Разработка урока по технологии в 5 классе на тему: «Расписывание пасхальных яиц».

Разработка урока
по технологии в 5 классе
на тему: «Расписывание пасхальных яиц».
МБОУ «СОШ № 2 г. Азнакаево»Республики Татарстан.
Учитель технологии Гумерова Динара Аликовна

Цели занятия:
Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися понятий: Декоративно-прикладное искусств, а именно обычаи и традиции русского народа.
способствовать формированию представления об истории возникновения праздника «Пасхи», расписывание пасхальных яиц и используемые материалы;
Развивающие:
способствовать развитию творческой фантазии;
способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные:
создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).






Методическое оснащение урока
Материально-техническая база:
презентация
Дидактическое обеспечение:
рисунки;
репродукции;
плакаты;
образцы работ;
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная.

Тип занятия: интегрированный, комбинированный.
Оформление доски:
репродукции серий пасхальных яиц Фаберже
работы учащихся
живописные картины: «Ярмарка», «Гулянье»
символические знаки, используемые при расписывании пасхальных яиц






Ход занятия
Организационный момент
Ждать в детстве воскресенья,
Дня Пасхи, Рождества,
Дня именин, рожденья
Иль просто торжества, -
Какое восхищенье,
Когда вся жизнь – нова!
В. Брюсов. «Праздники»
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке! И так на прошлых уроках мы с вами узнали о ценности и строения яйца, времени варки и какие блюда можно приготовить из яиц. Тема нашего урока – «Расписывание пасхальных яиц». На уроке мы с вами будем говорить о декоративно-прикладном искусстве. Которое, очень тесно связан с нашим предметом. Мы будем говорить об обычаях и традициях русского народа, празднования Великой Пасхи.
Прежде, давайте вспомним, какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Иван Купала), учащиеся кратко о них рассказывают. Эти праздники всегда были связаны с радостью, мечтой о лучших днях. Сегодня мы попытаемся возродить некоторые из них. По сей день, живы народные гулянья, связанные с приходом весны или с концом страды, которые сопровождались песнями, танцами, хороводами, скоморохами, кукольными представлениями, балаганами, бойкой торговлей. Каждый из этих праздников был красочен, весел, приветлив. Но мы с вами будем говорить об одном из них «Пасха».
История возникновения христианской Пасхи уходит вглубь веков. Празднование Пасхи на Руси было введено в конце V века. Символично, что все события последних дней жизни Иисуса Христа происходят во время Ветхозаветной Пасхи. Поскольку праздник Пасхи был самым тожественным событием в жизни верующих, готовиться к нему начинали заранее. Наводили порядок в доме, накрывали столы, пекли куличи, красили и расписывали яйца. Пасхальные яйца являются одним из главных атрибутом праздника. Существует легенда, что к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина, подала ему яйцо и сказала: «Христос воскрес!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что белое яйцо может стать красным. Тиберей не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетие традиции религий многих народов мира. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо – это символически связывалось с успешным зачином нового дела.
Интересно, что яйцо всмятку начинали день и русские помещики 18 века – считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня. Но почему именно яйцо стало символом Пасхи. Оказывается, в древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях находили яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов. При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире. Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. Ребята посмотрите на это обыкновенное яйцо. Оказывается, оно символизирует весеннее солнце, несет с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега.
Одним из самых известных таких исполнителей был Карл Фаберже. В общей сложности, по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца. Эти яйца таили в себе «сюрприз». «Сюрприз» чаще всего был связан с тем или иным событием в жизни царской семьи – рождением, годовщиной, совершеннолетием, коронацией. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворцы, медальоны с портретами членов семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в путь.
Не было предмета, который испугал бы мастера Фаберже своими размерами. Давайте рассмотрим некоторые из них. Макет Гатического дворца и прилегающие территории, с деревьями, фонарными столбами, макет памятник Петру 1. Поднимающие и опускающие три миниатюрные портреты царя Николая 2 и его старших дочерей: Ольги и Татьяны в пасхальном яйце «Ландыши». Пожалуй, самый знаменитый «сюрпризом» является коронационная карета длиной 3,6 дюйма, сделанный из золота и эмали, использовавшаяся при коронации Николая 2 и его жены в 1896 г . Занавески выполнены из горного хрусталя, декоративные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открываются и закрываются дверцы на защелку. Некоторые его великолепные произведения искусств дошли идо наших времен, сохранились описания этих пасхальных яиц.

Изложение нового материала:
Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи. Позже стали использовать и другие цвета – желтый, зеленый, черный. Их получали из различных трав. В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные – «писанками», крашенные – «крашенками», деревянные – «яйчатыми». В 18-19 веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальнных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно – прикладного и народного искусства. Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей.
Когда изготовление подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с «крашенками» (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и «писанки» (расписывают орнаментов). Орнамент «писанок» делится на геометрический, растительный и зооморфный, треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. п.
Символика пасхальных яиц разнообразна:
«Писанки», как правило, создаются в сельских местностях. В каждом селе имеется 2-3 опытные расписчицы. Яйцо покрывали воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. После этого нагревают яйцо, растапливают воск- и «писанка» готова.
И так мы с вами узнали, как расписывают пасхальные яйца, и какие используют при этом орнаменты.
Физкультминутка
Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).
Практическая работа
Вводный инструктаж
И так ребята приступим к работе, мы с вами должны расписать «Пасхальные яйца».
Сообщение названия практической работы “Пасхальные яйца»
Ознакомление с последовательностью выполнения. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

Самостоятельная работа учащихся
Повторить с учащимися правила Техники Безопасности
Текущий инструктаж (по ходу работы)
Целевые обходы
Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
Рациональное использование учебного времени учащимися.
Закрепление материала
Что нового вы узнали на уроке?
Кто такой Фаберже и чем он занимался?
Какие виды пасхальных яиц вы знаете?
Какие символы использовали при расписывания пасхальных яиц?
Домашнее задание.

Найти в Интернете работы Фаберже.
Найти поговорки или фрагменты из сказок, связанные с яйцом.
Выставление оценок!!!
Уборка рабочего места.