Обучение грамоте для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умственной отсталостью для 1 класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №6»


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УВР Приказ №_______ от «___»______2016 года
____________/Т.В. Андреевских/ Директор школы
__________________ _______________/ О. А. Голых/
дата согласования










Рабочая программа
Образовательная область: Язык и речевая практика
Раздел: Обучение грамоте
для учащихся, обучающихся по программам обучения детей с умственной отсталостью для 1 класса

Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 1 коррекционный
Количество часов: Чтение - 99 часов
Русский язык- 99 часов



Разработала:
Щекотова Марина Геннадьевна,
учитель начального класса



Арти, 2016
1. Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12 2014 г. №1599)
3.Устав МАОУ АГО «АСОШ №6».
4. Учебный план МАОУ АГО «Артинская СОШ №6».
5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
6.В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь для 1 класса специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение», 2006г.

2. Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирования у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
Программа нацелена на решение специальных задач:
Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
Развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи четкость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
Обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от послогового к чтению целыми словами);
Обучение грамотному и аккуратному письму;
Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц.
Основные задачи добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
Проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает:
выделение его из речи,
правильное и отчётливое произношение,
различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков.
Буква изучается в следующей последовательности:
восприятие общей её формы,
изучение состава буквы (элементов и их расположения),
сравнение с другими, ранее изученными буквами.
Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.








3. Содержание программы предмета
Обучение грамоте
(Чтение)

Раздел программы
Содержание программы

Добукварный период

1.
Формиро-вание учебного поведения
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

2.
Диагности-ка
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

3.
Развитие устной речи
(отдельный урок и как этап урока)
Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания;
слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам;
называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Совершенствование произношения.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

4.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
(как этап каждого урока)


Звуковой анализ

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их. Определение источника звука: «Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»; направление звука «Укажи, где пищит мышка»; силы звука: «Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков» и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит гусь, р-р-р – рычит собака и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»).
Фиксация слова условно-графическим изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами
(«Покажи, где слово и где предмет»)
Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три – без ошибок повтори: дом-дым, удочка-уточка, бабушка-бабочка. и др.
Выделение слова в ряде предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения
условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, Запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений: (На полке мишка. На полу мышка. У веры шары. У Иры шар. Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): И-ра, А-ля, Ва-ся. Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за, и т. д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте» и т. д. Отработка четкого произношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок.
Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, з-с, с-ш и т. д.
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, о, у, м, н, с в начале слова при акцентированном прознесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.

Букварный период

5.
Изучение звуков и букв
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.


1-й этап.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.


2-й этап.
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом, сыр, нос, шар).


3-й этап.
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах: з-с, д-т, б-п (бочка-почка, коса-коза).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.


4-й этап.
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах: (ф) – (в), (с) – (ц), (ч) – (щ); ма-мя, су-цу, цвет-свет.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.



Содержание программы предмета
Обучение грамоте
(Русский язык)

Раздел программы
Содержание программы

Добукварный период

1.
Привитие навыков учебной деятельнос-ти.
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Привитие умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

2.
Диагности-ка
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

3.
Развитие зрительных и простран-ственных восприятий
Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различие коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу.
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

4.
Развитие моторных умений

Упражнения для развития координации движений кисти рук: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу.
Специальная работа с учащимися, имеющими расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

5.
Формирова-ние графи-ческих умений. Специаль-ная подготовка к обучению письму.

Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С по трафарету, по образцу.
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период

6.
Изучение букв
Последовательное изучение и усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова.
Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов.
Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания.
Выкладывание звуко-буквенной схемы слова, слов из букв разрезной азбуки.
Запись под диктовку букв и слогов.


1-й этап.
Изучение букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.


2-й этап.
Повторение пройденных букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов (ма-ма, ра-ма).
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.


3-й этап.
Повторение пройденных букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.


4-й этап.
Повторение пройденных букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных.
Практическое различение при письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.


4.Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец 1-го класса
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
списывать с классной доски и с букваря с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные отдельные слоги и слова;
писать на слух отдельные буквы.

Достаточный уровень:
различать звуки на слух и в собственном произношении;
читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последнее – после звуко-слогового проговаривания).
5. Календарно-тематическое планирование
Обучение грамоте (Чтение)
3 часа в неделю, 99 ч. в год

№.
урока
Название раздела, темы

Кол-во часов
Форма контроля
РР
Вн.чт.









