Крнспект урока словесности «Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне»


Урок словесности в 8 классе: «Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне»
Методическая разработка урока
Тема урока: Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне.
Тип урока: урок словесности
Цель: формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание, используя 0выразительные возможности предложений с однородными членами.
Задачи:
обучающие:
углубить представления об однородных членах;
уметь находить однородные члены в тексте, определять их роль в речи;
грамотно использовать предложения с однородными членами в собственном тексте, соблюдая пунктуационные и грамматические нормы и решая задачи смысловой и эмоциональной выразительности;развивающие:
развитие универсальных учебный действий (УУД) в работе с текстом: восприятие текста на слух, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты), умение выразительно читать, на основе анализа образцового текста и синтеза полученных знаний создавать самостоятельный творческий продукт;
развитие таких УУД, как постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, рефлексии результатов учебной работы;
развитие коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
воспитывающие:
формирование таких личностных УУД, как волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, а также способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
формирование смыслоопределения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, своего города, своего народа.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Учебные компетенции
1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
Структура ключевых компетенций в образовании
Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
Социально - личностные компетенции:
1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Сотрудничество
1. Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
Организаторская деятельность:
1. Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3.Овладевать инструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
Личностно-адаптивные компетенции
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
методическая компетентность;
исследовательская компетентность;
управленческая компетентность;
коммуникативная компетентность;
образовательная компетентность.
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока
Урок строится в соответствии с задачами формирования у учащихся универсальных учебных умений в комплексе задач обучения, развития и воспитания, на основе личностно-ориентированных технологий, в частности, технологии мастерской письма.
Реализуются принципы развивающего обучения, ориентирующегося на творческое развитие способностей учащихся.
В результате урока учащиеся достигают решения внутрипредметных задач: углубляют представления об однородных членах предложения (ОЧП), опираясь на сформированную систему теоретических знаний об ОЧП (тем самым обеспечивается преемственность с ранее изученным материалом). Полученные знания определяют перспективы работы (содержание следующего урока – стилистические особенности предложений с ОЧП при различных вариантах связи, грамматические нормы построения предложений с ОЧП).
Работа на уроке строится с перспективой решения и задач межпредметных, на основе формировании УУД по работе с текстом, а также с ориентированием на развитие логических, личностных и коммуникативных УУД.
Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый в их сочетании.
Формы работы по характеру взаимодействия учеников и учителя: фронтальная (беседа учитель-класс, презентация итоговых результатов работы), парная (частично-поисковые и репродуктивные задания), работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов), индивидуальная (создание письменного высказывания).
Формы работы по характеру деятельности учащегося: слушание текста с выполнением задания на выделение ключевой информации; беседа с учителем (поиск ответа на вопросы репродуктивного и проблемного характера); выразительное чтение, графическое обозначение элементов учебного задания (ОЧП); написание своего текста в соответствии с учебным заданием, взаимооценка, самооценка.
Используемое оборудование: компьютер и проектор (презентация PowerPoint, видеоролик, аудиозапись), раздаточные материалы на печатной основе.
Разнообразие форм и методов, реализуемых на уроке, использование наглядности, восприятие разных форм искусства (поэзия, живопись, художественное чтение, видео), работа с раздаточным материалом, который программирует успешное поэтапное решение учебных задач, - всё это позволяет реализовывать задачи здоровьесбережения на уроке, учитывая специфику класса (разрыв в уровнях обученности у учеников класса, недостаточный уровень способности учащихся к совместным, парным и групповым, способам учебных действий).
Ход урока:
Этап урока Содержание Формы деятельности учащихся и учителя
ОргмоментДемонстрируется слайд №1 презентации.
Обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок приветствие
I этап. Литературный
Демонстрируется слайд №2 презентации. (Фронтовая фотография Друниной)
Учитель: Вглядитесь в портрет женщины. Что мы можем узнать, рассматривая портрет, о её жизни и судьбе? (Кратко биографическая справка о жизни Друниной)
Музу Юлии Друниной можно назвать сестрой милосердия
Эта поэтесса воплотила в себе образ былинной русской женщины. Ей, 17-летней девушке, шла лихо сдвинутая набекрень пилоточка. На фронте бойцы ласково звали ее Друней. При этом они, конечно, не задумывались, что тем самым воскрешают глубинный смысл ее древнерусской фамилии: "Друня" -уменьшительная форма от древнеславянского слова "дружина".
Демонстрируется слайд №3.
Ее биография откровенно открыта, как линии на ладони. Родилась в 1924 г. 10 мая в Москве в семье учителей. Детство пролетело в центре столицы. Писать стихи начала с 11 лет. Мать, уроженка Варшавы, кроме русского владела польским и немецким языками. Немецкий преподавала в школе. Потом ее перевели работать в библиотеку. Но образцом справедливости и порядочности для Юлии был отец - директор школы и преподаватель истории. Он был настолько эрудированным и увлеченным человеком, что даже выпустил несколько брошюр, в том числе и об украинском поэте Тарасе Шевченко.
