Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Развивающая система Л.В.Занкова» Изменение имен прилагательных по родам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа







Урок русского языка во 2 классе.
УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»
Изменение имен прилагательных
по родам.









Подготовила и провела
Фисенко Марина Викторовна
учитель начальных классов
II квалификационной категории.





Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.

Цели и задачи урока:
образовательные – развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.
Форма урока: нетрадиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Развивающая система Л.В.Занкова». Учебник русского языка для 2 класса: автор А.В.Полякова.

Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на
внимание);
игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
проблемное обучение (частично – поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.
Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.










Ход урока.
I. Организационный момент
Психологический настрой на работу.
Учитель: –Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу
– Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок русского языка!
Сегодня не простой урок русского языка, а урок путешествие в мир слов. А мы не ученики, а путешественники.
Кого называют путешественниками? (люди, которые путешествуют и узнают что-то новое)
Мы отправляемся в главный город этой страны – Грамотеевск.

-В какой стране находится этот город? (Россия)-Как вы это определили? (по флагу)
-Что за здание изображено? (Собор Василия Блаженного)

Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников, в них мы будем записывать свои открытия и наблюдения.

В городе Грамотеевске много разных жителей, сейчас мы встретимся с ними:
-Кто к нам пришёл в гости? (девочка, мальчик)
-А как их назвать во множественном числе? (ребята)
Сегодня, на этом уроке
Мы много узнаем, поймем.
Помогут нам в этом ребята.
Мы их на урок позовем.


Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-Запишем число, классная работа.
II.Минутка чистописания:
Первое открытие, которое мы запишем в записные книжки.
-С какой целью мы проводим минутку чистописания? (отрабатываем навык правильного красивого письма)
Работа по вариантам: 1вариант пишет - букву Р, 2 вариант- букву р.
-Как вы думаете почему мы пишем Р,р?
III.Словарная работа. (1 ученик у доски)
Следующее открытие -словарная работа.
Перед вами слова: Рссия, девчка, мал..чик, рбята.
Какие буквы пропущены в словах? (безударные, мягкий знак, как показатель мягкости.)
Объясните, как их надо написать и почему? (словарные слова.)
Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными.)
Что обозначают имена существительные? (Предметы одушевленные и неодушевленные.)
Какие слова являются одушевлёнными? Неодушевлёнными? Как определили?
IV. Работа по теме урока.
А какая часть речи обозначает признаки предметов? (Имена прилагательные)
Поберите слова-признаки, т.е. имена прилагательные , к данным именам существительным.( Россия большая, девочка красивая, мальчик смелый, ребята весёлые)-устно
Итак, мы подобрали слова-признаки, сказали, что они являются именами прилагательными. А что мы знаем об этой части речи? Наши открытия.
(Имена прилагательные обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
Имена прилагательные изменяются по числам и родам, относятся к именам существительным.)
-Исходя из этого ответа, сформулируйте тему урока. (Изменение имён прилагательных)
-Это и есть тема нашего урока.
-Чему бы вы хотели научиться в этом путешествии? (изменять имена прилагательные по родам и числам)
-Давайте теперь запишем эти словосочетания и определим род и число.
(Задание выполняется у доски)
А следующее аналогичное задание будем выполнять самостоятельно , 3 ученика-
у доски на оценку.

Чтобы правильно написать окончания имен прилагательных надо помнить об окончаниях вопросов, которые задают к ним от имен существительных.
Добрый: речь – 1 ряд, человек-2ряд, слово-3ряд. (выделить окончание, род, число)
Речь (какая?)- добрая.
Человек (какой?)- добрый.
Слово (какое? )- доброе.
От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного зависит от рода и числа имени существительного.)
V. Физминутка
VI.Закрепление пройденного:
Работа с антонимами:
В городе Грамотеевск живут слова-неприятели, они говорят и делают всё наоборот.
Жители города Грамотеевск очень дружные, помогают друг другу в нужную минуту. Вот и мы сейчас воспользуемся помощью своих друзей-соседей по партам.
3.А сейчас мы с вами будем работать в парах: по учебнику стр. 43 №329
Найдите слова-неприятели. Как они называются? (Это антонимы)
Записать в записные книжки, выделить окончания, определить род имен прилагательных.
Работа с синонимами:
В городе Грамотеевск живут слова-приятели, они говорят одно и тоже, но по-разному.
Найдите слова-приятели. Как они называются? (Это синонимы)
4.Найди замену, определи род имен прилагательных, выдели окончания имен прилагательных: (устно по парам)
Очень холодная (вода) знойное
Очень жаркое (лето) студеная
Очень худой (человек) крохотная
Очень маленькая (туфелька) тощий
Очень густой (лес) дремучий
-Как называются такие слова? (Синонимы)
-Какой частью речи являются эти слова? (Это имена прилагательные.)

VII.Работа в группах.
В городе Грамотеевск выпал снег, очень холодно.
А что вы любите делать во время холодной погоды, ведь на улицу не выйдешь? (Играть, читать, смотреть телевизор, решать кроссворды, сканворды, ребусы).
Вот и мы сейчас будем разгадывать ребусы. ( обсуждение по рядам)
1 группа (ряд): ,, й (СИНИЙ)
2 группа (ряд): к + я (БЕЛАЯ)
3 группа (ряд):
,+ ,+ое(ВЕСЕЛОЕ)
VIII. Итог урока, выставление оценок.
IX. Домашнее задание. На карточках. Стр. 43 № 330
Мы еще вернемся в этот удивительный, интересный, загадочный город Грамотеевск.
Я желаю вам быть Мудрыми Аккуратными Творческими Работоспособными Естественными Культурными Активными в жизни.
X. Релаксация.
Вот мы и выполнили все задания жителей города.
-Вам понравилось работать сегодня на уроке?
У вас на партах есть разноцветные карточки.
Поднимите одну из них:
Красная – всё понравилось, было интересно, мне было хорошо.
Зелёная – не очень понравилось, мне было не очень хорошо.
Жёлтая – не понравилось, было скучно и неинтересно, мне было плохо.
-Что именно понравилось?


Использованная литература.
Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»).- СПб.: Тритон, 1997.
Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1994.
Волина В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Первая школьная энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 за знания, 2004.
Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку 1-2 классы.- Ростов нД: изд-во «Феникс», 2002.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-2 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
Ходова Т.В.. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы.- М.: Айрис-пресс, 2007.

Изображение 459Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\познание мира\Изображение 459.jpg15