Рабочая программа по родному русскому языку к учебнику Л.Г.Саяховой для 5 класса по ФГОС


1.Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе составлена на основе следующих документов:
* Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;
*Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание- М.: «Просвещение», 2010г.
*Программы и методического руководства к учебнику «Слово. Русский язык». Л.Г. Саяхова. Уфа. Китап. 2010.
Цель курса «Родной (русский) язык и литература» состоит в углублении и расширении знаний по русскому языку и литературе.
Задачи:
- описание языка как сокровищницы культуры: рассмотрение того, как культура народа, его история отразились в единицах языка разных уровней: в слове, фразеологии, грамматике, текстах;
- разработка путей формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся);
- совершенствование родного языка, углубленное его познание в аспекте теоретическом, историческом, практическом, коммуникативном и культурологическом.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразны- ми видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полно- ценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Все три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков много- аспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.
Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).
Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. На этом этапе должны быть достигнуты указанные в программе результаты обучения, что гарантирует дальнейшее успешное продвижение учащихся по предмету: на базе изученного в начальных классах отрабатываются ведущие навыки распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных предложений; совершенствуются навыки языкового анализа различных единиц языка; закрепляются важнейшие орфографические и пунктуационные навыки. Новый материал вводится на фоне уже известного, как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний. Учтены внутрипредметные связи (например, материал по лексике и словообразованию даётся во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития. На всех этапах обучения в соответствующих данной программе учебниках реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия º осмысление лингвистической сути понятия º овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала º формулирование теоретических выводов º углубление знаний.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов. Согласно действующему учебному плану МОБУ СОШ с. Миловка для изучения учебного предмета «Родной (русский) язык и литература» в 5 классе отводится следующее количество часов: 105 ч. (3 часа в неделю).

4.Содержание курса родного (русского) языка и литературы (5 класс)
Язык и речь (10ч.+3ч.)
I. Языковые / лингвистические знания. Значение языка в жизни человека и общества. Язык как средство общения, познания, мышления и воздействия. Лингвистика — наука о языке. Роль родного языка. Роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Республики Башкортостан. Речь — язык в действии. Виды речевой деятельности: слушание — говорение, чтение — письмо. Устная и письменная формы речи. Диалогическая и монологическая речь. Правильность и выразительность речи. Лингвистика как наука о языке и речи. Речевой этикет: формулы приветствия, прощания, благодарности, поздравления, извинения. Слово как ключевая единица языка. Номинативная (назывная) функция слова. Форма слова (звучание, написание, грамматическая форма) и значение слова (лексическое и грамматическое). Роль слова в речи и в тексте. Писатели о слове. Пословицы о слове. Выработка у учащихся целостного представления о слове как об основной единице языка, имеющей форму и значение.
II. Коммуникативный и культурологический текстовый материал для формирования языковой, речевой, коммуникативной и культурологической компетенции. Представление о роли языка в жизни человека и общества, об основных функциях языка, о многообразии языков, о роли русского языка. Положительная мотивация к овладению всеми видами речевой деятельности (слушание — говорение, чтение — письмо) в устной и письменной форме. Овладение речевым этикетом. Умение поздороваться, попрощаться, выразить благодарность, поздравить, попросить извинения в ситуациях речевого общения. Осознание значения слова в речи и умение уместно его употреблять. Концепт «Слово». Программа овладения словом. Пословицы о языке. Заимствованные слова.
Слово звучащее.
Фонетика и орфоэпия (26ч.+1ч.)
I. Слово в речевом потоке. Звуки речи, их отличие от других звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Фонетика как раздел науки лингвистики о звуках речи. Слоговое строение слова. Свободное и подвижное ударение в русском языке. Смысловая роль словесного ударения (замок — замок). Ударные и безударные слоги. Открытые и закрытые слоги. Ритмика русского слова. Гласные звуки. Сильная и слабая позиция для гласных звуков. Различение в сильной позиции (под ударением) шести гласных звуков (о, а, и, у, э, ы). Позиционное чередование гласных. Понятие о фонеме. Согласные звуки в слове. Артикуляционные признаки согласных звуков. Дифференциация согласных звуков по звонкости-глухости, мягкости-твердости, их смыслоразличительная роль (пруд и прут, банка и банька). Пары согласных по звонкости-глухости. Непарные звонкие (м, л, н, р) и глухие (х, ц, ч, щ). Сильная и слабая позиция для звонких и глухих согласных. Пары согласных по мягкости-твердости. Непарные мягкие (ч, щ) и твердые (ж, ш) согласные. Средства обозначения мягкости согласных (ъ и буквы я, ю, е, ё, и). Чередование гласных и согласных при образовании слов и форм слов (ухо — уши, расти — вырос, касаться — коснуться). Орфоэпия — правила литературного произношения. Произношение ударных и безударных гласных. Произношение слов со стечением согласных. Произношение окончаний -ого, -его у прилагательных, произношение -ться, -тся у глаголов. Понятие о транскрипции. Фонетический анализ слова. Знакомство с орфоэпическим словарем. Выразительные возможности фонетики. Звукопись как поэтическое средство. Рифма и ритм в стихах. Логическое ударение как средство точности и выразительности речи.
