Работа с номенклатурой на уроках географии.


Работа с номенклатурой на уроках географии.
География без номенклатуры – это не география. Поэтому любой учитель знает, что при заучивании номенклатуры возникают особые сложности. Трудно учащимся запомнит достаточно большое число географических названий. Трудно учителю проверить, как усвоили школьники номенклатуру.
Индивидуальный устный опрос на уроке у карты занимает много времени, делая неэффективную работу остальных учащихся класса. Проведение зачетов во внеурочное время перегружает и рабочий день учителя, и учащихся.
Среди учащихся есть способные дети, которые очень хорошо запоминают карту. Им достаточно только один раз показать новые географические объекты, чтобы они их запомнили. Но для большинства детей процесс заучивания объектов на карте требует больших усилий и многократного повторения. К сожалению, за последние годы количество таких детей значительно увеличилось. Если брать во внимание результаты медицинской статистики по детской заболеваемости, то можно предположить, что в недалеком будущем детей с ослабленной памятью и замедленным умственным развитием в школе станет еще больше. Как помощь таким детям учиться успешно? Как сделать эту работу интересной? Какими методами и способами побудить детей тренировать свою память? Вот вопросы, на которые надо искать ответ.
Постоянно видоизменяя, приспосабливая под свой предмет общеизвестные методы и приемы заучивания и проверки знаний, я пришла к следующему.
Еще в курсе 6 класс в разделе «Литосфера» мы начинаем работу со словарем номенклатуры, обязательной для заучивания. В конце тетради по географии 5 – 6 страниц отводится под этот словарь – список. Запись ведется в столбик по разделам и темам.
Списки в словаре лучше давать, предварительно пронумеровав. Это упрощает решение сразу нескольких задач: 1) последовательность записи определяет значимость и первоочередность знаний объекта, а это учитывается при оценивании знаний; 2) нумерацию объектов можно использовать при проверке знаний номенклатуры у всех учащихся класса одновременно, а также при работе на контурной карте или схеме, где вместе названия проставляются номера. Если учитель заранее заготовит такие списки по всем темам и разделам курса географии за курс средней школы, то оно обеспечит тем самым себе успешную организацию момента урока, связанного со знакомством учащихся с данным материалом.
После того как список номенклатуры по теме определен, на последующих 2 – 3 уроках, а можно и на первом уроке дать тренировочные задания.
Индивидуальная работа.
Нанесение объектов на контурную карту. Разгадывание и составление кроссвордов.
Работа в парах.
Ребята, сидящие в первом варианте, отыскивают на карте объекты под четными номерами, а во втором – с нечетными номерами.
Ребята загадывают друг другу названия на географической карте.
Работа по карте у доски.
К карте выходит один ученик, уверенный в своих знаниях. Класс его экзаменует, не используя при этом словарь. Последовательно все учащиеся первого варианта называют по одному любому объекту, не соблюдая последовательность, данную в словаре. Потом то же самое делают учащиеся второго варианта. Работа ведется в очень быстром темпе.
Желающий совершить путешествие или плавание по карте (по заданному маршруту, параллели, меридиану, вдоль береговой линии материка, государства, по государственной границе и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования.
У карты работают два человека. Один называет объекты, другой показывает.
Если нужно проверить одновременно 5 – 6 человек, можно использовать такой прием. Со словарями выходят к карте несколько учащихся, последовательно показывают все объекты по списку. Если кто – то не может показать объект, то он пропускает свою очередь. Учитель или кто – то из учащихся класса ставит только плюсы и минусы при правильных и неправильных ответах. Оценка выводится из общего количества плюсов и минусов после того, как будут показаны все объекты по данной теме.
После нескольких тренировочных уроков провожу самопроверку по индивидуальным заданиям, например: отметить на контурной карте только те объекты, которые знаешь, затем сверить с картой, подписать все остальные.
Итоговая проверочная работа может быть проведена в традиционной форме - узнавание объекта на контурной карте. При выполнении этой работы детям предлагается контурная карта с обозначенными на ней цифрами – объектами. (На одной карте различными цветами могут быть обозначены формы рельефа, береговая линия, объекты гидрографической сети, государства и др.). Задания по 5 – 6 вариантов различной степени сложности. При выполнении этой работы только карта, висящая у доски, может быть некоторой отдаленной подсказкой. Работа выполняется на листочках. На проверку таких работ приходится затрачивать немало времени, хотя, конечно, можно поручить эту работу учащимся более старших классов. По заранее заготовленной карточке с ответами проверяющие отмечают правильные и неправильные ответы, но оценивать работу должен сам учитель. Итоговые оценки за эту работу заносятся в классный журнал.
Хорошим вариантом проверочной работы по номенклатуре является компьютерная программа. При составлении такой программы можно использовать только объекты, узнаваемые по описанию географического положения или другим характерным признакам, например экономические районы в курсе географии 9 класса.
Задание.
Северным 1. Волго – ВятскийЦентральным 2. Северо – Западный
Поволжским 3. Северо – КавказскийЦентрально- 4. Западно – Сибирский
Черноземным
Уральским
Можно использовать готовые программы по географии.
Все эти формы работы помогают сделать наш предмет более интересным, привлекательным, доступным для изучения. Но нужно не забывать, что есть такие, для которых возможен только один вариант проверки знаний – индивидуальный устный опрос у карты. Для таких детей только этот вариант всегда положительно результативен, поэтому учитель должен изыскать возможность с такими детьми поработать индивидуально.
Использованная литература: 1.А.М.Берлянт. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации. География в школе. №2,1990 г.
2. Е.Ю.Ривкин. Работа с контурными картами. География в школе. №4,1990 г.
3. В.А.Федорова. Работа с номенклатурой. География в школе. №4,1995 г.