Раздел 1. Добукварный период
20




1.1
Беседа «Порядок в классе». Речь устная и письменная.
1




1.2
Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная.
1

*


1.3
Беседа «Порядок в классе». Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная.
1




1.4
Беседа «Осень. Мы школьниками стали». Речь устная и письменная. Экскурсия.
1




1.5
Беседа «Учитель и ученики. Имя и отчество учителя». Речь устная и письменная.
1

*


1.6
Беседа «Имена и фамилии учеников. Школьные вещи». Речь устная и письменная.
1

*


1.7
Беседа «Имя и отчество родителей. Семья». Слово. Предмет и слово.
1




1.8
Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово.
1




1.9
Беседа «Перемены в школе. Правила поведения». Предложение.
1

*


1.10
Беседа «Режим дня». Предложение.
1




1.11
Беседа «Режим дня». Предложение.
1




1.12
Беседа «Занятия детей». Предложение.
1




1.13
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог.
1




1.14
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог.
1




1.15
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Гласный звук.
1




1.16
Беседа «Окружающий меня мир». Слово. Гласный звук.
1

*


1.17
Беседа «В лесу». Согласный звук.
1




1.18
Беседа «В лесу». Согласный звук.
1




1.19
Русская народная сказка «Колобок».
1


*

1.20
Русская народная сказка «Репка».
1


*


Раздел 2. Букварный период





2.21
Звук и буква А, а.
1




2.22
Звук и буква А, а.
1




2.23
Звук и буква У, у. Чтение слогов и слов.
1




2.24
Звук и буква У, у. Чтение слогов и слов.
1




2.25
Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов.
1




2.26
Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов.
1




2.27
Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов.
1




2.28
Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов.
1




2.30
Звук и буква С, с. Чтение слогов и слов, предложений.
1




2.31
Звук и буква Х, х. Чтение слогов и слов, предложений.
1




2.32
Звук и буква Х, х. Чтение слогов и слов, предложений.
1




2.33
Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений.
1




2.34
Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений.
1




2.35
Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений.
1




2.36
Звук и буква Л, л. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.37
Звук и буква Л, л. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.38
Звук и буква ы. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.39
Звук и буква ы. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.40
Звук и буква Н, н. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.41
Звук и буква Н, н. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.42
Звук и буква Р, р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.43
Звук и буква Р, р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.44
Сопоставление л - р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.45
Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.46
Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.47
Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.48
Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.49
Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.50
Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.51
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.52
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.53
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.54
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.55
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.56
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.57
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.58
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.59
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.60
Сопоставление з-с. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.61
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.62
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.63
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.64
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.65
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.66
Правописание сочетания жи. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.67
Сопоставление ж - ш. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.68
Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов
1




2.69
Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов
1




2.70
Сопоставление б - п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.71
Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.72
Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.73
Сопоставление г - к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.74
Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.75
Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.76
Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.77
Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.78
Сопоставление й - и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.79
Буква ь. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.80
Буква ь - показатель мягкости согласных звуков. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.81
Деление слов на слоги.
1




2.82
Деление слов на слоги.
1




2.83
Буквы Е, е, обозначающие два звука.
1




2.84
Буквы Е, е, обозначающие два звука.
1




2.85
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука.
1




2.86
Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.87
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.88
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.89
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.90
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.91
Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.92
Правописание сочетаний ча - чу. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.93
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.94
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.95
Звук и буква Э, э. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.96
Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1




2.97
С.Маршак «Праздник леса».
1


*

2.98
РНС «Заюшкина избушка». Чтение текста.
1


*

2.99
Стихотворения А.Л.Барто. Чтение текстов.
Контрольная работа за год.
1
КР

*


ИТОГО
99










Календарно-тематическое планирование
Обучение грамоте (Русский язык)
3 часа в неделю, 99 ч. в год

№.
урока
Название раздела, темы

Кол-во часов
Форма контроля
РР
Вн.чт.









