.
Молодцы! Удалась ли работа?
01234567
76543210
0 0 0 0 0
0+1=1, 1-0=1, 0<1, 1-1=0
Убывающий.
0<2
Да.
3 мин
8. Итог – Какую цель ставили?
– С каким числом познакомились?
– Зачем?
Научиться записывать и называть число 0.
С числом 0.
Чтобы знать каким числом обозначать «ничего». 1 мин
9. Работа над пройденным материалом
Поддержка работоспособ-ности в течение урока при смене динамических поз;
Создание условия для формирования положитель-ного отношения к учебной деятельности.
Течет ручеек, учебник, тетрадь с собой берет.
Игра «Твой ход».
Мы выполнили все успешно. За хорошую работу я дарю вам новую игру
Выучим правила игры вместе.
Как она называется? Прочтем.
- Перед вами игровое поле – числовой ряд.
- Розовый квадрат показывает сколько ходов нужно сделать в правую сторону.
- Вытяните руку вправо.
Хорошо. Сравните со стрелкой.
Голубой квадрат показывает сколько ходов нужно сделать в левую сторону.
- Вытяните руку влево.
Показ фишки на слайде.
- С какой точки начнет движение фишка?
- Сколько ходов нужно сделать вправо? (Показ на квадрат)
1 -2-3-4-5-6-7
- Сколько ходов нужно сделать влево? (Показ на квадрат)
1-2
- В какой точке оказалась фишка?
Вам хочется попробовать поиграть в игру?
Тогда давайте скажем нашим гостям «До свидания» и поиграем на следующей переменке в новую игру.
Урок окончен. Спасибо за хорошую плодотворную работу. Смена динамических поз.
Знакомство с правилами игры.
Вытягивают руку вправо.
Вытягивают руку влево.
С точки 2.
5 ходов.
Считаем шаги.
2.
Считаем шаги.
В точке 5.
Да Слайд 1
3 мин
Вопросы к одному из учеников (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– У кого все получилось правильно?
– Кому нужно была помощь? (..)
– Кому удалось справиться без помощи?
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно отвечали на этапе устного счета.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые правильно соотносили задачу и ее решение.
ΙII. Развитие умения применять знания
Работа в печатной тетради
*Отметить учеников, которые правильно решили задачу.