СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы по русскому языку

СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для выпускников начальной школы
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Назначение итоговой работы
Работа предназначена для проведения процедуры итоговой диагностики индивидуальных достижений выпускниками начальной школы планируемых результатов обучения по предмету «Русский язык».
С помощью данной работы оцениваются индивидуальная общеобразовательная подготовка по русскому языку учащихся, оканчивающих начальную школу, и качество освоения требований к результатам обучения ФГОС начального общего образования по русскому языку для всей совокупности участников итоговой диагностики.

Условия проведения итоговой работы
На выполнение части 1 работы отводится 45 минут. Ответы на задания учащиеся записывают в бланки тестирования. Дополнительные материалы не используются.
На выполнение части 2 работы отводится 45 минут.
Для выполнения заданий части 2 итоговой работы по русскому языку каждому ученику нужны: ручка, двойной лист той разлиновки, в которой привыкли работать учащиеся, лист-карточка с напечатанным текстом для списывания.
Структура итоговой работы
Итоговая работа для выпускников начальной школы по русскому языку состоит из двух частей:
Часть 1 представляет собой тест, составленный на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе. Часть 1 выполняется учащимися в рамках независимой диагностики (с привлечением внешних наблюдателей).
Часть 2 представляет собой диктант и списывание.
Часть 2 включает диктант и списывание, которые наиболее адекватно оценивают основные планируемые результаты по разделу «Орфография»: безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов; писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Рекомендации по проведению и проверке части 2 итоговой работы по русскому языку размещены в Приложении 4.
Для части 1 предлагается 4 варианта итоговой работы, которые равноценны как по сложности, так и по структуре проверяемых планируемых результатов. Равноценная сложность вариантов обеспечивает равные возможности при получении учащимися индивидуальной оценки.
Полнота проверки достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается за счет включения в часть 1 заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, лексика, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе по планируемым результатам. Демонстрационный вариант сконструирован таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.
Таблица 1
Распределение заданий по проверяемым планируемым результатам
Код проверяемых планируемых результатов
Число заданий в варианте

1.1 – 1.3 (Фонетика и графика)
3

2.1 – 2.4 (Состав слова)
3

3.1 – 3.2 (Лексика)
1

4.1 – 4.4 (Морфология)
6

5.1 – 5.6 (Синтаксис)
2

6.1 – 6.5 (Орфография)
2

7.1 – 7.6 (Развитие речи)
3

Итого:
20


Из 20 заданий проверочной работы 15 заданий относятся к базовому уровню сложности, 5 заданий – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. В таблице 2 указано распределение заданий по уровням сложности.
Таблица 2
Распределение заданий по уровням сложности
Уровни сложности
Число заданий
Максимальный балл за задания данного уровня сложности
Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый
15
15
60%

Повышенный
5
10
40%

Итого:
20
25
100%


В работе используются разные виды заданий:
7 заданий с выбором верного ответа,
9 заданий с кратким ответом (выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных, задания на установление соответствия и с записью ответа в виде одного-двух слов),
4 задания с развернутым ответом.
Все задания с выбором ответа и 8 заданий с кратким ответом относятся к базовому уровню сложности. Повышенный уровень представлен 4 заданиями с развернутым ответом и 1 заданием с кратким ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных и задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с кратким ответом оцениваются 1 или 0 баллов. Задания с развёрнутым ответом оцениваются 3, 2, 1 или 0 баллов. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Интерпретация результатов итоговой работы
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров - соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнение заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения четвероклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. Считается, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. Если в демонстрационном варианте 15 заданий базового уровня, то 10 заданий составляют 65%. В этом случае при получении учащимся не менее 10 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-15 баллов считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.
Тестовый балл, полученный обучающимся по результатам выполнения части 1 итоговой работы по русскому языку, определяет уровень достижения учащимся планируемых результатов обучения (таблица 3).
Таблица 3
Уровни достижения учащимися планируемых результатов обучения
Уровень
Тестовый балл

Высокий
20-25 баллов

Повышенный
15-21 баллов

Средний
10 – 14 баллов

Низкий
менее 10 баллов


В Приложении 1 приведен кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся.
В Приложении 2 приведен план демонстрационного варианта.
В Приложении 3 приведен демонстрационный вариант итоговой работы. В Приложении 4 приведены рекомендации к проведению и проверке части 2 итоговой работы по русскому языку. Приложение 1
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся

Кодификатор состоит из двух разделов:
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc367443359" 14Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по 15русскому языку.
13 LINK \l "_Toc367443360" 14Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Русский язык»15.
15В первую часть кодификатора включены планируемые результаты блока «Выпускник научится», так как планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат итоговой оценке.

Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения
Код
Планируемые результаты обучения. Проверяемые умения

1
РАЗдел «Фонетика и графика»

1.1
различать звуки и буквы

1.2
характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)

1.3
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

2
РАЗдел «Состав слова (морфемика)»

2.1
различать изменяемые и неизменяемые слова

2.2
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова

2.3
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

2.4
различать родственные (однокоренные) слова и синонимы, родственные слова и слова с омонимичными корнями

3
РАЗдел «Лексика»

3.1
выявлять слова, значение которых требует уточнения

3.2
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

4
РАЗдел «Морфология»

4.1
определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение

4.2
определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж

4.3
определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение

4.4
находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы

5
РАЗдел «Синтаксис»

5.1
различать предложение, словосочетание, слово

5.2
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

5.3
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения

5.4
определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения

5.5
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

5.6
выделять предложения с однородными членами

6
РАЗдел «Орфография и пунктуация»

6.1
применять правила правописания (в объеме содержания курса)

6.2
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника

6.3
безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов

6.4
писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания

6.5
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

7
РАЗдел «Развитие речи»

7.1
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста

7.2
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

7.3
выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения

7.4
самостоятельно озаглавливать текст

7.5
составлять план текста

7.6
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения


Раздел 2. Перечень элементов содержания
Коды элементов содержания указаны курсивом, чтобы отличить их от кодов планируемых результатов обучения (ПРО). В правом столбце указаны коды ПРО, которые предусмотрены для указанных элементов содержания.

Код
Элементы содержания
Коды ПРО

1
Фонетика, графика и орфоэпия


1.1.
Различение звуков и букв: буква как знак звука
1.1

1.2
Различение гласных и согласных звуков
1.2

1.3
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков
1.2

1.4
Различение качества согласных звуков



1.4.1
Различение мягких и твёрдых согласных звуков
1.2


1.4.2
Различение звонких и глухих согласных звуков
1.2

1.5
Определение качественной характеристики звука



1.5.1
Характеристика «гласный-согласный»
1.2


1.5.2
Характеристика «гласный ударный–гласный безударный»
1.2


1.5.3
Характеристика «согласный твёрдый–согласный мягкий»
1.2


1.5.4
Определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков
1.2


1.5.5
Характеристика «согласный звонкий–согласный глухой»
1.2


1.5.6
Определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков
1.2

1.6
Деление слов на слоги. Слог как минимальная произносительная единица
1.2

1.7
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка
1.2

1.8
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь
1.2

1.9
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова



1.9.1
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь
1.2


1.9.2
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с гласными е, ё, ю, я
1.2


1.9.3
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с непроизносимыми согласными
1.2

1.10
Использование небуквенных графических средств



1.10.1
Использование пробела между словами
1.2


1.10.2
Использование знака переноса
1.2


1.10.3
Оформление абзаца
1.2

1.11
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами
1.3

2
Состав слова (морфемика)


2.1
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова»



2.1.1
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова
2.2


2.1.2
Различение однокоренных слов и синонимов
2.4


2.1.3
Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями
2.4

2.2
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса
2.3

2.3
Различение изменяемых и неизменяемых слов
2.1

3
Лексика


3.1
Понимание слова как единства звучания и значения.


