Зачем одному гласному звуку понадобилось два звука


Конспект урока «Зачем одному гласному звуку понадобилось 2 буквы» (1 класс)

Цели:
Образовательные:
Ввести сведения об обозначении мягкости согласных звуков гласными буквами, а именно:
а,о,у,э,ы – обозначают тв. предшествующего согласного;
я,ё,ю,е,и – обозначают мягк. Предшествующего согласного;

Развивающие:
Развивать УУ на основе УУД;
Развивать УУД – личностное – смыслообразование, на этапе постановке учебной проблемы;
Развивать регулятивное УУД – целеполагание, при осознании детьми цели собственной деятельности на уроке;
Развивать регулятивные УУД- по осознанию границ своего знания и незнания на этапе постановки учебной проблемы;
Рефлексивное осознание трудностей;
УУД – взаимоконтроля – в ходе проверки ошибок в тетради на этапе минутки чистописания;
УУД- планирование способа своего действия, при составлении памятки;
Развивать логические УУД: анализа, синтеза, сравнения, классификации;
Знаково-символические УУД, при составлении схем гласных букв;
Учебно-информационные, при извлечении информации;
Развивать коммуникативные УУД;
Воспитательные;
Воспитание толерантности при фронтальном опросе, постановке и решении учебной проблемы;
Воспитание аккуратности при работе в тетрадях;
Лингво-методический анализ.
Что знают? Что нового узнают? Трудности
Гласные и согласные звуки;
Твердые и мягкие согласные звуки Одни гласные (а, о, у, э, ы) указывают на твердость, а другие(я, ё, ю, е, и) – на мягкость согласного. Выбор гласной на письме для обозначения твердости или мягкости согласного
Оборудование:
Для учащихся: учебник, тетрадь, пенал.
Для учителя: учебник, диск с презентацией.
План урока.
Оргмомент
а) проверка готовности;
б)создание положительного настроя путем предъявления задания;
2. Минутка чистописания
создание положительной мотивации путем предъявления неправильного образца буквы;
отработка написания буквы;
3. Словарно-орфографическая работа
закрепление ранее изученных слов: билет, медведь, лисица, воробей
введение нового словарного слова: очки;
Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.
I.постановка учебной проблемы;
актуализация ранее изученных сведений о работе букв гласных и согласных, обозначение гласных звуков и согласных звуков;
предъявление задания, которое обнажает недостатки имеющихся знаний о работе букв гласных;
выяснение причин затруднений, не сумел обозначить мягкость согласного;
формулировка проблемы, как обозначить на письме мягкость согласного?
Моделирование учебной проблемы
Постановка цели урока;
II. Этап решения учебной проблемы:
Определить какую работу выполняют гласные буквы
Зачем звуку обозначаться 2 буквами.
6. Организация работы над понятием в учебнике
сообщение детям цели, зачем мы работаем правилом;
прочтение формулировки про себя, вслух;
выявление структурных частей;
анализ каждой части;
7. Развертывание способом действия при составлении памятки:
метасообщение детям, о том, что делать;
введение памятки постепенно, в процессе наблюдения над словами;
анализ каждого пункта памятки;
чтение памятки;
8. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений:
1) репродуктивного типа;
2) продуктивного типа, на классификацию;
9. Рефлексивно-оценочный этап;
10. Д/З.
Ход урока.
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
Я утверждаю, что в слове мял, первый звук гласный Й? Согласны ли вы со мной?
Сделаем, звуковую схему.
[мйал]
Как бы звучало слово мйал.

Этап чистописания
- Сейчас у нас минутка чистописания, будем учиться писать букву. Посмотрите на слайд, и определите, какую букву мы сегодня будем писать.
- т.
- Посмотрите, ребята, правильно написана буква «Т»? А что неправильно?
Сегодня на минутке чистописания будем писать букву Т, посмотрите внимательно из каких элементов она состоит.
- Т. Начинаем ниже середины нерабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись нижней линейки. Отступив вправо от начала первого элемента, опускаем до нижней линейки прямую. Отступив вправо от начала второго элемента, опускаем вниз прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки. С левой стороны от начала первого элемента слева направо прописываем закругление и ведем прямую горизонтальную линию вправо по середине нерабочей строки.
т. Начинаем на верхней линейке строки, пишем прямую до нижней линейки, делаем повтор до ее середины, линию повтора плавно отклоняем вправо, не дойдя немного до верхней линейки, делаем закругление вправо, касаемся верхней линейки, опускаем прямую до нижней линейки, делаем повтор до середины, линию повтора плавно отклоняем вправо, не дойдя немного до верхней линейки, делаем закругление вправо, касаемся верхней линейки, опускаем прямую вниз, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.
- Пропишите строчку буквы в тетради. Обменяйтесь тетрадями, поставьте точку над правильной буквой, и поставьте * , где надо будет исправить.
Словарно-орфографическая работа
- Ребята, сегодня изученные ранее слова мы будем проверять вместе, я продиктую слова, а вы должны разбить их на две группы, а именно, слова которые отвечают на вопросы кто? что?
Билет, север, медведь, лисица, воробей.
- Проверьте слова (на слайде), поднимите руку, кто не допустил ошибок?
Новое слово вы узнаете, если отгадаете загадку.
На носу сидели, на мир глядели, за уши держались?
(очки)
- Ребята, что это? Как вы догадались? Назовите слово.
Очки – это оптический прибор, предназначенный для улучшения человеческого зрения.
Позовите слово, на какой слог падает ударение? Запишите слово, подчеркните 1ю гласную, которую надо запомнить. Составьте словосочетание с этим словом.
Организация учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний
Ребята, давайте сделаем звуковую запись слова, нос.
Давайте выделим первый звук в слове нос? Второй? Третий?
Прочитаем полученное слово.
- Нос
- Сделаем буквенную запись слова нос.
- Какой гласный звук?
- о
-Какой буквой обозначается?
- о
- Давайте сделаем звуковую запись слова слон.
Выделите первый звук, второй, третий, четвертый.
- прочитайте слово.
- Мы увидели, что каждый гласный звук на письме обозначается своей буквой.
- Теперь сделаем звуковой анализ слова нёс. Выделите первый звук, второй, третий.
[н’ос]
- Прочитайте полученное слово. Сделайте буквенную запись.
- Какой гласный звук?
- о
- Какой буквой обозначаем?

