Рабочая программа по ОБЖ 7 класс по ред. Ю.Л.Воробьева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено «Утверждаю»
На заседании МО Директор школы
От «__»_______2015г _______/И.С. Иванова/
Приказ№___от «__»_____2015г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По основам безопасности жизнедеятельности

7 класс

2015-2016 учебный год

Дагбаевой Ирины Петровны



























I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Обоснование актуальности программы
Изучение данного курса предполагает получение учащимися углубленных знаний по безопасности, которая определяет решающую роль человека в выработке способностей и умения сохранить здоровье и жизнь в условиях различного рода экстремальных ситуаций природного, техногенного, экологического и социального характера.
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень учебных тем, обязательных для изучения. Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ; календарно-тематическое планирование.
2. Кому адресована Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе для 7-го класса МБОУ «Иракиндинская СОШ» .

3. Цели и задачи
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 7-ом классе направлено на достижение следующих целей: - приобретение учащимися теоретических и практических навыков; - психологическая подготовка для обеспечения успешных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера. Изучение данного курса направлено на решение следующих задач: - повышение уровня знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера; - формирование уверенности в успешном преодолении трудностей и веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями; - продолжать повышение уровня знаний по безопасности дорожного движения, а также формирования навыков и умений оказания первой помощи при ранениях и травмах.
Компетенции Общеучебные 1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) 2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа 3. Участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности 4. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа Предметно-ориентированные
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. 2. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства 3. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
4. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни Компоненты Региональные Особенности природных и климатических условий Республики Бурятия
Валеологические задачи:
соблюдение гигиенических условий в классе;
применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;
использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;
развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, дальнейшее развитие интереса к предмету;
поддержание благоприятного психологического климата на уроке.

4. Характеристика предмета
Структурная программа курса ОБЖ состоит из 4-х содержательных линий: - безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; - чрезвычайные ситуации природного характера; - основы медицинских знаний и здорового образа жизни; - безопасность дорожного движения.
Введен национальный региональный компонент в следующие уроки:
1
Чрезвычайные ситуации природного характера. НРК
1

14
Обвалы. НРК
1

18
Лесные и торфяные пожары. НРК
1

24
Видеоурок « Личная безопасность». НРК.
1


Место предмета В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования России от 09.02.1998г. №332) учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) включена в образовательную область «Физическая культура» и на ее изучение в 7 классах обязательно отводится по 1 часу в неделю.
Итого 35 часа.
5. Ведущие принципы: доступность, наглядность, понятность, систематичности, жизненной ситуации, самостоятельности.
6. Учет возрастных и психологических особенностей детей
Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.
В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.
Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.
Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации.
В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.
Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).
Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.
Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной (что довольно редко встречается в этом возрасте) он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.
Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков.
7. Условия реализации программы
Данная программа будет реализована при выполнении следующих условий:
внедрении современных требований к уроку;
четкой постановке целей урока;
целесообразном планировании расхода времени на уроке;
осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
рациональном планировании урока и каждого его этапа;
учета возрастных и психологических особенностей детей;
создания благоприятного психологического климата на уроке.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089) и Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ/Приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312). 2. Фролов М.П.. ОБЖ. 7 класс. М.: АСТ Астрель, 2008-11г.

8. Организация образовательного процесса
ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ ОБЖ. 1 .Компетентностный подход, развитие коммуникативных навыков на уроках ОБЖ. 2.Ситуативно-игровая. З.Личностноориентированная. 4.Информационные. 5.Интеграция на уровне межпредметных связей. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ. 1. Комбинированный урок. 2. Урок беседа. 3. Урок контроля. 4. Урок лекция. 5. Практическое занятие. Тренинги поведения в критических ситуациях.
6. Видеоурок
7. Урок М-тест
9. Сроки и этапы реализации программы
Данная рабочая программа разработана на учебный год, из расчета 1 час в неделю, итого 34 часа.

10. Связь программ с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.
С географией, биологией.
11. Формы текущего и итогового контроля
В 7 классе используется несколько различных форм контроля: входной контроль, тестирование; разноуровневая контрольная работа, М-тестирование, итоговая контрольная работа
Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
12. Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать: об опасных и чрезвычайных ситуации основах безопасного поведения при их возникновении; о необходимых мерах для ведения здорового образа жизни, об обеспечении безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; об ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Учащиеся должны уметь: предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь

Учащиеся владеют навыками:
в пользовании подручными средствами и огнетушителями для ликвидации очага возгорания в помещении;
в пользовании индивидуальными средствами защиты;
в определении сторон горизонта по местным приметам, солнцу, инструментальными средствами, движениями по азимуту, в разведении костра, приготовлении пищи на костре;
в выполнении отдельных элементов предусмотренных для проведения слета-соревнования по программе детско-юношеского движения «Школа безопасности»;
в приемах оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
в вызове аварийных служб спасения;
в соблюдении личной гигиены и здорового образа жизни

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы
Количество часов



общее
теория
практика

1
Безопасность и защита человека в ЧС
21
19
3

2
ЧС криминального характера
3
2
1


Основы медицинских знаний и ЗОЖ
10
7
4


Итого:
35
27
8




















III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"


7 КЛАСС

Дата
№№
Тема урока
Часы
Прим.