Когда началась Отечественная война, Юлия записывается в добровольную санитарную дружину при районном Обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку. В 1942 г. она, вопреки воле родителей, уходит добровольно на фронт, где становится санитаркой пехотного полка. Это было самое трудное время и самый трудный для службы род войск. В окопе на обрывке бумаги девушка в шинели запишет карандашом в том суровом 42-м такие строки:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
(ученица читает наизусть)
* * *
Тот осколок, ржавый и щербатый,
Мне прислала, как повестку, смерть…
Только б дотащили до санбата,
Не терять сознание, не сметь!
А с носилок свешивались косы –
Для чего их, дурa, берегла!..
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла.
Ничего. Мне только девятнадцать.
Я еще не кончила войну.
Мне еще к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну.
Демонстрируется слайд №4.
Учитель: Как вы понимаете это стихотворение Друниной?
Ответы учеников.
Учитель: Как сила поэтического слова помогала держаться морально, воодушевляла, вселяла надежду, заставляла жить и бороться?
Как поэт достигает такого результата, такой силы воздействия на читателей и слушателей?
Ответы учеников.
Учитель: Конечно, звучание стихотворных строк, интонация, голос автора – поэтический текст в своей целостности оказывает своё эмоциональное и смысловое воздействие на слушателя и читателя. В том числе и синтаксис текста, построение предложений, в частности, искусное использование рядов однородных членов (помните наш разговор о портрете - внимание к деталям?) позволяет решить эти задачи. Как же именно?
Демонстрируется слайд №5 презентации.
Маргарита Алигер (краткая биографическая справка о поэтессе)
Маргарита Зейлигер родилась в Одессе в семье служащих: отец, Иосиф Павлович (Иосия Пинхусович) Зейлигер, занимался адвокатской практикой.[2] Поступила в химический техникум, работала по специальности на заводе. В начале 1930-х годов, в свои 16 лет, Маргарита оставила учёбу, Одессу и отправилась в Москву. Провалив экзамены в институт, снимала «угол», поступила на работу в библиотеку института ОГИЗ и в заводскую многотиражку. Дебютировала в печати в 1933 году — в журнале «Огонёк» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы стихотворения «Будни» и «Дождь». В 1934—1937 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР.
Стихи Алигер сочиняла с детства, даже завела тетрадь, на которой написала: «Полное собрание сочинений, том I» и принялась писать стихи к каждому празднику. Но потом бросила это занятие, решив, что они «ничтожны и беспомощны по сравнению с истинной поэзией».
Закончив семь классов, Алигер поступила в химический техникум, а после его окончания пошла работать на химический завод. Но однажды она решила полностью изменить свою жизнь, потому что стихи продолжали писаться как бы сами собой и «скоро ей стало совершенно ясно: нет у нее другого призвания в жизни».
Дорога привела ее в Литературный институт, но поступила она туда не сразу. Потерпев неудачу на экзаменах, девушка устроилась в библиотеку Редакционно-издательского института, ныне Полиграфической академии. Тогда же она стала посещать собрания литературной группы при журнале «Огонек», которой руководил поэт Е. Зозуля. Так началось ее вхождение в литературную среду, состоялось знакомство с известным поэтом Я. Смеляковым, позже с Е. Долматовским. Доводилось Алигер видеть и старейшин поэтического цеха, на одном из вечеров она встретилась с Андреем Белым.
В «Огоньке» были опубликованы ее первые стихи «Будни и дождь». В то время Маргарите было всего восемнадцать лет. На следующий год она стала студенткой Литературного института, который научил ее творческой дисциплине и помог приобрести необходимые знания.
Первый сборник стихов Алигер «Год рождения» появился в 1938 году, почти одновременно с окончанием института. Главным в ее поэзии стал образ молодого современника, героя первых пятилеток, ведь Алигер, как и многие ее сверстники, жила идеями социалистических преобразований. В ее ранних стихах мы найдем и отголоски военных действий в Испании, и попытку определить свое место накануне другой войны. В тридцатые годы Алигер начинает выступать как переводчик, занимается общественной работой.
Эти годы были удивительно плодотворным временем в поэтическом творчестве Алигер, с 1938 по 1940 год у нее вышли три сборника стихов - книги «Год рождения», «Железная дорога», «Камни и травы». Критика встретила их довольно благожелательно, но Алигер все-таки упрекали в излишней исповедальное™ стихов. Столь ярко выраженное лирическое начало было явно не созвучно времени. Но Алигер не могла не быть откровенной, в поэме «Зима этого года» (1938) она рассказала о горе матери, потерявшей своего ребенка. К тому времени поэтесса сама была замужем за аспирантом Московской консерватории и готовилась стать матерью.
Алигер мужественно переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Вскоре после начала войны на фронте погиб ее муж, и ей одной пришлось поднимать двух девочек.

Возможно, еще и поэтому Алигер так близко к сердцу восприняла судьбу Зои Космодемьянской. Ведь они были почти ровесницами и испытывали одинаковую ненависть к врагу. Изучив документальные материалы, Алигер как бы пережила судьбу героини и создала поэму «Зоя» - поэтическую биографию человека определенного времени. Своеобразным окончанием этой темы стала поэма «Твоя победа» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году вступила в ВКП(б); в 1943 году передала присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны.