3.2
Выявление слов, значение которых требует уточнения
3.1

4
Морфология


4.1
Части речи


4.2
Имя существительное



4.2.1
Значение и употребление в речи
4.4


4.2.2
Умение опознавать имена собственные
4.1


4.2.3
Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
4.1


4.2.4
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода
4.1


4.2.5
Изменение существительных по числам
4.1


4.2.6
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное
4.1


4.2.7
Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению
4.1

4.3
Имя прилагательное



4.3.1
Значение и употребление в речи
4.4


4.3.2
Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин
4.2

4.4
Местоимение. Общее представление о местоимении


4.5
Глагол



4.5.1
Значение и употребление в речи
4.4


4.5.2
Неопределённая форма глагола
4.3


4.5.3
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?»
4.3


4.5.4
Изменение глаголов по временам
4.3


4.5.5
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение)
4.3


4.5.6
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
4.3


4.5.7
Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение)
4.3

4.6
Наречие


4.7
Предлог. Отличие предлогов от приставок


4.8
Союзы и, а, но, их роль в речи


4.9
Частица не, её значение


5
Синтаксис


5.1
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий)
5.1

5.2
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные
5.3

5.3
Различение предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные
5.4

5.4
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого
5.5

5.5
Различение главных и второстепенных членов предложения.
5.5

5.6
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении
5.2

5.7
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но
5.6

5.8
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами
5.6

6
Орфография и пунктуация


6.1
Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря
6.2

6.2
Написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных
6.1

6.3
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением
6.1

6.4
Правописание сочетании чк-чн, чт, щн
6.1

6.5
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
6.1

6.6
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
6.1

6.7
Правописание непроизносимых согласных
6.1

6.8
Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов)
6.1

6.9
Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках
6.1

6.10
Правописание разделительных ъ и ь
6.1

6.11
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь)
6.1

6.12
Правописание мягкого знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь)
6.1

6.13
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)
6.1

6.14
Правописание безударных окончаний имён прилагательных
6.1

6.15
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями
6.1

6.16
Правописание не с глаголами
6.1

6.17
Правописание мягкого знака в глаголах в сочетании тся-ться
6.1

6.18
Раздельное написание предлогов с другими словами
6.1

6.19
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
6.1

6.20
Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами
6.1

7
Развитие речи


7.1
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение
7.1

7.2
Ведение разговора



7.2.1
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)



7.2.2
Практическое овладение диалогической формой речи



7.2.3
Выражение собственного мнения, его аргументация
7.3


7.2.4
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком
7.2

7.3
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)


7.4

Текст



7.4.1
Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте



7.4.2
Заглавие текста
7.4


7.4.3
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев)



7.4.4
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев)



7.4.5
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
6.3


7.4.6
План текста. Составление планов к данным текстам
7.5


7.4.7
Знакомство с жанрами письма и поздравления
7.6


7.4.8
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи



7.4.9
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений)


7.5
Написание диктанта
6.4, 6.5




Приложение 2
План демонстрационного варианта итоговой работы по русскому языку
для оценки учебных достижений учащихся 4 класса

Используются следующие условные обозначения:
1) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
2) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.

№ задания
Блок содержания
Проверяемое умение
Код проверяемых умений
Тип задания
Уровень сложности
Максимальный балл за выполнение

1
Фонетика и графика
Умение различать звуки и буквы
1.1
ВО
Б
1

2
Фонетика и графика
Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.
1.2
КО
П
1

3
Фонетика и графика
Знание алфавита. Нахождение алфавитной последовательности слов.
1.3
ВО
Б
1

4
Состав слова
Умение различать изменяемые и неизменяемые слова
2.1
КО
Б
1

5
Состав слова
Умение различать формы слова и родственные слова.
2.2
КО
Б
1

6
Состав слова
Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами: окончание, корень, суффикс, приставку.
2.3
КО
Б
1

7
Морфология
Умение находить имя существительное с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа).
4.1
КО
Б
1

8
Морфология
Умение находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками (форма рода и падежа).
4.2
ВО
Б
1

9
Морфология
Умение находить глагол с заданными грамматическими признаками (форма времени, лица (рода), числа)..
4.3
ВО
Б
1

10
Морфология
Умение различать омонимичные имена существительные и глаголы
4.4
КО
Б
1

С1
Морфология
Умение приводить пример имени прилагательного по заданным грамматическим признакам.
4.2
РО
П
1

11
Синтаксис
Умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении
5.2
КО
Б
1

12
Синтаксис
Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое.
5.5
ВО
Б
1

13
Орфография
Умение применять правила правописания (в объеме содержания курса)
6.1
КО
Б
1

С2
Орфография
Умение находить правильное объяснение написания слов
6.5
РО
П
3

С3
Развитие речи
Умение осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе общения с людьми разного возраста.
7.1
РО
П
3

14
Морфология
Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы
4.4
КО
Б
1

15
Синтаксис
Умение классифицировать предложения в тексте по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения определять восклицательную невосклицательную интонацию предложения
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
5.3-5.6
ВО
Б
1

