Советы родителям. Развиваем внимание ребенка


Коррекционные и развивающие упражнения на внимание
1.Упражнение на развитие способности к переключению внимания
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.
Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
Такие и подобные им задания развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.
2. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости
Предлагается детям, умеющим читать.
В табличке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.
Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.
Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал. Буквы и слова между ними можно напечатать на компьютере или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.
ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВИЬБ
ТРПМДЫМЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖО
КВИАИПШУБАЫВАКРТЬАМАМАОИПСАЗШНЕГ
ОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИОУКЦМ
ОДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГМИКСТЦЫ
3. Упражнение на развитие устойчивости внимания
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»).
Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.
Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.
Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: : « В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: « Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л». Фиксируйте время и ошибки.
Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.
4.Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать вряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
6. Упражнение на развитие распределения внимания
1) Если ребенок владеет обратным счетом, то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).
Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальным (без выполнения упражнений). Усложнять выполнение этого задания можно как за счет постепенного убыстрения обратного счета, так и за счет повышения трудности физических упражнений.
Фиксируйте время выполнения и количество ошибок.
2) Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей знающих цифры).
В таблице 25 клеток, на которых в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35, из них 10 пропущено.
Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если ребенок не может записать цифры, то он просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения всего задания.
Далее по сходной цифровой таблице продолжайте тренировку . Оцените, насколько улучшился показатель распределения внимания у ребенка.
(Если это задание оказалось трудным для ребенка , составьте более простую таблицу, например, из 9 клеточек).
СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Табл 1.
3
30 9 18 28
24
21 11 31 7
15
34 1 22 12
6
19 25 16 35
13 27 10 33 4
Таблица 2
10
35 16 27 4
24
3 7 34 14
1
31 21 5 32
9
17 6 22 13
19
25 28 11 30
Табл.3
3
13 9
8
1 6
11
15 4