Развитие оценочной самостоятельности младших школьников

Развитие оценочной самостоятельности младших школьников
Стрюкова М.Г., учитель начальных классов
МОУ «СОШ №6», г Коряжма

Проверка и оценка достижений учащихся является важной составляющей процесса обучения. Данный компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы), должен соответствовать современным требованиям.
Система контроля и оценивания учебной работы школьников не может сводиться только к проверке усвоения знаний и выработке умений и навыков по конкретному предмету. Функция контроля преследует более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и намечать пути их устранения.
Согласно толковым словарям русского языка, слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка - это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков ученика. Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки младшего школьника. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительноь).
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата с действительным. Учитель контролирует качество усвоения материала. Контроль позволяет ученику установить, что усвоено прочно, а что нуждается в доработке.
Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения. Правильно организованный контроль снимает у школьников страх перед контрольной работой и ориентирует их на самостоятельность, активность, самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в создании эмоционального фона. Реализация этой важнейшей функции заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться или огорчаться вместе) и ориентировать ученика на успех. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует ошибки и наметит пути исправления.
Информационная функция позволяет проанализировать причины неудачных результатов и наметить пути улучшения учебного процесса.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля ученика. Учителю контроль помогает выявить пробелы и недостатки в организации учебного процесса.
На протяжении всего процесса обучения учителю необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию контрольно-оценочной самостоятельности школьников.
Основная цель первого класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности для меня состоит в том, чтобы научить обучающихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Постепенно необходимо переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности обучающихся на этом этапе отводится пооперационному контролю.
В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:
а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения. Необходимо уточнить, что в первом классе для самостоятельного оценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (правильно ли решена задача, такие ли буквы вставил), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).
б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (по Г.А. Цукерман)
Итак, к концу обучения в 1-м классе при благоприятных условиях обучающиеся могут: – сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
–– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).
На втором этапе (2 – 4 классы) я организую совершенствование работы младших школьников над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки.
На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?» Ученикам предлагается выбрать из предложенного пакета заданий (разного уровня сложности) задание для самостоятельной работы на «уровень притязания».
·
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут:
– определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы.
Ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять "это я уже умею и знаю, а этого я еще совсем не знаю, но надо узнать" начинается учебная самостоятельность младшего школьника, переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.
В соответствии с ФГОС НОО современным педагогическим инструментом развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования является Портфолио.
Портфолио можно рассматривать с  позиции «ТРИ П»:
Портфель
В этом смысле Портфолио рассматривают как пакет документов, продуктов деятельности ребенка, которые необходимы для демонстрации усилий и роста в различных областях.
Процесс
Портфолио как процесс строится также вокруг сбора материалов и дает возможность использовать индивидуальные методы обучения. Портфолио в этом смысле является средством документирования определенных процессов, которые важны для учащегося и являются предметом педагогической поддержки учителя.
Прогресс
В ходе работы над Портфолио должен прослеживаться прогресс в широком смысле слова: прогресс в понимании ребенком целей и задач своей деятельности, прогресс в личностном  росте, прогресс ребенка в самооценке и самоанализе, динамике продвижения ребенка в учебной и других видах деятельности. Любое продвижение ребенка должно быть одобрено. Результаты деятельности каждого ученика сравниваются в сравнении не с другими учениками, а с самим собой,
Портфолио ориентировано на:
- демонстрацию динамики достижений в образовательном контексте
- самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, рефлексия).
Главной целью введения Портфолио является   отслеживание  и оценивание   динамики  индивидуального  развития  и личностного роста  обучающегося в широком образовательном контексте; поддержка  его образовательной и творческой активности и самостоятельности.  
Задачи Портфолио:
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей  и возможностей каждого ребенка;
Формирование установки  на  учебную, познавательную и творческую активность;
Развитие  навыков рефлексии
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки
Стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
Формирование ценностного отношения  к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к  его результату.
Содействие успешной социализации учащихся 
Безусловная ценность Портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика, развитию мотивации для дальнейшего творческого роста. Поэтому составление Портфолио в начальной школе – это не гонка за грамотами и дипломами. Для нас важен сам процесс участия младшего школьника в учебной и творческой деятельности. В начальной школе такая форма оценивания детей, как Портфолио, должна прежде всего носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации. Крайне важно с первых дней пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений которая по своей сути является «технологией всматривания в себя» и понадобится человеку на протяжении всей его жизни.
По окончании учебного периода (четверти, учебного года) я предлагаю обучающимся своего класса ряд диагностик, в ходе которых им нужно оценить свою образовательную деятельность. Покажу несколько примеров проявления оценочной самостоятельности младших школьников в конце 2 класса.
«Мои любимые предметы» - необходимо было выбрать 3 учебных предмета и расставить их на «пьедестал почёта».










Затем учитель анализирует полученные данные и получает информацию по всему классу.













«Оцени свои достижения»
























«Я учусь общаться»
















Анализ результатов данной диагностики даёт ценный материал для организации воспитательной работы в классе.




















«Моё отношение к делам класса»



























Ценность этой работы заключается и в том, чтобы увидеть объективность их собственной оценки. Не секрет, что в каждом классе есть ребята как с завышенной, так и с заниженной самооценкой. Учителю вовремя нужно это заметить и в ходе индивидуальной работы в диалоге показать, где обучающийся завысил или занизил свои результаты.
Работа над Портфолио позволяет учителю проанализировать деятельность классного коллектива, увидеть его сильные и слабые стороны, своевременно наметить направления дальнейшей работы.
Таким образом, работа над индивидуальным Портфолио является важным инструментом для всестороннего анализа деятельности как отдельного ученика так и класса в целом, а также способствует выстраиванию индивидуальной траектории развития обучающихся.