16
Лексика
Умение определять значение слова по тексту.
3.2
ВО
Б
1

С4
Развитие речи
Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему. Умение высказать свое мнение и обосновать его.
7.6, 7.3
РО
П
2

Максимальный балл
25 баллов






Приложение 3

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
итоговой работы по русскому языку для выпускников начальной школы

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения, разработанными в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться итоговой работой. Полный перечень умений, которые могут контролироваться, приведён в кодификаторе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность составить представление о структуре работы, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

1
Ученики 1-го класса пишут словарный диктант. К каким словам они должны быть внимательны, так как написание и произношение у этих слов не совпадает?
А. Поход
Б. Солнце
В. Школа
Г. Люстра
Укажи верный ответ.
1)
А и Г
2)
А и Б
3)
Б и В
4)
А, Б и Г



2
Ваня заполняет таблицу словами:
живот, кипеть, лень, пирог, клуб


1 слог
2 слога

Все согласные мягкие



В слове один звонкий согласный звук




Какое слово он не сможет отнести ни в одну из ячеек таблицы?
Запиши это слово в бланк ответа.



3
Ученики составляли гербарий, располагая названия всех растений в алфавитном порядке. Какое из перечисленных растений должно быть расположено после флокса?

1)
черёмуха

2)
хризантема

3)
цикламен

4)
шиповник


4
Прочитай предложение.

(1)В (2)вольере (3)разместилось (4)целое (5)семейство (6)кенгуру.

Какие слова в этом предложении не имеют окончания, потому что не изменяются?
Запиши в бланк номера, которыми обозначены слова.

5
Установи соответствие между словами и их характеристикой: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

слова
характеристика

А) вода, подводный
1) Однокоренные слова

Б) водитель, водителю
2) Не однокоренные слова

В) вода, водица
3) Формы одного и того же слова

Г) заводить, водяной



Запиши в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г






Полученную последовательность из четырёх цифр запиши в бланк, не меняя порядка следования цифр и без дополнительных знаков.

6
Ребята играли в слова. Им нужно было составить новое слово из частей разных слов. Они взяли приставку из слова «записать», корень из слова «придумать», суффикс из слова «собачка», окончание из слова «девочка».
Какое слово получилось у ребят?
Запиши полученное слово в бланк.

7
Сколько существительных в форме мужского рода, единственного числа, творительного падежа, 2 склонения использовано в предложении?
Тихим вечером мы любовались закатом солнца.
Ответ в виде числа запиши в бланк.


8
В какой форме употреблено подчёркнутое прилагательное в предложении

В пёстром хороводе кружатся осенние листья.

1)
средний род, единственное число, Творительный падеж

2)
средний род, единственное число, Дательный падеж

3)
мужской род, единственное число, Родительный падеж

4)
мужской род, единственное число, Предложный падеж


9
Прочитай небольшой текст.
(1)Принёс охотник из лесу двух медвежат и отдал Прасковье Ивановне. (2)Она им в бутылочки молока налила и соски сделала. (3)Вот лежат медвежата с бутылками, спят, посасывают молоко и причмокивают. (4) К весне они окрепнут и подрастут.

В каком предложении есть глаголы в форме настоящего времени, множественного числа, 3 лица?

1)
1
2)
2
3)
3
4)
4


10
В каких предложениях выделенное слово является глаголом?

1. На полу валялось разбитое СТЕКЛО.
2. Молоко со стола СТЕКЛО на пол.
3. Мне понравился этот СТИХ.
4. Ветер быстро СТИХ.

В ответ запиши номера предложений.

С1
Ребята заполняли таблицу словами из предложения:

Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.


Грамматическая форма
Часть речи


Имя прилагательное
Имя существительное

В форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа



В форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа




Одна из ячеек этой таблицы осталась незаполненной. Придумай и запиши слово, которое можно разместить в этой ячейке.
Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С1.

11
Ученики выписывали словосочетания из предложения

В густой траве мы разглядели маленького кузнечика.

У Светы в тетради была сделана такая запись:
1. Разглядели в траве
2. Маленького кузнечика
3. Разглядели кузнечика

Какое словосочетание пропустила Света?
Запиши свой ответ в бланк ответов справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву пиши в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

12
Прочитай небольшой текст.

(1) Жил у нас в доме толстый кот. (2)Целые дни он ел и спал. (3)Однажды мама замесила тесто в кадушке. (4) А кот залез в кадушку и весь перемазался.

В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

1)
1
2)
2
3)
3
4)
4


13
Пете нужно написать предложение без орфографических ошибок.

