Конкурсная работа


МОЯ ФОРМУЛА УСПЕХА.
Что такое педагогическое мастерство? По каким критериям оно измеряется? Есть ли они вообще, критерии педагогического успеха? Ведь результат педагогического труда появляется не сразу. Это не платье сшить или деталь какую-то выточить. Это долгий многогранный процесс. Что здесь самое главное? Диплом учителя? Нет, это не основное.
Человек, работающий на педагогическом поприще, должен иметь педагогическое чутьё - некий божий дар. Сколько учителей, не имея этого дара, недовольны своей работой, доводят себя до истерики, возмущаются, ругают учеников и родителей. Но, в то же время, очень много таких педагогов, которые, несмотря ни на какие рыночные отношения, низкую зарплату, не слушая разговоров о непрестижности профессии, продолжают самоотверженно, с энтузиазмом, даже с некоторой фанатичностью работать, добиваться замечательных результатов.
Формула успеха? Само слово формула наводит на некоторое математическое размышление. Если мы это уложим в уравнение, то успех будет складываться из нескольких слагаемых.
Интерес к языку у меня возник в 10-летнем возрасте. Мне очень нравилось коверкать слова, писать на никому не понятном языке. Очень любила играть «в школу», усаживать своих подруг за парты и проводить уроки, писать мелом на доске. Детское увлечение переросло в дело всей жизни, в профессию, вне которой я себя уже не мыслю.
Ж.Ж. Руссо говорил: «Воспитатель! - какая возвышенная нужна тут душа. Поистине, чтобы создавать человека, нужно самому быть или отцом или больше, чем человеком». А я бы добавила, что женщина-педагог должна быть матерью, иметь своих детей, она должна прочувствовать детскую душу, познать её с младенческого возраста, постичь труднейшую науку педагогику не только по учебникам. Учитель должен уметь представлять на месте чужих детей - своих детей. И точно также, как любят своих кровных детей, также должен любить своих учеников.
Я считаю себя очень счастливой женщиной, матерью! У меня три дочери. Две из них пошла по моим стопам. Одна не только закончила факультет иностранных языков, но и совершенствует английский язык, живя и работая в Америке, в Нью-Йорке. А другая учится в Институте иностранных языков и кроме английского языка изучает ещё и французский язык. Я считаю, что это моя большая заслуга. И мои дети очень благодарны мне.
Любовь к детям - это следующее слагаемое педагогического мастерства. Любой педагог может завоевать уважение учеников, их родителей, коллег благодаря только глубоким знаниям, серьёзному отношению к работе и вниманию к подопечным. Главное слагаемое высокого авторитета педагога - безупречное знание своего дела, высокая требовательность и уважение к обучающимся. Педагог должен быть патриотом, любить свое учебное заведение, родной город, страну, в которой он живет. Гражданская и общественная активность педагога, его идейный облик, моральная чистоплотность - вот слагаемое педагогического мастерства. Нравственное отношение пронизывает все стороны общения преподавателя и учащихся. Если студенты доверяют своему педагогу, если они выполняют любую просьбу преподавателей, если они так увлеченно работают на занятиях, что не слышат звонка, то в авторитет преподавателя очень высок. Учащиеся ценят не официально педагогическое, а чисто человеческое отношение к ним - подлинный интерес к их быту, увлечениям.
Для поддержания высокого авторитета необходима высокая культура преподавателя — интеллигентность, отзывчивость, доброжелательность, уметь не только пошутить, но и понять шутку в свой адрес и правильно реагировать на неё, уметь прощать, иногда не замечать некоторые промашки обучающихся.
Разносторонность интересов, богатство связей и отношений энциклопедичность знаний, высокая культура — всё это позволяет преподавателю быть интересным и авторитетным для студентов. Настоящий педагог не может замыкаться в узкую область преподаваемого предмета. Он должен стремиться знать, понимать, чувствовать многое. Политическая жизнь, художественная литература, живопись, театр, кино, музыка, архитектура, спорт - все это должно быть познано, прочувствовано, стать жизнью учителя воспитателя. Интересом ко всему этому он должен заразить своих воспитанников.
Важным принципом педагогической этики является требовательность учителя. В требовательности учителя проявляется уважение к человеку, вера в нераскрывшиеся и еще неясные самому учащемуся его способности и возможности.
Требовательность учителя к учащимся приводит к успеху только тогда, когда она сочетается с требовательностью к себе. Выдвигая те или другие требования, учитель должен быть уверен, что они посильны для учеников. Педагог просто не имеет права быть не готовым к уроку, проявлять небрежность к выполнению своих обязанностей. Педагогу часто приходится оценивать знания, поведение, человеческие качества учащихся. Эти оценки должны быть предельно справедливы. Педагогу, как и всякому человеку, трудно относиться ко всем своим учащимся одинаково, с абсолютно точно выверенной мерой симпатии. Однако следует стремиться к равной доброжелательности, заинтересованности в их судьбе, и к справедливости педагога в отношении к каждому учащемуся, чтобы не создалось впечатления, что группа разделена на «любимчиков» и «постылых».
Педагог должен уметь логически, литературно правильно и образно излагать свой предмет. Но еще более важно умение заинтересованно, внимательно и доброжелательно выслушивать ответы, сомнения, вопросы и даже явно нелепые предложения учащихся. Он не должен требовать стандарта, добиваться именно той формулировки мысли, которую он ожидает услышать, наоборот, надо поощрять как оригинальную форму выражения истинной мысли, так и сами нешаблонные, оригинальные высказывания, методы решения задач и т.д. При неверных ответах, ошибочных доказательствах, ложных тезисах, выдвигаемых учащимися, педагог, конечно, должен их опровергнуть. Однако при этом нужно аргументировать свое несогласие. В качестве оснований опровержения следует приводить данные и выводы науки, факты, но ни в коем случае свой авторитет («я говорю так, значит так»).
Это значит - быть очень строгим к своим урокам, лекциям и т.д. Как бы высоко они ни оценивались учащимися, коллегами, проверяющими, нужно их оценивать с точки зрения того идеала, который должен выработать в себе настоящий педагог. Неудовлетворенность, которая живет после самого удачного урока, - верный залог творчества и дальнейшего совершенствования. Так же, как в педагоге нетерпима робость, неуверенность, беспомощность, раздражающе действует на учащихся постоянные нравоучения, кокетство, демонстрация своего умственного превосходства, эрудиции, любования самим собой. Нужно, перефразируя крылатое выражение К.С. Станиславского, «любить искусство, а не себя в искусстве», любить свою науку, свой предмет, педагогическую деятельность, своих учащихся, а не эффектность своего преподавания.
Педагог не застрахован от ошибок, оговорок, неправильных поступков. Он должен уметь признавать их, извиняться за проступки перед учащимися. Это не роняет его достоинства, а, наоборот, убеждает учащихся в высоких нравственных качествах наставника.
Итак, моя формула успеха: Любовь к своей профессии + Любовь к детям + Безупречное знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к обучающимся, родителям, коллегам + Моральная чистоплотность + Гражданская и общественная активность педагога + Патриотизм + Высокая культура преподавателя = Успех