«Активные формы профориентационной работы в школе». Доклад О сотрудничестве МБОУДОД «ЛЦДО» с образовательными организациями

Семинар «Активные формы профориентационной работы в школе»
Доклад О сотрудничестве МБОУДОД «ЛЦДО» с образовательными организациями
г. Лянтора в вопросах профориентации

Слайд1. Здравствуйте! Лянторский ЦДО, педагог-психолог Девятых С.Ф.

Прежде чем начать свой доклад предлагаю вам посмотреть видео фрагмент прямой линии нашего президента от 16.04. 2015г. Где молодой предприниматель мобильной кондитерской Сергей задал вопрос о ранней профориентации детей.


Слайд 2( Видео- 1 мин.).
Что еще можно добавить об актуальности нашего семинара. Думаю, что можно
лишь согласиться с теми, кто считает, что профориентация детей это государственная задача.
(слайд3)
Начну с того, что реализуя программу профессиональной подготовки
по направлениям на каком-то этапе (года 3 назад) у руководителя и коллектива появилась идея соединить эту программу с проблемой профориентации подростков. Так с целью создания системы действенной профориентации обучающихся, в нашем учреждении выработана собственная «Структура профориентационной работы».


На основании данной структуры для повышения эффективности системы профориентации обучающихся учреждения составлен алгоритм нашей работы, который включает следующие виды деятельности: диагностика и консультирование, взаимодействие с родителями, ОУ.

В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями ЛЦДО осуществляет:
- Психолого-профориентационное тестирование на тестовом комплексе «Профи 2»
обучающихся 8-х классов школ города. (Обязательно через 100% охват ).

- Выдача письменных заключений с рекомендациями для подростков и родителей, по результатам тестирования, в которых отражены сферы деятельности, являющиеся наиболее предпочтительными, по степени выраженности для подростка.

Все данные заносятся в базу данных, которая ежегодно пополнятся.

Немного о результатах диагностики.

Слайд 4, с диаграммой1. Сравнительный анализ Дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Обучающихся 8-х классов (по школам) представлен в диаграмме 1.


В 2014-2015 уч. году 447 обучающихся школ города прошли тестирование Профи 2 –
В итоге результаты Дифференциально - диагностического опросника (ДДО) профориентации обучающихся 8 -х классов показали, что:
На I месте выбор профессиональных предпочтений «человек-человек» - 71%,
II место - «человек- художественный образ» 47 %.
III место – «человек-техника» - 45%, (раньше всегда 2 место)

(Как правило, школьники отдают предпочтение нескольким профессиональным типам.

Слайд 5, с диаграммой 2.
Сравнительный анализ Изучение мотивации Обучающихся 8-х классов (по школам)
позволяют сделать следующий вывод: преобладает мотивация на приобретение знаний – 54% обучающихся, мотивация на получение диплома у 33% обучающихся, мотивация на овладение профессией – 13%.





Слайд 6, с диаграммой 3 (Сравнительный анализ «Дни открытых дверей)
В рамках сотрудничества и в соответствии с алгоритмом учреждения ежегодно проводятся «Дни открытых дверей» для обучающихся 7-х классов всех школ города.
На этом этапе семиклассники делают свой первый профессиональный выбор. Они сообщают о своих намерениях обучения по одному из направлений, а также могут выбрать занятия в объединениях.
Из анализа мы видим, что увеличивается количество детей, которые не
определились выбором направления (причин несколько: занятость детей в секциях,
недостаточно информированы о важности профориентационных занятий, нет направления по интересам и др.).

Мы все зависим от критериев оценивания - оценки по сохранности контингента.
Дети уходят, почему ?! Ответом могут послужить аналитические данные за последние 3 года.

Слайд 7.
Ежегодный анализ результатов отслеживания трудоустройства наших выпускников показывает:
у 3% выпускников учреждения выбор учебного заведения совпал с направлением (мало направлений соответств-х интересам подростков).
39% выпускников выбрали профессию, которая совпадает с результатами диагностики Профи- 2.

Основная масса подростков выбирают следующие отрасли: нефтегазовую, медицинскую, юридическую, ГМУ (документоведение), строительство, дизайн, педагогику и психологию.
Обращаю ваше внимание, на то, что все должны быть обеспокоены тем, что
интересы обучающихся намного шире, чем направления, которые в настоящее время у нас в центре реализуются.


Слайд 8.
Мы стараемся разнообразить формы профориентационной работы, поэтому наше
сотрудничество заключается не только в диагностических мероприятиях.
Мы проводим профориентационные игры, КВН, мастер классы, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

В этом учебном году в рамках сотрудничества со школой №5 с целью
формирования позитивного образа будущего проведена психологическая игра «Вокзал мечты» с подростками 10 класса.

Слайд -9-10.
Сотрудничество нашего учреждения осуществляется и с реабилитационным
центром «Апрель». В течение двух лет ЛЦДО как бы осуществляет «посильное» добровольное шефство над детьми, посещающими этот центр (развитие психических функций, социализация и профориентация).

Слайд -11-12.
Летом в 2014 году наше учреждение реализовало комплекс профориентационных
мероприятий для детей посещающих пришкольные летние лагеря.





Важное место в работе нашего учреждения отводится сотрудничеству
с родителями обучающихся:
Так завершая аналитику 3- лет на заключительном этапе выпускники определяются с проф. выбором.
Из результатов ежегодного анкетирования мы видим, что не уменьшается фактор вмешательства родителей в вопросы профессионального самоопределения подростка.


Слайд -13 (54 сек.). * Хочу напомнить, как чаще всего это происходит.


К сожалению, родители руководствуются престижностью, заработной платой и т.д.
это идет в разрез с интересами детей (видео).

С целью повышения компетентности родителей в вопросах профориентации
ежегодно для них у нас проводятся:
- Дни открытых дверей: - родительские собрания,
- родители привлекаются к участию в профориентационных мероприятиях в рамках недель профориентации (встречи со специалистами, беседы, экскурсии).
- В рамках профориентационной диагностики обучающихся родителям даются рекомендации о необходимости внимательного отношения к интересам подростка на этапе профессионального выбора.
Конечно, мы хотели бы, чтоб сотрудничество с родителями выходило за рамки
нашего центра – это выход на общешкольные родительские собрания.

Наши специалисты, педагоги готовы встречаться, приглашайте, мы открыты для сотрудничества.



Таким образом

Наш анализ и наблюдения показывают, что самой действенной формой работы
по профориентации является возможность подростка попробовать себя в профессии.


«Если ребенок попробовал, какое либо направление и подал заявление на отчисление, то мы за него радуемся. Так как предотвращена ошибка при выборе профессии.
Либо наоборот дети попробовали на какое-то время стать поварами, кондитерами, слесарями и т.д. им понравилось и они продолжают свое обучение в центре.

Вот это и есть социальные пробы, про которые так активно в последнее время
говорят на разных уровнях.

Школа не имеет возможности дать технические профессии, сферы обслуживания.
Отсюда необходимость обязательного сотрудничества школ и центров (там, где они есть).
Мы у себя это сотрудничество «О совместной деятельности» закрепили со школами города еще 2012 году, но необходимо это сотрудничество расширять. (Предлагайте нам что-то свое).


Перед нами стоит единая задача вместе с вами (школами) – мы делаем одно
полезное дело для детей.
Поэтому в вопросах профориентации мы все должны быть единомышленниками!

Слайд 14. Спасибо за внимание!


Вопросы?















15