Статья по географии Развитие метапредметных умений учащихся при изучении этнокультурных тем во внеурочной деятельности


РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТЕМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Борщ Елена Александровна,
учитель географии МБОУ СОШ № 73 г.
Аннотация. В статье рассматривается инновационный метод сетевых проектов во внеурочной деятельности по этнокультурной тематике.
Ключевые слова: храмы, народы ,проект, интернет.
    Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. «Родной край, его история,» – писал академик Д. С. Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Изучая географию родного края, дети знакомятся со многими темами. Это и природа края, экономика и, конечно же, население. Им интересно узнать, какие народы проживают на нашей территории, чем они занимаются, какие у них обычаи и традиции. Нельзя сломить и поработить те народы, которые дружны и уважают нравственные и духовные ценности друг друга. Эта тема очень актуальна в наше время, когда неспокойно в мире и около самой границы России идут военные действия.
Изучая региональный компонент по географии с 6 по 9 классы с учениками, я выявила творческих детей, которые хотят осваивать новые интернет-сервисы и с интересом участвуют в телекоммуникационных проектах.
Сетевой проект «Православные храмы земли Симбирской» выполнен ученицей 9а класса Фиминой Анной (Блог проекта http://73hram.blogspot.ru/). Интересна подборка страниц блога: первая страница называется «Для чего строили храмы?» ; «Прочность,польза, красота»-это станица, которая раскрывает архитектуру храмов; «Образок святой»-эта страница рассказывает об отличии иконы от картины; страница «Малиновый звон» посвящена музыке колоколов; возрождению храмов нашего города повествует страница «Симбирск. Храмы. Преображение»; страница «Новый проект» рассказывает о поиске утраченных церквей при постройке Куйбышевского водохранилища. Cамая интересная работа в этом блоге(так считает Анна) выполнена на карте Google,на которой она отметила православные храмы города Ульяновска и подобрала к ним фотографии. Современная молодежь, зачастую будучи «формально православными» (принявшими крещение) людьми, к сожалению, не знают элементарных основ Христианства, не осознают истинного значения православной Веры. Мы считаем, что этот блог поможет ей узнать много нового.
Второй проект по этнокультурному воспитанию молодёжи презентован в блоге «Этнография края солнечного орла» (Блог проекта http://school738a.blogspot.ru/). Пробежим по страницам блога: первая страница объясняет, что такое этнография и рассказывает о методах этнографии; вторая
« В семье единой» повествует о крупных народах и представляет данные по национальному составу за 2002 и 2012гг. Странцы блога: «Русский-это состояние души», «Вас приветствуют татары..», «Чуваши-миролюбивый народ», «Мордвин -значит мужественный..» описывают характер народов, место проживания, дают представление о быте ,традициях и обычаях. Всё это представлено не только в текстовой информации ,но и с помощью карт, таблиц, презентаций и видео. Страница «Религии разные, но Бог один» представлена в виде карт Google, на которых отмечены храмы, мечети, кирха в черте города Ульяновска. Творческие работы наших учеников представлены на страницах: «Между западом и востоком», «Стихи, рождённые уроками географии». Работа над этим блогом продолжается.
Оглядываясь назад, хочу сказать как хорошо, что мы приобрели такой опыт. Не всё было гладко, но это не важно. Главное мы попробовали! А останавливаться на достигнутом, мы не собираемся. Дети довольны от этой работы, а значит счастливы!