Добукварный период





1.1
Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи
1




1.2
Знакомство со штриховкой
1




1.3
Продолжение работы над разными видами штриховки
1




1.4
Знакомство с секретом наклонного письма.
1




1.5
Знакомство с элементами букв:
Письмо с делением предложения на слова
1




1.6
Знакомство с элементами букв: Письмо с указанием слогов в словах
1




1.7
Знакомство с элементами букв:
1




1.8
Знакомство с элементами букв:
1




1.9
Знакомство с элементами букв:
1




1.10
Знакомство с элементами букв:
1




1.11

Знакомство с элементами букв:
1




1.12
Знакомство с элементами букв:
1




1.13
Знакомство с нижним соединением элементов букв
1




1.14

Знакомство со средним соединением элементов букв
1




1.15
Знакомство с верхним соединением элементов букв
1




1.16
Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение
1




1.17

Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение
1




1.18
Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее, среднее
1





Основной период





2.19
Письмо букв о О
1




2.20
Письмо букв и И – ы
1




2.21
Письмо букв э Э
1




2.22
Письмо букв у У
1




2.23
Письмо букв а А
1




2.24
Закрепление изученных букв
1




2.25
Письмо букв л Л
1




2.26
Письмо букв м М
1




2.27
Письмо букв н Н
1




2.28
Письмо букв р Р. Знакомство с алгоритмом списывания.
1




2.30
Закрепление изученных букв
1




2.31
Письмо букв с С
1




2.32
Письмо букв к К
1




2.33

Закрепление изученных букв
1




2.34
Письмо букв т Т
1




2.35
Закрепление изученных букв
1
ПР



2.36
Письмо букв в В

1




2.37
Закрепление изученных букв
1
Тест



2.38
Письмо букв п П
1




2.39
Письмо букв Ш ш.Обозначение ударного гласного звука[ы]в сочетании «ши»
1




2.40
Упражнения в чтении и письме
1




2.41
Упражнения в чтении и письме
1




2.42
Упражнения в чтении и письме
1




2.43
Письмо буквы я
1




2.44
Письмо буквы е
1




2.45
Письмо буквы ё

1




2.46
Закрепление изученных букв
1




2.47
Письмо буквы ю
1




2.48
Закрепление изученных букв
1




2.49
Письмо буквы ь
1




2.50
«Опасности письма» на месте безударных гласных
1




2.51
«Опасности письма» на месте безударных гласных
1




2.52
Письмо букв й Й
1




2.53
Письмо букв й Й
1




2.54
Письмо букв з З
1




2.55
Письмо букв з З
1




2.56
Письмо букв б Б
1




2.57
Закрепление и обобщение изученных правил при письме
1
Тест



2.58
Письмо букв г Г

1




2.59
Письмо букв д Д
1




2.60
Письмо букв д Д
1




2.61
Закрепление изученных букв
1




2.62
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)
1




2.63
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)
1




2.64
Письмо букв ф Ф
1




2.65
Письмо букв ф Ф
1




2.66
Письмо букв ж Ж
1




2.67
Письмо букв ж Ж
1




2.68
Правописание ударных сочетаний
жи. - ши
1




2.69
Правописание ударных сочетаний
жи. - ши
1




2.70
Закрепление сведений об «опасностях письма»
1




2.71
Закрепление сведений об «опасностях письма»
1




2.72
Рассуждаем и пишем
1

*


2.73
Рассуждаем и пишем
1




2.74
Упражнение в чтении и письме
1




2.75
Упражнение в чтении и письме
1




2.76
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)
1




2.77
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)
1




2.78
Упражнение в чтении и письме
1




2.79
Упражнение в чтении и письме
1




2.80
Письмо букв х Х
1




2.81
Письмо букв х Х
1




2.82
Письмо букв ц Ц
1




2.83
Письмо букв ц Ц
1




2.84
Упражнение в чтении и письме
1




2.85
Письмо букв ч Ч
1




2.86
Письмо букв ч Ч
1




2.87
Письмо букв щ Щ
1




2.88
Письмо букв щ Щ
1




2.89
Упражнение в чтении и письме
1




2.90
Упражнение в чтении и письме
1




2.91
«Опасности письма»: ча.–ща.,чу.–щу
1




2.92
Закрепление: жи.–ши., ча.–ща.,чу.–щу
1




2.93
Закрепление: жи.–ши., ча.–ща.,чу.–щу
1




2.94
Письмо букв Е, Ё
1




2.95
Письмо букв Е, Ё
1




2.96
Письмо буквы Ю
1




2.97
Письмо буквы Я
1




2.98
Закрепление написания букв Е, Ё,Ю, Я
1




2.99
Алфавит. Контрольный тест.
1
Тест




ИТОГО
99













6. Учебно – методическое обеспечение

Учебник
Методические пособия
ЭОР


В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь для 1 класса специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение», 2006г.
















































Заголовок 215