II. Совершенствование речевого слуха и артикуляционных навыков учащихся.
Работа над дикцией (четким произношением звуков). Отработка произношения ударных и безударных слогов в слове. Произнесение скороговорок. Произношение слов с сочетанием з, с и шипящих (сжечь, с шумом, езжу), -тч-, -дч- (переводчик, летчик), -зч-, -сч- (подписчик, разносчик), произношение сочетаний -чн- как -шн- и -чт- как -шт-(конечно, что, чтобы). Умение видеть различие между звучанием и написанием слова. Умение передать звучание слова в транскрипции и написание в орфографическом проговаривании. Составление и усвоение орфоэпического словаря-минимума. Наблюдение роли звукописи в стихах для детей, сочинение рифмовок, считалок. Произношение предложений с логическим ударением. Тексты о звучании речи: Л. Успенского, В. Солоухина, А. Куприна, «Весна голосов» В. Пескова, «Лесной оркестр» В. Бианки, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева, «Россия» Л. Прокофьева, о произношении гласных и согласных С. Маршака, Ф. Кривина, стихи С. Есенина, А. С. Пушкина, загадки, легенда о Салавате.
Строение слова.
Состав слова и словообразование (27ч.+5ч.)
I. Производные и непроизводные слова. Морфемное строение слова. Морфемы как значимые части слова. Корень (корневая морфема), приставка, суффикс (некорневые морфемы). Основа слова и окончание. Отражение лексического значения слова в основе, грамматического значения в окончании. Окончание как способ образования форм слов и средство связи слов в словосочетаниях и предложениях. Формы одного и того же слова и слова одного и того же корня (однокоренные слова) с разным лексическим значением. Словообразовательное гнездо. Морфологический принцип орфографии (сохранение единообразия написания морфем). Правописание корней: с непроверяемыми гласными и согласными, с чередованием гласных и согласных, с проверяемыми безударными гласными и со звонкими согласными. Приставка и предлог. Одинаковые по звучанию приставки и предлоги. Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок: а) единообразное написание приставок независимо от произношения; б) приставок на з-с в зависимости от их произношения, о-а в этих приставках в зависимости от ударения; в) приставок пре- и при- в зависимости от их значения. Суффиксы. Суффиксы имен существительных со значением лица по роду занятий (-чик, -щик, -ник, -тель), со значением лиц женского пола (-к-, -ниц-, -ц-), со значением ласкательно-уменьшительным (-ок, -ек, -ик, -очек), со значением детенышей (-онок, -енок). Основные суффиксы глаголов и имен прилагательных. Правописание суффиксов. Разбор слов по составу (морфемный анализ). Слова производные и непроизводные. Производящая основа. Словообразовательная цепочка. Морфологические способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный, словосложение, сокращение основ. Чередование гласных и согласных при образовании слов. Знакомство со «Школьным словообразовательным словарем» А. Н. Тихонова. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительной гласной -о-или -е-, их правописание. Сложные слова без соединительной гласной и с пол-, полу-. Их правописание. Сложносокращенные слова. Их произношение, написание и употребление в речи (согласование по роду основного слова). Словообразовательный анализ слова. Отражение языковой картины мира в словообразовательной системе языка.
Слово написанное
Орфография (12ч.+2ч.)