Для (1)уч..стия в (2)п..раде мы (3)с..брались) на (4 )Красн.. (5)площад...

Написание какого слова можно проверить по орфографическому словарю?
В ответ запиши номер слова.

С2
Ученик писал сочинение и допустил орфографические ошибки в выделенных словах.

Робкий луч солнца осветил мою комнату и потревожил сладкий утренний сон.

Выпиши выделенные слова, подчеркни буквы-орфограммы и объясни верное их написание.
Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С2.

С3
Витя позвонил своему другу Диме. К телефону подошла Ирина Андреевна – мама Димы. Прочитай их диалог.

– А Димон дома? (1)
– Это ты, Витя? Здравствуй. Димы нет дома.
– Передайте ему, чтобы он мне позвонил. (2)
– Хорошо, Витя. До свидания.
– Пока. (3)

Какие слова нужно добавить или изменить в каждой реплике Вити?
Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С3. В ответе запиши номер реплики (1, 2 и 3) и слова, которые ты вставил или изменил.


Прочитай текст и выполни задания 14 – 16 и С4


(1)В маленькой комнате на сером половичке копошились пушистые существа. (2)Они походили на большие клубки шерсти. (3)Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. (4)Из каждого клубочка смотрели серые глазки, у каждого болтались мягкие маленькие ушки. (5)Щенки всё время двигались, залезали друг на дружку, попискивали.
(По Ю.Яковлеву)

14
Установи соответствие между словами из предложения 1 и их характеристикой: к каждой позиции из первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

словО
характеристика

А) маленькой
1) глагол

Б) копошились
2) имя прилагательное

В) половичке
3) имя существительное

Г) существа



Запиши в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г






Полученную последовательность из четырёх цифр запишите в бланк тестирования, не меняя порядка следования цифр и без дополнительных знаков.







15
Выбери НЕВЕРНОЕ утверждение о предложениях из текста.

1)
В предложении 1 грамматическая основа «существа копошились».

2)
В предложении 5 подлежащее выражено именем существительным.

3)
В предложении 5 три однородных сказуемых.

4)
Предложение 2 невосклицательное, побудительное.



16
Определите значение слова «мягкий» в предложении 4.

1)
Нежный, приятный на ощупь.

2)
Кроткий, уступчивый, выражающий сердечную доброту, расположение к собеседнику.

3)
Не имеющий резких изгибов, плавный.

4)
Легко поддающийся обработке.


С4
Как ты думаешь, какое чувство испытывает автор, наблюдая за щенками? Каким образом читатель это понимает? Приведи два примера из прочитанного текста, подтверждающих твою точку зрения. Свои размышления запиши в виде текста из 3 – 4 предложений.

Ответ запиши на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания – С4.


Рекомендации по оценке выполнения заданий части 1 итоговой работы по русскому языку

№ задания
ответ
№ задания
ответ

1
2
9
3

2
живот
10
24 или 42

3
2
11
в густой траве или густой траве, в траве густой, траве густой

4
16 или 61
12
2

5
1312
13
2

6
задумка
14
2133

7
2
15
4

8
4
16
1


С1
Элементы содержания верного ответа


Записано имя прилагательное в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа

Указания к оцениванию
Баллы

Записано любое слово в соответствии с требуемой формой
1


C2
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки, проверочные слова, не искажающие смысл и правильность ответа)

1) Луч – орфограмма «Ь после шипящих на конце существительных»; в существительных второго склонения (или в мужском роде) после шипящих мягкий знак не пишется.
2) Солнца (солнце) – орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»; непроизносимая буква Л проверяется словом «солнечный».
3) Сладкий – орфограмма «Сомнительные парные согласные в корне слова»; буква Д проверяется словом «сладок».

Указания к оцениванию
Баллы

Указаны 3 орфограммы, и дано правильное обоснование их написания
3

Указаны 2 орфограммы, и дано правильное обоснование их написания
или указано 3 орфограммы, но правильное обоснование написания дано для 2-х слов

2

Указана 1 орфограмма, и дано обоснование правописания
или указано 2 или 3 орфограммы, но правильное обоснование написания дано для 1-го слова
1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует
0


С3
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа)

Здравствуйте. Это Витя. Позовите, пожалуйста, Диму.
Пожалуйста,
Спасибо. До свидания.

