Стендовый доклад как результат представления проектно — исследовательской деятельности на уровне начального общего образования в целях патриотического воспитания учащихся.


Стендовый доклад как результат представления проектно - исследовательской деятельности на уровне начального общего образования в целях патриотического воспитания учащихся.
"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом."
С. Михалков.
Все исследования и проекты можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, надпредметные.
1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования. 
Стендовый доклад становится одной из самых популярных форм презентации результатов деятельности в свете введения ФГОС второго поколения, так как позволяет  педагогу использовать его не только для представления своего опыта работы или результатов своей исследовательской деятельности, но и в образовательной деятельности для формирования у учащихся метапредметных образовательных результатов.
К оформлению стендового доклада есть определенные требования, с которыми нужно заранее познакомить учащихся и родителей. Первый стендовый доклад оформляет либо учитель, либо учитель совместно с детьми, мотивировав тем самым на работу, сотрудничество, творчество в работе.
Требования к стендовому докладу:
1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материалаустанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников форме.
5) Оригинальной находкой в стендовом докладе являются кармашки с рекомендациями для слушателей, памятками или списком книг для дополнительного чтения.
Примеры стендовых докладов (из опыта работы)
Семья — это маленькая страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства.
Межпредметный проект "Моя родословная"4 класс.
Форма представления - фестиваль проектов Цель: узнать свои исторические корни, историю своей семьи.Задачи:
- способствовать воспитанию социально-активного человека, гражданина и патриота России на примерах любви к семье, к семейным традициям;
- способствовать развитию проектной и исследовательской деятельности, умению оформлять стендовые доклады;
- воспитывать чувство гордости за свою семью, уважения к старшим, сохранение связи времен своей семьи;Участники проекта - ученики 4 класса.Планируемые результаты:учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников, работать индивидуально и в группе, развивают умение ставить учебную задачу, учатся применять знания на практике, развивают коммуникативные и презентационные умения и навыки, демонстрируют навыки оформления стендовых докладов, проявляя при этом творчество и фантазию.Творческая часть урока: учащиеся демонстрируют Древо своей семьи, герб, рассказывают о семейных традициях, праздниках, демонстрируют фотоальбомы из семейного архива.
Дух единения и патриотизма царил в каждой российской семье и на зрительских трибунах во время проведения олимпиады в Сочи. Олимпиада — это общее национальное дело, значимый патриотический проект, который объединил вокруг себя  многих людей, независимо от возраста и профессии.
Надпредметный долгосрочный проект "Наша олимпиада"2 класс.
Форма представления - дневник наблюдений.Цель: формировать социально-личностную мотивацию детей на сохранение и укрепление своего здоровья через познавательную активность к спортивным событиям в стране. Воспитывать любовь к родине, гордость за её достижения, гражданскую идентичность. Задачи
- способствовать воспитанию социально-активного человека, гражданина и патриота России на примерах высоких спортивных достижений;
- обогащать и расширять представления детей об истории Олимпийских игр, олимпийской символике и талисманах;
-воспитывать чувство гордости и сопереживания за достижения спортсменов национальной сборной России;
- формировать в процессе организации познавательной деятельности ценностного отношения к ЗОЖ, спортивным событиям, происходящим в стране;
Участники проекта - ученики 2 класса.
Планируемые результаты:учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников, работать индивидуально и в группе, развивают умение вести дневник олимпиады, развивают коммуникативные и презентационные умения и навыки, демонстрируют навыки первичного оформления стендовых докладов.
Творческая часть урока: учащиеся демонстрируют результаты своих наблюдений, рассказывают о спортивных достижениях сборной России, демонстрируют мини-проекты о любимых видах спорта, успехах спортсменов, олимпийской символике.
Монопредметный проект "Гордость России -Золотое кольцо России" по окружающему миру в 3 классе.
Форма представления - урок представления учебных исследований и проектов.Цель: расширить представления детей о старинных городах России.Задачи:
- способствовать развитию проектных и исследовательских умений у младших школьников;
- способствовать развитию познавательного интереса к истории российских городов через оформление стендовых докладов;
- воспитание любви к Родине, её богатству, прошлой и настоящей славе.Участники проекта - ученики 3 класса.Планируемые результаты:учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников, работать индивидуально и в группе, развивают умение ставить учебную задачу, учатся применять знания на практике, развивают коммуникативные и презентационные умения и навыки, демонстрируют навыки первичного оформления стендовых докладов. Творчество и фантазия не должны ограничиваться, но требования к стендовым докладам должны сохраняться в большей мере.Творческая часть урока: учащиеся демонстрируют проекты и исследования о старинных городах - гордости России: Москва, Ярославль, Сергиев Пасад, ПереяславльЗалесский,Ростов Великий, Углич, Кострома, Плес, Суздаль, Боголюбово,Владимир, Юрьев Польский.(Схема стендового доклада представлена в презентации)
Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию стали мероприятия к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Надпредметный долгосрочный проект "Города-герои",посвященный 70-летию Великой Победы. 3 класс.
Форма представления - устный журналЦель: сформировать знания детей о Великой Отечественной войне, о городах-героях.Задачи:
- способствовать воспитанию социально-активного человека, гражданина и патриота России на примерах героического прошлого страны;
-развивать  у учащихся интерес  к истории России, её героическому прошлому и настоящему;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ, уважение к ветеранам;
Участники проекта - ученики 3 класса.
Планируемые результаты:учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников, работать индивидуально и в группе, развивают умение ставить учебную задачу, учатся применять знания на практике, развивают коммуникативные и презентационные умения и навыки, демонстрируют самостоятельные навыки оформления стендовых докладов.
Творческая часть урока: учащиеся демонстрируют исследовательские проекты о городах-героях России в Великой Отечественной войне: Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса.Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой).
В течение всего времени были проведены массовые мероприятия, в которых учащиеся класса приняли активное участие в социально значимых проектах:
Поисковая работа: «След моей семьи в Великой Отечественной войне»
Исследовательские проекты:"Память сердца", "2015 год - год величия Великой победы", "Я горжусь, я помню."
Урок мужества.
Встреча с ветераном ВОВ.
Письмо ветерану.
Достижения учащихся класса:
2013-2014 учебный год.
Савочкин Саша - 3место на общешкольной конференции, стендовый доклад "Наша олимпиада".
2014-2015 учебный год.
Тюрнин Кирилл - 2 место на общешкольной конференции, стендовый доклад "Моя родословная".
Черепов Владислав - 1 место в муниципальном конкурсе творческих и проектно-исследовательских работ "Путешествие во времени", посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Номинация "История семьи".
Шепелева Нина - 3 место в муниципальном конкурсе творческих и проектно-исследовательских работ "Путешествие во времени", посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Номинация "История семьи".