I. Языковые знания. Русская графика (начертание букв). Алфавит. Соотношение звуков и букв. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, звуковое значение букв я, ю, е, ё. Буквы ь и ъ. Их роль в языке. Звуко-буквенный разбор слова. Орфография как система правил передачи звучащей речи на письме. Зеркальные слова (точное соответствие произношения и написания). Понятие об орфограмме как ошибкоопасном месте при написании слова. Фонематический принцип русской орфографии и обусловленный им морфологический принцип. Понятие о фонеме как ряде позиционно чередующихся звуков. Фонема в сильной и слабой позиции. Основной закон русской орфографии: написание по сильной позиции. Проверяемые и непроверяемые написания. Проверочные слова. Правило правописания безударных гласных. Правописание гласных после шипящих и ц (жи, или, ча, ща и др.). Правописание о-е после шипящих. Произношение и написание стечения согласных. Непроизносимые согласные, их правописание. Правописание и-ы после приставок на согласный. Правописание мягких согласных, обозначение мягкости согласных буквами ь, я, ю, е, ё. Правописание мягкого знака в грамматических формах слов, ъ и ъ в разделительной функции. Знакомство с учебным орфографическим и грамматико-орфографическим словарями русского языка. Метод ассоциативных полей и микроязыков в овладении орфографией.
Слово и его значение
Лексика (9ч.+2ч.)
I. Слово как единица лексической системы. Понятие о лексике как системе. Основные ее признаки: обширность, изменчивость, открытость, многообразие связей слов. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Слово как знак предмета, понятия. Конкретное и абстрактное значение слова, оценочный момент в значении слова (эмоционально-экспрессивные слова: кораблик, солнышко, швырнуть, ляпнуть), значимость слова (по отношению к другим словам), свободное и несвободное значение слова (белый снег — белое золото). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слов. Переносное значение как основа изобразительно-выразительных средств. Грамматическое значение слова. Выражение грамматических значений слов в окончаниях, суффиксах, приставках. Связь слов по значению: синонимы, антонимы, лексико-семантические группы .
II. Языковые и речевые умения и навыки. Усвоение понятия о слове как единице лексической и лексико-грамматической системы языка.
Слово в словосочетании, предложении и тексте.
Слово в словосочетании, предложении и тексте.
Синтаксис (7ч.+1ч.)
I.Понятие о синтаксисе как разделе грамматики, изучающем способы сочетания слов и законы построения словосочетаний и предложений. Словоформа, словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Слово и словосочетание как номинативные единицы языка, их общие и отличительные признаки. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы словосочетаний по главному слову (именные и глагольные). Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Словосочетания с определительным, объектным и обстоятельственным значениями. Предложение. Отличие предложения от слов и словосочетаний. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Восклицательные предложения. Интонация различных типов предложении. Смысловая и эмоциональная интонация. Логическое ударение. Членение предложений на синтагмы. Синтагматическое и фразовое ударение (интонация точки). Слово как член предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Способы их выражения. Порядок слов в предложении. Предложения с обращениями и однородными членами. Знаки препинания в них. Сложные предложения с союзами и, а, но; что, чтобы, потому что, когда, как и союзным словом который. Слово в тексте как средство создания целостности и связности текста.
5.Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку и литературе сформулированы в «Примерной программе основного общего образования».
Личностные результаты освоения русского (родного) языка и литературы:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само- оценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка и литературы:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответ- ствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка и литературы:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения» и «Предметные результаты обучения».
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляю- щей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения: 1) языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему; 2)метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-спра- вочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально- волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
6.Тематический план.
Раздел Кол-во часов В том числе: Примеч.
Контрольные работы Развитие речи Язык и речь 13 3 Слово звучащее 27 1 1 Строение слова 32 1 5 Слово написанное 14 1 2 Слово и его значение 11 2 Слово в словосочетании, предложении, тексте 8 1 1 Всего 105 4 14 7.Перечень учебно-методического обеспечения.
Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ / Под редакцией профессора Л.Г. Саяховой. – Уфа, 2003.
Родной (русский) язык в школах Республики Башкортостан: Сборник программ / Составители Т.Н Дорожкина, Ю.В. Ошеева, Л.Р. Першина; отв. редактор д.п.н. Т.Н. Дорожкина. –Уфа: Учебно – методический центр «Эдвис», 2012.
Саяхова Л.Г. Слово. Учебник по русскому языку для 5 класса. –Уфа: Китап, 2011.
Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов / авт.-сост. А.А. Инджиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Словарь синонимов и антонимов / Федорова Т.Л. – М.: «Ладком», 2010.
Толковый словарь русского языка: Ок. 100.000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп.
Углубленное изучение русского языка как родного: Программа для 5-11 классов средней школы / Отв. редакторы Л.Г. Саяхова, Т.Н. Дрожкина / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2001.