- Какими буквами на письме мы обозначаем звук о?
- о,ё- Теперь сделаем звуковую запись слова клён. Выделите первый звук, 2,3,4?
- Прочитайте полученное слово.
- Какой гласный звук?
- о
- Какой буквой обозначается?
- ё
- Вернемся к схеме, какими буквами обозначается звук о, на письме?
- о,ё- Ребята, что получается, мы увидели, что один гласный звук, а 2 буквы. Может ли такое быть?
Почему звук один, а буквы 2? Какая проблема возникает?
- Зачем одному гласному звуку понадобилось 2 буквы?
- Цель нашего урока, добыть знания о том, зачем одному гласному звуку понадобилось 2 буквы и когда это происходит?
Решение проблемы
Какую работу выполняет гласная буква в слове НОС? (обозначает звук о и указывает на твердость предшествующего согласного)
-Какую работу выполняет гласная буква в слове НЁС? (обозначает звук О и указывает на мягкость предшествующего согласного)
- Зачем звук О обозначается двумя буквами? (чтобы указать на твердость или мягкость предшествующего согласного)
- А зачем гласная буква выполняет эту работу? (согласная буква обозначает твердость или мягкость согласного, но она это не может показать это на письме; на согласной букве не написано, какой звук она обозначает)
- Теперь скажите, чего больше гласных звуков или букв?
- букв
- Почему?
- указывают на твердость, мягкость.
- Какой вопрос у нас возник в начале?
- Зачем одному звуку две буквы.
- Нашли мы на него ответ?
- откроем учебник и проверим себя.
Организация работы над формулировкой правила или определения
- Прочитайте про себя
- Вслух.
- Совпал ли наш вывод с выводом в учебнике?
- О чем говорится в правиле?
- Какие основные части можно выделить?
Не умеют показывать мягкость/ твердость
Указывают на твердость/мягкость букв согласных
- О чем говорится в 1 части?
-Почему на письме нужно специально обозначать тв./мягк. согласных?
Буквы согласных сами не обозначают тв./мягк.
- О чем говорится во 2й части?
- Я утверждаю, что в слове люди, 2й звук обозначен буквой у, согласны ли вы со мной?

Развертывание способом действия при составлении памятки:
-Слышу твердый согласный после него на месте гласного пишу буквы: а,о,у,э,ы;
- Слышу мягкий согласный после него на месте гласного пишу буквы: я,ё,ю,е,и.
- Прочитайте памятку.
Этап овладения способом действия при выполнении упражнений
На отработку памятки (репродуктивного типа)
Брюки, ливень, рад, ряд;
На доске слова: р чка, м шка, б лка, ф кус, л стра.
Опишите улетевшие буквы, зная, что впереди стоящий звук мягкий.
3) Укажите группу слов, в которой буква л, обозначает только твердый л.
А) ливень, лагерь, лягушка, лодка,
Б) лодка, ложка, кол, лом;
В) жалеть, слуга, плохо, легкий.
4) Оживи буквы гласных. Вместо прочерков вставляем согласные буквы, так чтобы получилось слово
_е_и (реки,вели)
_и_а (пила)
и_а (ира)
Сможешь ли ты не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а каком твердые? Как?
5) Запишите слоги с гласными р,в,м, так чтобы согласный звук в них был мягкий.
6) Ребята, выписали для робота из алфавита буквы, которые обозначают гласные звуки. Вот какой список букв получился у маши, а я записал эти буквы в 2 столбика. Догадайся какие.
Почему Алеша и Маша выписали буквы по-разному?
А,Е,Ё,И,О,У,Ы,Э,Ю,Я
Рефлексивно-оценочный этап;
- Чему мы учились на уроке?
- С какими трудностями мы столкнулись?