Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы.

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы.
Математика в наше время занимает одно из ведущих мест среди современных научных дисциплин. Она становится мощным двигателем всего научно-технического прогресса и эволюционного развития общества.
Овладение основами математики невозможно без овладения простейшими арифметическими действиями - действиями сложения, вычитания, умножения, деления и их свойствами. Овладение этими навыками имеет чрезвычайно важное значение формирования у детей элементарных математических понятий, для более полного и конкретного усвоения теоретических знаний. В начальных классах овладение навыками сложения, вычитания, умножения и деления и их свойствами невозможно без решения простейших задач различных видов.
Математика в начальной школе должна дать учащимся вычислительные основы, необходимые в практике, жизни, в различных областях знаний.
Формирование у всех школьников прочных умений и навыков – это остаётся одной из важных целей обучения математике, составляет основу математического образования.
Для того, чтобы учитель смог достигнуть положительных результатов в своей работе, нужно, конечно, знать особенности ученика, знать, как он развивается, владеть диагностикой и изучать новые технологий.
К нам в школу приходят не просто ученики, а ученики - личности со своим миром чувств и переживаний. И начальная ступень – период наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной деятельности, являющейся фундаментом развития интеллекта ученика.
Выпуская 4 класс в 2012 году я увидела, что одной из самых западающих тем является – изучение сложения и вычитания многозначных чисел. В 2012-2013 учебном году я взяла 1 класс и сразу познакомилась с результатами диагностирования первоклассников, уровнем подготовленности каждого своего ученика к школе. Были выявлены следующие результаты: с низким уровнем-11%, со средним-63% и высокий уровень - у 26% учащихся. Я сделала вывод, что с 1 класса мне нужно изучить своих будущих учеников, наблюдая их в учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной и творческой деятельности. Системное изучение личности ученика по специально разработанным схемам помогает активизировать каждого, повысить успешность обучения ребенка, помочь любому ученику адаптироваться, обучаться и развиваться в общеобразовательных классах.
Математика относится к числу предметов, усвоение которых вызывает затруднения у некоторых учащихся, в том числе у младших школьников. Поэтому необходимо использование занимательного материала на различных этапах уроках. Воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, дидактических игр, задач в стихах, задач-сказок и.т.д. Для того, чтобы не на словах, а на деле обеспечить повышение эффективности этой работы, необходимо, прежде всего хорошо владеть современной методикой формирования вычислительных навыков, умело применять ее на практике.
Центральной задачей начальной школы явля
·ется обеспечение твердого сознательного усвоения каждым учеником табличных случаев действий. Ведь если ученик не усвоил достаточного чётко таблицу умножения во 2 классе, это ставить его в весьма трудное положение в 3 классе. К сожалению, есть и такие ученики, которые не знают таблицу умножения и в 4 и в 5 классах. Поэтому, задача учителя не допустить такого положения и принять все возможные меры.
В 1 классе до составления таблицы сложения и вычитания, я много работала над составом чисел 2-10, приёмами прибавления и вычитания числа по частям, переставляя слагаемые, выявляя взаимосвязь сложения и вычитания. Во 2 классе для самостоятельного составления и разучивания таблиц умножения и деления, необходимо понимание смысла умножения, его связи со сложением, сознательное усвоение приёма перестановки множителей, взаимосвязи между умножением и делением. Для формирования вычислительных навыков по теме «Табличное умножение и деление», я предлагаю учащимся различные дидактические игры индивидуальные (разно- уровневые) карточки, за слабыми учащимися закрепляю консультантов. Один раз в две недели проверяю устные вычислительные навыки. Отслеживаю каждого ученика. Для сознательного усвоения таблиц использую практические упражнения, наглядность, задачи в стихах, и.т.д.
Учитель математики должен так организовать обучение, чтобы не только достичь непосредственной цели обучения, но и в полной мере обеспечить воспитательную роль обучения математике в развитии познавательных способностей учащихся, в становлении и развитии их личности. И тогда будут достигнуты не только воспитательные цели обучения математике, но и прагматические задачи этого обучения.
Как показали наблюдения и анализы контрольных работ, многие учащиеся допускают ошибки при сложении и вычитании многозначных чисел. При письменном сложении и вычитании многозначных чисел применяется приём поразрядного сложения или вычитания. Поэтому, предшествующей теме «Чтение и запись многозначных чисел» я уделяю серьезное внимание. Чтобы избежать ошибкоопасные места при письменном сложении и вычитании учащиеся выделяют следующие виды ошибок, анализируются примеры (показать). Разработав систему заданий, выявив типичные ошибки учащихся, я выявила пути их ликвидации (показать результаты 1 среза и 2 среза).
Уровень сформированности вычислительных навыков у учащихся стал выше. Это произошло благодаря тому, что при организации повторения я применяла разнообразные приёмы, методы, средства и формы. Считаю, что те методы, приёмы и средства обучения, та система упражнений, которую я использовала является достаточно эффективной.
Стремление учителей вести каждый урок на высоком уровне использовать богатый арсенал методов, приёмов и средств, значительно повышает интерес детей к учебе, формирует у них вычислительные навыки.

15