Указания к оцениванию
Баллы

Дополнения и/или исправления в соответствии с речевой ситуацией внесены в каждую реплику
3

Дополнения и/или исправления в соответствии с речевой ситуацией внесены в две реплики
2

Дополнения и/или исправления в соответствии с речевой ситуацией внесены в одну реплику
1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует
0


С4
Элементы содержания верного ответа
(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа)

Ответ представлен в виде связного текста из 3-4 предложений на заданную тему, в котором указано:
1. автор испытывает нежность и умиление;
2. для выражения отношения использованы два (любых) лексико-грамматических средства, например: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (хвостик, клубочек, глазки, ушки), сравнение (с клубками мягкой шерсти), эпитеты (пушистые, мягкие).

Указания к оцениванию
Баллы

В ответе использованы все элемента правильного ответа.
Для обоснования своей точки зрения указаны два любых средства.
В тексте из 3-4 предложений нет нарушений речевой связности
2

В ответе использован один элемент верного ответа и/ или для обоснования своей точки зрения использовано один пример. При этом нет замечаний к речевой связности текста;
и/ или в ответе использованы два элемента правильного ответа, но в тексте есть нарушения речевой связности
1

Ответ не содержит элементов верного ответа или отсутствует
0





















Приложение 4
Рекомендации по проведению и проверке итоговой работы

На выполнение второй части итоговой работы отводится 45-минутный урок. Это время включает а) предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы; б) списывание текста с карточки и осуществление проверки собственной работы.
Для выполнения заданий второй части итоговой работы по русскому языку каждому ученику нужны: ручка, двойной лист той разлиновки, в которой привыкли работать учащиеся, лист-карточка с напечатанным текстом для списывания. Учащийся пишет на листе свою фамилию и имя. На данном листе учащийся пишет диктант и на этот же лист списывает текст. Карточка с текстом для списывания раздаётся после окончания проверки учащимися написанного диктанта.
После завершения работы учащихся учитель собирает их работы.


Текст диктанта
Наступила весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. На дне оврагов ещё можно увидеть белые пятна. А на открытых полянках солнышко уже съело последний снег. Воздух потеплел. Пробудилась земля. Она подарила людям чудесные весенние цветы. Голубой ковёр подснежников украшает лесные полянки. Как прекрасны эти первые цветы русских лесов! От цветов идёт дивный запах. Как хорошо дышится! Подснежники очень похожи на радостную улыбку весны. Не уносите из леса огромные букеты! Не губите дивную красоту лесной полянки!

Текст для списывания
За рекой росли стройные ели. Но вот среди лесных красавиц появились маленькие дубки. Дубы рядом не растут. Ветер жёлуди не переносит, для него они тяжёлые. Кто же сажает дубки? Скоро я узнал тайну.
Шёл я по тропинке, вдруг заметил сойку. Птица летела низко. Вот она села на трухлявый пень и что-то спрятала. Я подошёл к пню. Между корнями лежали два жёлудя. Сойка прятала их на зиму. Так вот кто сажает молодые дубки около ёлок! Сойка спрячет жёлудь и забудет, а он прорастёт.

Проверка работ учащихся осуществляется в соответствии с рекомендациями по оценке выполнения заданий итоговой работы.
Проверка диктанта и списывания осуществляется учителем привычным ему способом. Обратите внимание: исправления, допущенные учеником (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание), качество почерка и аккуратность оформления работы не учитываются и не влияют на оценку работы. Главный акцент при проверке и анализе делается на классификации допущенных ошибок. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика.
Классификацию ошибок и недочетов при проверке и оценивании диктанта и списывания целесообразно проводить, основываясь на положениях, изложенных в Методическом письме № 1561/14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
– отсутствие "красной" строки;
– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

По результатам выполнения части 2 итоговой работы по русскому языку каждому учащемуся определяется уровень достижения планируемых результатов обучения (таблица 4).
Таблица 4
Уровни достижения учащимися планируемых результатов обучения

Уровень
Количество ошибок и недочётов


в диктанте
в списывании

Высокий
нет ошибок
нет ошибок и исправлений

Повышенный
1–2 ошибки
не более 1 ошибки или 1-2 исправлений

Средний
3–5 ошибок
не более 3 ошибок

Низкий
более 5 ошибок
4 и более ошибок



 Код приведен в соответствии с кодификатором планируемых результатов.
 Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.









13PAGE 15


13PAGE 141215




Заголовок 1 Заголовок 815