Этимологический словарь русского языка / Федорова Т.Л., Щеглова О.А. – М.: «Ладком», 2010.
Литература. 5-11 классы. Тропа к Есенину: нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность / авт.-сост. Е.М. Кучерян. – Волгоград: Учитель, 2009.
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Родной (русский) язык и литература»
1) таблицы по русскому языку;
2) плакаты с высказываниями о русском языке.
3)ноутбук
4)диски;
5)проектор.
Тематическое планирование по родному (русскому) языку и литературе в 5 классе
Количество часов по учебному плану
Всего 105 ч.; в неделю 3 часа.
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Примечание
План Факт Предметные Универсальные учебные действия
Личностные Язык и речь 1 Лингвистика – наука о языке. Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 2 Язык в жизни человека и общества. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми. Осознать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка Адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 3-4 Родной язык. Роль русского языка. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 5-6РР. Р.р. Устный рассказ по теме: «Роль родного языка в жизни человека». Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; Работа над развитием связной речи Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 7 Язык и речь. Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 8 Устная и письменная речь. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; Использовать разные правила и приёмы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вычитывать информацию, представленную в схеме Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 9-10 Диалогическая и монологическая речь. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; монолог, диалог и их виды; Использовать разные правила и приёмы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вычитывать информацию, представленную в схеме Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 11 Речевой этикет. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; ситуация речевого общения; преобразовывать текстовую информацию; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 12РР. Р.р. Построение диалога с соблюдением речевого этикета. Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; преобразовывать текстовую информацию; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком 13 Слово – ключевая единица языка и речи. Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи Слово звучащее
Фонетика и орфоэпия 14-15 Слово в речевом потоке. Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Стремление к совершенствованию собственной речи 16 Звуки речи. Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». производить фонетический разбор
слова; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Стремление к совершенствованию собственной речи 17 Звукопись. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Осознавать (понимать) звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Стремление к совершенствованию собственной речи 18-20 Образование и произношение звуков речи. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Интерес к изучению языка; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию текста в письменной форме 21-23 Гласные звуки. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Интерес к изучению языка; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию текста в письменной форме 24-26 Согласные звуки. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Стремление к совершенствованию собственной речи 27РР Р.р. Сочиняем сказку о гласных и согласных. Написание сочинения Работа над развитием связной речи Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения
Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме 28 Фонема и ее словоразличительная роль. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь Интерес к изучению языка 29-31 Ударение в слове. Звуковое строение слова. Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков в потоке речи Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью 32 Как овладеть звуковым строем русского языка. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Понимать различие между звуками и
буквами. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков в потоке речи Стремление к совершенствованию собственной речи 33-35 Правила произношения гласных и согласных. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков в потоке речи Стремление к совершенствованию собственной речи 36 Возникновение письменности. Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. Знать об истории возникновения письменности Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Интерес к изучению языка 37-39 Русская графика. Звуки и буквы. Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. Знать русский алфавит и его назначение; знать о различии между звуками и буквами. Уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; уметь находить и исправлять ошибки в названиях букв. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать значение письма в жизни человека и общества Интерес к изучению языка 40К К.р. Контрольная работа №1. Выполнение контрольной работы Уметь характеризовать отдельные звуки
вне слова и в составе слова, правильно
произносить слова из орфоэпического
словарика учебника на изученные правила. Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию Способность к самооценке Строение слова.
Состав слова и словообразование 41-43 Производные и непроизводные слова. Морфемный анализ слов. Знать понятие производное и непроизводное слово Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе построения текста основные нормы русского литературного языка Интерес к пересказу исходного текста; стремление к совершенствованию собственной речи 44-46 Морфемное строение слова. Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе построения текста основные нормы русского литературного языка Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию 47-50 Основа слова и окончание. Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении; способ обозначения нулевого окончания. Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; уметь соотносить окончание с его грамматическим значением. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе построения текста основные нормы русского литературного языка Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию 51-53 Корень слова и однокоренные слова. Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов. Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; что однокоренные слова могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи. Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию 54-56РР. Р.р. Работа со словарем. Работать со словарем Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; работать с орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 57-59 Корень и этимология слова. Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов. Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; работать с орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 60-61РР. Р.р. Работа со словарем. Работать с этимологическими и толковыми словарями Уметь работать с этимологическими и толковыми словарями Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; работать с орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 62-63 Приставки и их правописание. Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов. Знать определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 64-65 Суффиксы. Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса. Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 66-67 Способы словообразования. словообразовательный разбор Знать о роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определять языковые значения словообразующих морфем.. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Стремление к совершенствованию собственной речи 68 Словосложение (сложные слова). словообразовательный разбор Знать о словосложении Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Стремление к совершенствованию собственной речи 69 Сокращение основ (сложносокращенные слова). словообразовательный разбор Знать о сложносокращенных словах Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Стремление к совершенствованию собственной речи 70-71 Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа с однокоренными словами.
