ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Муниципальный конкурс профессионального мастерства«Педагог года – 2015»Номинация «Учитель года»ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Цель: определение оптимальных условий и реализации эвристических методов на уроках математики в средней школе. Задачи: Провести историко-теоретический анализ проблемы эвристического обучения. Изучить основные особенности ТЭО на уроках математики. Исследование творческого мышления учащихся. Разработать нестандартные задачи как элемент эвристического обучения. ЭвристикаСовокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истиныметодология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.в Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов.Метод обучения и отыскания истины Эвристический методдеятельность человека, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачиспецифические приемы, которые человек сформировал у себя в ходе решения одних задач и более или менее сознательно переносит на решение других задач.позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ: общий уровень развития ученического коллектива возрастные особенности формирования креативной сферы личностные особенности учащихся специфические черты и особенности учебного предмета. Положительные мотивы ученияТворческая активностьИнтерес учащихсяПоложительный микроклимат в коллективеПредоставление свободы выбора действий, вариативность работыСильные эмоцииУсловия формирования творческих способностей Когнитивные методы:метод вживанияметод смыслового виденияметод образного видения и символического виденияметод эвристических вопросовметод сравнения метод отличения фактов от нефактов метод эвристического наблюдения метод эвристического исследованияметод конструирования понятий метод конструирования правилметод гипотез метод прогнозирования метод ошибокметод конструирования теорий Креативные методы:метод придумывания, метод «Если бы…»метод образной картиныметод гиперболизацииметод агглютинации (соединение несоединимостей)«мозговой штурм»,метод инверсии (метод обращений) методы ученического целеполагания и планированияметоды создания образовательных программ учениковметоды нормотворчестваметоды самоорганизации обученияметоды взаимообучения метод рецензий методы контроля эвристической деятельности методы рефлексии методы самооценки и рефлексииОргдеятельностные методы: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}когнитивного типакреативного типаоргдеятельностного типаИсследование объекта (число, уравнение, задача); установить его происхождение, смысл. Строение, признаки, функции, связи. Применение разно научных подходов к исследованию одного итого же объекта.Проведение математического опыта, эксперимента.придумать обозначение числа, понятия; б) дать определение изучаемому объекту, явлению; в) сформулировать математическую закономерность и т.д.Сочинить задачу, математическую сказку.Провести урок в роли учителя. Разработать свои учебные пособия, памятки, алгоритмы решения задач.Разработать цели своих занятий по математике на день, на четверть, на год; разработать план домашней, классной или творческой работы по математике. Составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач.Изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад.Эвристические приемы и задания на уроках математики Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, учащиеся не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения. Так же нужно разрешать делать ошибки . Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо поощрять разумный поиск, творческие идеи и результаты творческой деятельности. Позволяя ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, мы поможем раскрыть их творческий потенциал. Ценность эвристических уроков по математике заключается в том, что учащиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся их применять исходя из уже имеющегося опыта, учитель лишь подводит их правильному решению. Эвристическое обучение на уроке математики способствует формированию своей точки зрения, своей позиции, своего математического и не только миропонимания. Показания качественной успеваемости за 1и 2 четверть Мотивация обучения школьников по математике при переходе из начальных классов в средние звено Я не могу учиться лучше, так как...