Статья Роль художественно-эстетического и декоративно-прикладного цикла в воспитании детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей и школе


Роль художественно-эстетического и декоративно-прикладного цикла в воспитании детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей и школе
Педагог дополнительного образования
Старикова Л.А.
Современная модернизация образования, осуществляемая в России, связана с проблемами создания единого мирового культурного пространства, в том числе и образовательного. Она ставит перед современной Россией задачу достойно и своевременно войти в это культурное пространство, при этом не утратить своего культурного своеобразия. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые могли бы способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. В связи с этим для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. В соответствии с этими требованиями возникает острая необходимость поиска новых подходов к преподаванию искусства в школе, а так же в учреждениях дополнительного образования детей.
В педагогике накоплен обширный научно-педагогический материал, подтверждающий необходимость возрождения и использования в учебно-воспитательной работе с учащимися возможностей национальной культуры, в частности народного декоративно-прикладного искусства, как эффективного средства художественно-эстетического развития личности.
Проблема художественно-эстетического и декоративно-прикладного цикла рассматривается в философии, психологии, педагогике и отражается в работах известных отечественных педагогов, таких как Г.Н. Волков, Б.М. Неменский, Б.Т.Лихачев, Ю.В.Максимов, А.С.Хворостов, Т.Я. Шпикалова.
На занятиях в школе по предметам художественно-эстетического и декоративно-прикладного цикла особенно значима созидательно-творческая деятельность ученика. Поэтому не случайно сегодня во многих школах одним из направлений в педагогическом процессе избрано художественно-прикладное. Данная деятельность представляет детям и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал в совокупности с профессиональной подготовкой в различных областях творческой деятельности. В процессе обучения ребенок полностью погружен в создание, творение материальной ценностной вещи, втягивающей в действие весь его внутренний мир, ум, чувства, интуицию, волю, знания, память, воображение. Творить вещь из конкретного материала с чувством, умом, руками, воображением - это естественная потребность в детском возрасте. Творение вселяет в ребенка уверенность в себе, наполняет его сознание пониманием своей значимости, формирует высокие художественно-эстетические потребности.
Наличие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка.
Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. В настоящее время получили широкое распространение школы с этнокультурным компонентом, разработаны программы для школьных факультативов, имеющих социокультурную направленность. Но школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, поэтому большой педагогический потенциал и перспективы развития в этой сфере деятельности имеет дополнительное образование.
На наш взгляд, задача любого кружка связана с приобщением к художественному и декоративно-прикладному направлению. Как же это сделать, как заинтересовать детей, если зачастую даже родители не ориентируются в этой области культуры и не оказывают поддержки педагогу? Главная «зацепка», инструмент мотивации - это получить «вещичку», сделанную своими руками.
С эстетической точки зрения существует большое разнообразие самобытных стилей и направлений. При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно проявляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и надо вводить детей в народную культуру. Даже минимальная польза от прикладного творчества на основе традиции — это эстетическое влияние на ребенка-исполнителя. Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными свойствами. Народное декоративно-прикладное искусство - это язык символических образов. И этот язык был понятен каждому человеку, ибо во все времена он выступал в качестве своеобразного языка общения между людьми.
В каждом изделии, выполненном своими руками, частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху глобализации мировой культуры . Для подростка, юноши это важно в период формирования идентификации, самоопределения. Кроме того, овладев художественными способностями, он получает поддержку и положительную оценку со стороны сверстников и компетентных взрослых. Участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках художественного и декоративно-прикладного направления позволяет получить общественное признание.
Литература
1. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. / под ред. Ершовой А.П. - М.: Просвещение, 1991.
2. Левшина И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М., 1981.
3. http://arunet.kg/stati/73-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html