Мне предначертано в веках,
из дома изгнанной войною,
пройти с ребенком на руках
чужой лесистой стороною,
узнать дорогу до конца,
хлебнуть мороза, зноя, пыли,
и плакать каплями свинца,
которыми тебя убили.
Учитель: Как в этом стихотворении отразилась судьба поэтессы?
* * *
Несчетный счет минувших дней
неужто не оплачен?
...Мы были во сто крат бедней
и во сто крат богаче.
Мы были молоды, горды,
взыскательны и строги.
И не было такой беды,
чтоб нас свернуть с дороги.
И не было такой войны,
чтоб мы не победили.
И нет теперь такой вины,
чтоб нам не предъявили.
Уж раз мы выжили.
Ну, что ж!
Судите, виноваты!
Все наше:
истина и ложь,
победы и утраты,
и стыд, и горечь, и почет,
и мрак, и свет из мрака.
...Вся жизнь моя — мой вечный счет,
с лихвой, без скидок и без льгот,
на круг,— назад и наперед,—
оплачен и оплакан.
Учитель: Это стихотворение написано Маргаритой Алигер в 1967 году. Насколько актуально оно сейчас?
Демонстрируется слайд №6 презентации.
Арина Бобкова читает свои стихи.
* * *
Немного слёз не помешает, впрочем,Не стоит быть плаксивой чересчур.В момент, когда мы помним о порочном,В газах мерцают тысячи текстур.Пусть я не видела войны, не знаю боли,Не знаю взрывов нескончаемых и слёзИ нету у меня той силы воли,Какой солдат обычный в сердце нёс,Но я стараться буду, буду верить,Смогу любить, по небу тосковать,И солнцу открывать я стану двери,О мире и о космосе мечтать!И вспоминая часто сказы деда,Я буду молчаливой, но без слёз.Спасибо Вам, спасибо за победу,За жизнь! За светлый мир девичьих грёз!
Подумай, человек!Зачем попал на Землю?Крушить, ломать и лить невинных кровь?Который векСтраданиям не внемлешьИ ужас повторяешь вновь и вновь.Зачем война?Она рождает слёзы,Она рождает вопли матерей!Твоя винаУйдёт поныне к звездам...Ты не признаешь сущности своей.Ты словно зверь:Ужасный, кровожадный...Упорно отрицаешь свой порок!Смирись, поверь.Нагадано, нежданноВернётся всё, вернётся точно в срок...Подумай, Человек...
Учитель: Мы имеем уникальную возможность – спросить у Арины, что она испытывала, когда писала эти стихи. фронтальная беседа (поиск ответа на вопросы репродуктивного и проблемного характера);
восприятие разных форм искусства (поэзия, живопись), эмоциональный отклик,
рефлексия промежуточных результатов учебной работы
II этап. Лингвистический
Учитель: Тема нашего урока: Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. Давайте теперь рассмотрим прослушанные стихи с точки зрения синтаксиса и пунктуации.
Учащиеся работают в группах. Каждому ряду предлагаются Стихи 1 ряд – Бобковой, 2 ряд – Друниной, 3 ряд – АлигерВ стихах учащиеся находят все однородные члены. Объясняют постановку знаков препинания. работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов
чтение текста с выполнением задания; (поиск и графическое обозначение элементов учебного задания (ОЧП)
3 Этап. Рефлексия Учащиеся выполняют задание в тетради.
Учитель: Запишите своё впечатление от стихотворения в 1-2 предложении, обратите внимание на использование сочинительных союзов в качестве средства связи однородных членов предложения и на правильность пунктуации при них.
Демонстрируется слайд №7 презентации.
Учащиеся выполняют задание в тетради.
Учитель: Развернитесь, образовав мини-группы из двух пар. Прочитайте в мини-группах свои предложения, выберите одно, которое прозвучит для всех. Прочитайте выбранный группой вариант всему классу.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Обратим внимание: с помощью противительных союзов мы смогли в предложении передать противоречивые чувства, противоположные ощущения: горести и гордости, потрясения и восхищения… Связанные между собой такими союзами, однородные члены оказываются контекстуальными антонимами и синонимами. Как однородные члены предложения «работают» на эмоциональную и смысловую выразительность текста?
Учащиеся выполняют задание на раздаточных листах, делятся результатами работы в мини-группах, дополняют свой результат.
Учитель: Вернитесь к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока, как вы оцениваете свой результат работы на уроке?
работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов
выразительное чтение
парная (частично-поисковые и репродуктивные задания);
написание своего текста в соответствии с учебным заданием
рефлексия, самооценка
Демонстрируется слайд №10.
Домашнее задание: найти самостоятельно другие стихотворения о Великой Отечественной войне, в которых используются ОЧП, подчеркнуть в текстах однородные члены предложения, обратить внимание на выразительные возможности.