Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников


Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассниковБелозерова Е.А., учитель русского языка и литературы МКОУ «Кременская СШ»
Актуальность:Процесс образования  сегодня понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебных деятельностей учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.2
Технология опыта Учитель производит детальный анализ произведения, при этом находит «точки» применения религиозно-философского комментария. Учитель определяет круг произведений, в процессе анализа которых необходим религиозно-философский комментарий. Учитель ориентирует учащихся на самостоятельный поиск необходимой информации для религиозно-философского комментария. При этом создается проблемная ситуация, которую предлагается решить учащимся. Учащиеся находят, систематизируют необходимую информацию, выстраивают текст комментария, корректируют его с помощью учителя. Текст комментария используется учащимися в процессе анализа произведения на уроке.3


4 Результаты: Внимание учителя и учащихся сосредоточено на важнейших мировоззренческих аспектах литературного произведения, которые играют главную роль в формировании духовно-нравственных качеств личности; расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности подростка, развитие способности сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Показатели результативностиВ течение трех лет в МКОУ «Кременская СОШ» нет учащихся, состоящих на учете в ПДН.У 83 % опрошенных девятиклассников сформирована активная нравственная позиция.По свидетельству родителей, духовно-нравственное воспитание положительно повлияло на их детей: они стали ответственнее относиться к собственным поступкам, сверять их с евангельскими заповедями, больше проявлять милосердия и сострадания к людям.5

Из сочинений учащихся Абхазия – «страна души» – предстала передо мной во всем своем великолепии. Это неописуемая красота, на которую нужно смотреть широко раскрытыми глазами, впитывать её каждой частичкой своего тела, до тех пор, пока душа не запоёт... В сказочной Абхазии я посетила чудесное Божие творение – знаменитую Ново–Афонскую пещеру, одну из крупнейших в мире…Татьяна А. 6

Из сочинений учащихся Бросит солнце несколько лучей – и уже засверкало, заискрилось, переливаясь всеми цветами радуги, парчовое покрывало земли. Смотришь на такую красоту и чувствуешь, как поднимается с самых глубин души счастье, рожденное осознанием того, что ты просто есть на свете и можешь видеть, слышать, осязать все вокруг, быть частичкой этого прекрасного мира… Елена К.7

Из сочинений учащихся В наше время проблема самоубийства очень велика. Я думаю, что люди, совершающие самоубийство, психически и духовно неустойчивые. Они просто не ценят жизнь – этот драгоценный дар, который нельзя растрачивать понапрасну. Митрополит Филарет когда-то написал Пушкину: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена… Что бы ни случилось, надо жить и надеяться на Бога… Кирилл З. 8

Ресурсы Интернет:http://otherreferats.allbest.ru/literature http://pedsovet.suhttp://androidfoto.ru/gdefon/f…http://joludi1.at.ua/load/3-2-…9