 
 
Безопасность и защита человека в ЧС
 
 


 
1
Чрезвычайные ситуации природного характера.НРК
1
 


 
2
Наводнения. Классификация наводнений
1
 


 
3
Действия населения при угрозе и во время наводнений
1
 


 
4
Ураганы, бури, смерчи
1
 


 
5
Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей
1
 


 
6
Меры защиты от ураганов, бурь и смерчей
1
 


 
7
Землетрясения
1
 


 
8
Последствия землетрясений
1
 


 
9
ПЗ Правила безопасного поведения
1
 


 
10
Цунами
1
 


 
11
Последствия воздействия цунами. Безопасное поведение
1
 


 
12
Урок обобщение
1
 


 
13
Контрольная работа"Безопасность и защита человека в ЧС
1
 


 
14
Обвалы. НРК
1
 


 
15
Оползни
1
 


 
16
Сели
1
 


 
17
ПЗ Правила безопасного поведения.
1
 


 
18
Лесные и торфяные пожары. НРК
1
 


 
19
Причины и последствия лесных и торфяных пожаров
1
 


 
20
Рекомендации учащимся по поведению при стихийных бедствиях
1
 


 
21
Урок обобщение. М-тестирование.
1
 


 
 
ЧС криминального характера
 
 


 
22
Основы безопасности поведения в толпе. Паника.
1
 


 
23
Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия
1
 


 
24
Видеоурок « Личная безопасность». НРК.
1
 


 
 
Основы медицинских знаний и ЗОЖ
 
 


 
25
ПЗ Первая помощь при ранениях и травмах
1
 


 
26
ПЗ Правила наложения повязок
1
 


 
27
ПЗ Первая помощь при переломах
1
 


 
28
Факторы, разрушающие здоровье
1
 


 
29
Алкоголизм. Табакокурение.
1
 


 
30
Наркомания и токсикомания
1
 


 
31
Вредные привычки
1
 


 
32
Особенности ЗОЖ в период полового созревания. Видеоурок
1
 


 
33
Итоговая годовая контрольная работа
1
 



34
Повторение пройденного
1



 
 35
Резерв учителя
1





Итого:
35
 










IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА см . приложение
V. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
7 класс
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения- 21 час.
Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях , защита населения от их последствий. Землетрясения. Цунами. Оползни, сели и обвалы. Ураганы, бури и смерчи. Наводнения. Лесные и торфяные пожары. Опасные явления природы.
Криминальные ситуации – 3 час.
Криминальные ситуации. Основы безопасности поведения в толпе. Как не стать жертвой сексуального насилия. Паника.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.- 10час.
Оказание первой медицинской помощи при ранениях и травмах. Первая помощь при переломах.
Алкоголизм. Табакокурение. Наркомания и токсикомания. Особенности ЗОЖ в период полового созревания

VI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Контроль и оценка результатов обучения ОБЖ
Методы устного контроля результатов обучения: индивидуальный устный опрос, фронтальная контролирующая беседа.
Методы письменной проверки результатов: контрольная работа, письменная самостоятельная работа контролирующего характера, работа по карточкам, письменное домашнее задание.
Организация взаимного контроля и взаимопомощи учащихся в процессе проверки результатов обучения.
Использование компьютерной техники и других технических средств для контроля результатов обучения.
Оценивание результатов деятельности учащихся, полученных в процессе обучения ОБЖ. Проверка обученности учащихся на основе Государственного Стандарта
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.




VII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Стол компьютерный - -6 шт.
Компьютеры в сборе -7 шт
Проектор – 1 шт
Интерактивная доска – 1 шт
Ноутбук – 1 шт.
Плакаты 14 шт.
Презентации – 37 шт
Интернет –ресурсы
Принтер – 1 шт.
Ксерокс 1 шт.
Дидактический материал к темам
Карточки
М-тесты – 9 шт. (добавляются по мере потребности)

VIII. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЖ Учебник 7 класса М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов и др. Под ред. Ю. Л. Воробьева М.Астрель АСТ 2008-11гг
Ю.Л.Воробьев, В.В.Иванов, В.П. Шолох Хрестоматия по ОБЖ 7 класс Москва АСТ 2008

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.Н.Латчук, С.К. Миронов Тетрадь для оценки качества Москва Дрофа 2007
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по ОБЖ Москва. Дрофа 2001
Программно-методические материалы ОБЖ 1-11 классы. Москва «Дрофа» 2001
С.В. Титов, Г.И. Шабаева. Тематические игры по ОБЖ Москва Сфера 2005
Энциклопедия по ОБЖ
Справочник школьника по ОБЖ М. 2003г.
ГО «Это должны знать и уметь каждый» Москва Военное издательство 1984
Журналы «Начальная школа» Преподавание ОБЖ в нач.школе.
Методика обучения ОБЖ Л.В.Байбородова, Ю.В. Индюков М Владос 2004
С.К. Миронов ОБЖ ответы на билеты Москва 2006 «Экзамен»
В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова Атлас добровольного спасателя Москва 2004 АСТ-Астрель
Серия «Я познаю мир» ОБЖ Москва 2003 Астрель
В.Н. Латчук, В.В. Марков ОБЖ Методическое пособие 7 класс Москва 2004 Дрофа
ОБЖ. Для преподавателей. Поурочные планы. 7 класс. Шевченко Г.Н. Волгоград. «Учитель»2006
Журнал ОБЖ №№1-12 за 2005-2008 г
М.М.Масленников Основы пожарной безопасности. Москва 2005 АРКТИ
А.Ильин «Большая энциклопедия выживания» Москва «ЭКСМО» 2004
А. И. Копусов - Долинин Готовимся к экзамену в ГИБДД 2006 Автоконсульт

Видеотека к урокам ОБЖ
1. CD-диск Библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ 5-11 класс.
2. Рефераты и сочинения по БЖ Д 2006
3. БЖД . Спорт. Военное дело рефераты 2005
4. Учебник ОБЖ ( электронная книга)
5. Энциклопедия «Личная безопасность» 2008
6. БЖД ( методический материал по ОБЖ БИПКРО)
7. Экологическое образование 2007
8. Школа выживания
9. Безопасность
10. Презентации МЧС 38 шт