Программа дистанционного курса Занимательная математика для 3 класса


Занимательная математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе государственной программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, авторской программы для начальной школы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» О.А.Холодовой, рекомендованной Министерством образования науки РФ.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа курса рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.
Цель:   развивать математический образ мышления.
Задачи:
·        расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
·        расширять математические знания в области многозначных чисел;
·        содействовать умелому использованию символики;
·        учить правильно применять математическую терминологию;
·        развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
·        уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
·        развитие личности ученика, его творческого потенциала;
·        развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
·        Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
·        Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
·        Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
·        Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
·        Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
·        Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
·        Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Тематическое планирование
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? 1
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. 1
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. 1
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. 1
Римские цифры. Как читать римские цифры? 1
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. 1
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. 2
Архимед. Упражнения, игры, задачи. 1
Умножение. Упражнения, игры, задачи. 3
Деление. Упражнения, игры, задачи. 3
Делится или не делится. 1
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. 1
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. 1
Денежные знаки. Загадки-смекалки. 1
Величины. Сравнение величин. 1
Математические фокусы. 1
Открытие нуля. Загадки-смекалки. 1
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. 2
Угол. 2
Многоугольники. Многогранники. 2
Задачи с многовариантными решениями. 2
Поиск закономерностей. 2
Решение задач повышенной трудности. 2
Итого 34 часа
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
·        усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
·        помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
·        формировать творческое мышление;
·        способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной  деятельности «Занимательная математика»
1·        Личностные результаты:
·        - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
·        - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
·        - воспитание чувства справедливости, ответственности;
·        - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия»
·        Предметные результаты отражены в содержании программы.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;
Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Основные виды деятельности учащихся:
·        решение занимательных задач
·        оформление математических газет
·        участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
·        знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
·        проектная деятельность
·        самостоятельная работа
·        работа в парах, в группах
·        творческие работы
·        экскурсия
                  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
4. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
5. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
6. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
7. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
8. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007