Устный и письменный морфемный и словообразовательный разбор Знать порядок словообразовательного и морфемного разбора слов Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность определять последовательность действий, работать по плану Стремление к совершенствованию собственной речи 72К. К.р. Контрольная работа №2. Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками. Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их
Способность осуществлять самоконтроль Способность к самооценке Слово написанное
Орфография 73 Орфография. Принципы русской орфографии. Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. Знать принципы русской орфографии Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к речевому совершенствованию 74 Орфографическое правило. Орфограмма. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. Знать о соотношении произношения и правописания; пользоваться транскрипцией; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук в слове при несовпадении с произношения и правописания; определять тему и основную мысль текста Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к речевому совершенствованию 75 Как научиться грамотно писать. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; Знать о соотношении произношения и правописания; пользоваться транскрипцией; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук в слове при несовпадении с произношения и правописания; Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 76РР. Р.р. Пословицы и высказывания о сказках. Работа с текстом Работа над развитием связной речи Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения
Стремление к совершенствованию собственной речи 77 Правописание безударных гласных. Правописание гласных в корне. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; Знать способы проверки написания безударных гласных в корне слова; знать о непроверяемых гласных в корне слова; п Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 78 Правописание гласных после шипящих. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 79 Правописание о-ё после шипящих. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. Правильно писать слова с буквами о-ё после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 80РР. Р.р. Изложение-миниатюра. Написание изложения Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложений; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов 81 Правописание и-ы после ц. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова - исключения. Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 82 Правописание звонких и глухих согласных. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. Знать правописание звонких и глухих согласных Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию 83 Правописание непроизносимых согласных. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило. Знать правописание непроизносимых согласных Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 84 Для чего в словах пишется ь? Различение ъ и ь знака. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило. Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласиях; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных. Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 85 Правописание приставок на з-с. Правописание приставок пре- и при-. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. Знать правописание приставок на з-с, пре-, при-. Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём Стремление к совершенствованию собственной речи 86К К.р. Контрольная работа №3. Выполнение контрольной работы Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их
Способность осуществлять самоконтроль Способность к самооценке Слово и его значение
Лексика 87 Слово в лексической системе языка. Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»;
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 88 Зачем нужны слова в языке? Лексическое значение слова. Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова».
Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию собственных текстов; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме 89РР. Р.р. Подробное изложение. Написание изложения Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложений; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём; способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме 90 Однозначные и многозначные слова. Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему. Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова. Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 91 Прямое и переносное значение слова. Способы объяснения слов. Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему. Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях. Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 92РР. Р.р. Работа со словарем. Работа со словарем Уметь работать с толковыми словарями Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; работать с орфографическим словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 93 Связи слов по значению. Работа со словарем Уметь работать с толковыми словарями Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 94-95 Синонимы. Антонимы. Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы. Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов). Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи 96-97 Омонимы. Паронимы. Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом
словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров). Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к совершенствованию собственной речи Слово в словосочетании, предложении и тексте.
Синтаксис 98 Синтаксические единицы. Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение. Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуационные и синтаксические ошибки; связывать слова в предложения по смыслу; Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутом виде; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правописания Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста 99 Слово в словосочетании. Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; Находить и исправлять ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учётом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста 100 Слово в предложении. Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков препинания (интонация конца предложения); Вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения (основную мысль текста Стремление к речевому совершенствованию; осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности 101РР. Р.р. Сочинение-миниатюра о родном крае – Башкортостане. Написание сочинения Работа над развитием связной речи Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагать свои мысли; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеть приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правописания Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме 102 Слово как член предложения. Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. Знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего я сказуемого; уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме 103 Слово в тексте. Работа с текстом Знать об основных признаках текста Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме 104К. К.р. Контрольная работа №4. Выполнение контрольной работы Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; Способность осуществлять самоконтроль Способность к самооценке 105. Анализ контрольной работы Выполнение работы над ошибками Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их Способность осуществлять самоконтроль Способность к самооценке