ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «БУКВЫ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ» (4 КЛАСС, УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА») ФГОС.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «БУКВЫ О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ»
(4 КЛАСС, УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА») ФГОС.

Учитель Махова Наталья Валентиновна
Класс 4 Предмет русский язык
Тема урока Буквы о-е после шипящих на конце наречий.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму­букву о, е после шипящих на конце наречий, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания, отличать орфограмму­букву о, е после шипящих на конце наречий от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне, суффиксе и окончании других частей речи.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).
Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этап урока
Цель этапа
Содержание учебного материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность


Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. . Сегодняшний урок мне хочется начать со слов философа Средневековья ФОМЫ АКВИНСКОГО
Чем больше человек понимает,
тем сильнее в нем желание понимать.  Фома Аквинский
Определяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм
Самоопределение (Л)


2. Актуализация знаний.

Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после шипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока
Задание по группам: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание орфограммы, сформулировать правило).
1-я группа:  шпот, чрный, шрох жлтый;   2–я группа: тучй, борщм, рощй, плечм;
3–я группа: пиджачк, стишк, галчнок, овражк;
4_ я группа: холщвый, плюшвый, камышвый, ключвая.
5-я группа: в дремучм лесу, о могучм, в большм, по свежй.
- Подумайте, над какой темой мы сегодня будем работать?

Групповая работа
Организует работу и проверку в группах
Учащиеся, работая в группах, применяя правило, записывают гласные после шипящих.
Формулируют правило.
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку (К).

3. Введение в тему с формулировкой целей урока.
Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.
Посмотрите на экран, прочитайте.
Образуйте с помощью суффикса - о - наречие от прилагательных свежий, горячий. Если написание вызовет затруднение, сделайте пропуск буквы.
А теперь образуйте с помощью суффикса – е - наречие от прилагательных неуклюжий, жгучий.
- Написание каких букв вызвало у вас затруднение?
– Что общего у этих слов?
– А какие различия заметили?
– Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему?
- Постарайтесь сформулировать цели нашего урока, опираясь на правило «3х П».

Коллективная работа
Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Ученики записывают на доске, отвечают на вопросы, формулируют цель и проблему урока
(свежий свеж/ий+ о = свежо;
горячий горяч/ий + о = горячо)
(неуклюжий неуклюж/ий+ е = неуклюже;
жгучий жгуч/ий + е = жгуче).

Определяют цели урока ( На уроке мы должны познакомиться с правописанием суффикса в наречиях после шипящих; понять почему в одном случае пишется –о-, а в другом –е-; применять при выполнении упражнений и в жизни)

Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему и цели урока (Р)

4. Физкультминутка
Предупреждение общего утомления учащихся, пере-ключение их с умственной деятельности на физическую.



Коллективная
Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз
Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз


5. Построение проекта выхода из затруднения

Создание проблемной ситуации и желания найти выход.
- Это же задание выполнили Маша и Миша.
На экране:
Маша:
свежий свеж/ий+ о = свежо;
горячий горяч/ий + о = горячо
неуклюжий неуклюж/ий+ е = неуклюже;
жгучий жгуч/ий + е = жгуче.
Миша:
свежий свеж/ий+ [о] = свежё; горячий горяч/ий +[о] = горячё неуклюжий неуклюж/ий+ е = неуклюже;
жгучий жгуч/ий + е = жгуче
- В какой части слова вы заме
·тили расхождения? (в суффиксах)
- Что ещё общего у этих слов?
( суффикс после шипящих)
- А сейчас мы должны разобраться, чья запись является верной.

Коллективная
Создаёт проблему, которая заставляет искать пути решения
Отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют.
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы (П).

6. Реализация построенного проекта

Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи

-Возьмите инструкцию №1.
1. Поставьте во всех наречиях ударение, проанализируйте.
2. вспомните написание суффиксов в прилагательных и существительных.
3. Проведите аналогию.
4. Сделайте вывод.
5. Ответьте на вопрос: Чья запись верная? Почему?
6. Сформулируйте правило: почему в одних наречиях после шипящих пишется суффикс – о -, а в других - суффикс – е - ?
Проверка работы в парах.
- Сравните свой вывод с правилом, которое принесла летучая мышь на странице учебника 149.
- МОЛОДЦЫ!
- Прочитайте, что заметил Костя.с.150.
- Прочитайте исключение.

Работа в парах
Организует парную работу по инструкции №1 и побуждает к высказыванию своего мнения.
Работают по инструкции №1 в парах. Высказывают свои гепотизы.
Работать по алгоритму (Р) Искать пути решения проблемы (П.Р).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(Работа в парах)

Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму
Задание:
- Запишите словосочетания, вставляя по смыслу наречия, отвечающие на вопрос как? с О или Е на конце после шипящих. Обозначить орфограммы.
На улице стало .; ученик отвечал ; тигр рычал ..; маму люблю
Слова для справок: блестящ; свеж; горяч; угрожающ

Работа в парах
Организует работу в парах по ИНСТРУКЦИИ №2
1 Определи часть речи.
2 Определи часть слова, в которой пропущена орфограмма.
3 Вспомни правило с.149, следи за ударением.
Работают в парах по ИНСТРУКЦИИ №2.
Самооценка.
Работать по алгоритму (Р)
Умение находить (видеть) в словах орфограмму: букву о-е после шипящих на конце наречий, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, работа в парах (П).

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.
- Найдите УПР, 121. Запишите первые три предложения теста без ошибок, пользуясь ИНСТРУКЦИЕЙ № 2
- Проверьте выполнение работы. Оцените себя цветом: зелёный - выполнил работу полностью; синий – 1 ошибка; красный – ошибок много.
- Кто допустил ошибки? Где?
- Это значит, что ещё требуется работать над данной орфограммой.

Индивидуальная
Организует самостоятельную работу и самооценку
Выполняют упражнение в соответствии с заданием.
Работать по алгоритму (Р)
Умение находить (видеть) в словах орфограмму: букву о-е после шипящих на конце наречий, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, работа в парах (П).
Самооценка

9. Рефлексия.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности

Коллективная

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Посмотрите на наши «3П»
– Назовите ключевые слова темы (шипящие, О-Е, наречие, ударение.)
- Оцените свою работу на уроке. У кого возникали трудности? Как их преодолеть?

Отвечают на вопросы, подводят итог работы
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы(Р)

10. Задание на дом.


- Дома, ребята, вы должны повторить правила на страницах 135-150, выполнить в р.т. № 76 . Кто желает может придумать небольшой рассказ, в котором надо использовать слова на правило «Написание о, ё (е) после шипящих».






















Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограммы, сформулируйте правило.
1-я группа:  шпот, чрный, шрох, жлтый;  

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограммы, сформулируйте правило.
2–я группа: тучй, борщм, рощй, плечм;


Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограммы, сформулируйте правило.
3–я группа: пиджачк, стишк, галчнок, овражк;
Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограммы, сформулируйте правило.
4_ я группа: холщвый, плюшвый, камышвый, ключвая.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограммы, сформулируйте правило.
5-я группа: в дремучм лесу, о могучм, в большм, по свежй.

15