Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе.


Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе. часть 1
Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего по способам работы с учащимися. Дополнительное образование выступает как более «свободная», не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Именно в сфере дополнительного образования с характерным для нее индивидуализированным подходом, гибкостью программ, разнообразием форм возможна трактовка: «талант пробьется».
Дополнительное образование учащихся в школе рассматривается как средство реализации прав ребенка на доступ  к информации, отдых и досуг, свободное участие в культурной жизни и занятия искусством, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, предусмотренных Международной Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1982 года.
Главное качество дополнительного образования – это открытость, то есть дополнительное образование не имеет государственных стандартов. Таким образом, содержание образования в учреждении определяется его общей программой, учебным планом и, что самое важное, самостоятельно разработанными педагогами, гибкими и вариативными программами той или иной студии, кружка, секции. То есть сам педагог определяет учебный план и форму работы  кружка или секции. 
Дополнительное образование детей в школе ведётся по 6 направлениям:
естественнонаучное, включая эколого-биологическое;
техническое творчество, включая робототехнику;
туристско-краеведческое; художественное;
социально-педагогическое (лидерство, волонтёрство /добровольчество/, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети);
физкультурно-спортивное.
Планирование урочной и внеурочной деятельности, моделирование формы творческого сотрудничества выявляют учащихся с высоким уровнем учебной мотивации. Одной из таких форм работы в школе становится тьюторство. Тьютором может быть учитель – предметник, классный руководитель, педагог – психолог, владеющий методологической подготовкой, коммуникативными компетентностями и интерактивными технологиями. Организуя тьюторское сопровождения учащихся, тьютор разумно использует интеллектуальный и творческий потенциал учащегося, его познавательную инициативу, диагностирует интеллектуальный потенциал ученика, выявляет психологические компоненты его способностей в сотрудничестве с родителями, школьной психологической службой, библиотекой, определяет направление и содержание индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут проектируется совместно с учащимся, родителями и при непосредственном участии педагога, следовательно: использование технологии индивидуального образовательного маршрута позволяет организовать процесс познания на основе подхода, когда учащийся может выбирать свой способ познания в соответствии со своими личностными особенностями, смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого учащегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы школы, УДОД;
содержанием конкурсной программы;
формы обучения учащихся в системе дополнительного образования:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника - специалист высокого класса);
очно-заочные школы;
каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
детские научно-практические конференции и семинары, интеллектуальные игры, интеллектуальные конкурсы, марафоны.
Актуальность разработки программ исходит из того, что учащийся и его семья начинают формулировать собственную, особую образовательную потребность и, соответственно, особый мотив, особый образовательный запрос, далеко не всегда связанный с учебной деятельностью.
Целевые группы: учителя, учащиеся, родители.
Цель - способствовать раскрытию активного опыта учащегося, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования, развитию творческих способностей, опыта личных побед и навыка достижения успеха, продвижение  по выбранному   образовательному маршруту, базы для профессионального самоопределения.
Задачи:
нахождение различных способов решения поставленных задач, преодоление сомнения на пути достижения цели и получение от этого удовольствия;
планирование учащимся свое время и эффективно действовать, используя этот ресурс;
привыкание к личной ответственности за себя и команду, видеть значимость своих поступков;
поддерживать и проявлять заботу об окружающих.
оформление учебных и образовательных инициатив;
вовлечение в социальное проектирование;
организация адекватной возрасту образовательной среды в школе, в том числе во второй половине дня, для обеспечения социальной успешности подростка;
сопровождение образовательного заказа семьи;
включение учащихся в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштабов;
формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
формирование навыков учебной самоорганизации, сопровождение формирования портфолио;
Планируемые результаты обучения: учащийся применит изученный материал в учебной ситуации (на практических работах, семинарах, деловых играх, тренингах, итоговой аттестации) и оценит целесообразность использования этого материала в практике профессиональной деятельности.
Принципы работы:
ориентация на получение учениками опыта личностного развития: социального, познавательного, коммуникативного;
системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающей опыт взаимодействия и отношений).
Методы, приемы и технологии тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования в школе: олимпиады, творческие мастерские, мастер-классы, пробные экзамены, интеллектуальные игры, предпрофильные пробы, соревнования и конкурсы, конкурс социальных проектов, дебаты, образовательные путешествия, выездные лагеря, проектирование, исследования, работу с портфолио, работу с картами интереса, образовательная картография, информационные технологии, чтение и письмо через критическое мышление и т.д.Формы деятельности тьютора :индивидуальные и групповые тьюторские консультации
тьюториалы (семинары)
тьюторские проекты
образовательные события
Виды тьюторства различны по направленности предоставляемого сопровождения, способу взаимодействия участников образовательного процесса и роду деятельности вовлеченных: онлайн-тьюторство, стратегическое, тактическое, тьюторство группы, индивидуальное тьюторство, тьюторинг проблемных ситуаций, домашнее, частное тьюторство.