«ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»


ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
а) звуковой повтор;
б) анафора;
в) эпифора;
г) параллелизм;
д) подхват;
е) лексический и экспрессивный повтор
       3. Заключение
На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.
Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.
Аллитерация (от лат. ad — к, при + litera —буква). Повторение одина ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пуш кин).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
(Ф.Тютчев)
Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;
б) концентрированное повторение гласных звуков:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(М.Лермонтов)
Анафора (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигу ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством...
(М.Ю. Лермонтов)
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразитель но подчеркивая основную мысли текста.  Различают различные виды анафоры.
Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний зву ков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)
Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же син таксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)
Эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стили стическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающа яся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого па раллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(Блок)
Параллелизм (греч. «parallelos» — идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксиче ское построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный парал лелизм обычно сопровождается тематическим, содержа тельным. Сходство в построении предложений раскрыва ет живую связь образов:
Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,
Тревожная — весны младые грезы.
Там — солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь — и гром, и, молния, и слезы...
(А.А. Фет)
Параллелизм имеет разнообразные формы. 
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В.Хлебников)
Разновид ностями его являются, в частности, единоначатие (ана фора) и концовка (эпифора).
Подхват — фигура, которая заключается в подчеркну том повторении конца стиха в начале следующего стиха:
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило,  повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин)
В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)
Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
- Скорей, скорей, - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)
Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.