Конспект занятия по предмету «Рисунок» для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ Тема: «Точка как выразительное средство».


Автор Соленова Галия Мансафовнапреподаватель отделения изобразительного искусства
МБУ ДО ДШИ №10 г. Ульяновск
Конспект занятия по предмету «Рисунок»
для учащихся 2 класса ДШИ и ДХШ
Тема: «Точка как выразительное средство».
2016 г. 
Современная профессиональная художественная подготовка подразумевает освоение в учебном процессе всех возможностей выразительных графических средств. Для достижения максимальной выразительности в рисунке используются следующие графические средства – это разнообразные по толщине и пластике линии, штрихи, тоновые пятна и точка. Уметь применять на практике все многообразие выразительных возможностей графических средств очень важно.
Тема урока: «Точка как выразительное средство».
Цель:
Развитие творческой активности и познавательной деятельности учащихся.
Тип занятия: комбинированный.
Время: 9 академических часов. На первом уроке выполняем анализ форм предметов, их конструктивное построение, распределяем тональные градации. На втором и третьем уроках – выявление формы и объема предметов посредством точки.
Для реализации цели были поставлены задачи:
систематизировать знания по графике, как виду изобразительного искусства;
обучить новой технике графического изображения натюрморта, используя такие материалы, как черная гелевая ручка или чёрный маркер;
развить зрительное внимание, глазомер, наблюдательность, гибкость мышления и воображение;
формировать умение анализировать в процессе работы над заданием.
Оборудование и материалы: натурная постановка из предметов несложной формы, методическая таблица “Последовательность этапов выполнения рисунка в «точечной» технике”, образцы лучших работ учащихся на заданную тему из методического фонда, бумага формата А – 3, простой карандаш, черный фломастер или черная гелевая ручка.
План урока:
1. Организационный момент.
2.Беседа о графике.
3. Знакомство с новой графической техникой, где главным выразительным средством является точка.
4.Практическая работа.
5.Анализ работ и подведение итогов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
–Здравствуйте, ребята!
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Беседа о графике.
Дается небольшая информация о рисунке как главном виде графики.
Графика является самостоятельным видом изобразительного искусства, а рисунок является главным видом графики. Рисунки бывают различные по технике, назначению, жанрам и темам. К основным графическим материалам относятся: уголь, графитный карандаш, сангина, соус, тушь. Рисунки могут быть длительными, тщательно проработанными и краткосрочными. В отличие от длительных рисунков в быстрых набросках и зарисовках художник фиксирует свое общее представление о натуре. В подготовительных рисунках – эскизах художники, скульпторы, дизайнеры воплощают первоначальные замыслы своих проектов. Рисунки могут быть выполнены в таких жанрах, как пейзаж, портрет, натюрморт, а темы рисунков могут быть как бытовые, так и исторические.
На примере репродукций рисунков известных художников И. Шишкина и В. Серова ребята могут видеть, какие графические техники и материалы мастера применяли в своем творчестве.
3. Знакомство с новой графической техникой, где главным выразительным средством является точка.
Далее педагог рассказывает о разных выразительных средствах рисунка, которыми являются линия, пятно и точка. В качестве наглядного пособия педагог показывает лучшие образцы учебных работ.
Искусство рисунка, как и любое другое имеет свой образный язык. Основными художественно – выразительными средствами рисунка являются линия, точка, пятно, штрих, светотень, тон. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителями тем, как они осмыслили и оценили увиденное. Линия – это главное выразительное средство. Она может быть тонкой, изысканной, решительной, жесткой, угловатой, смелой, порывистой или неуверенной и робкой. При помощи штриха, короткого следа карандаша на бумаге, можно добиться передачи объемного и пространственного изображения любых форм и предметов. С помощью пятна можно выявлять бесконечное разнообразие состояний. Таким выразительным средством рисунка как точка можно передать и форму, и объем, и пространство, и состояние.
4. Практическая работа.
Для освоения новой «точечной» техники ставится натюрморт с тыквой и другими овощами, разными по тональной насыщенности и форме. Затем вместе с учащимися преподаватель разбирает последовательность выполнения задания, проводит тональный разбор постановки и ставит задачу: передать новым графическим средством – точкой тональность, объем и форму предметов, добиться цельности тоновых отношений самих предметов и их связи с пространством. На формате листа А – 3 делается предварительный рисунок карандашом, затем гелевой черной ручкой или тонким черным маркером с помощью такого выразительного средства как точка выполняется задание.
Смысл этого вида рисования заключается в том, чтобы учащиеся усвоили, что максимальной выразительности в рисунке можно достичь и таким выразительным средством как точка.
5. Анализ работ и подведение итогов.
- Что нового для себя вы открыли?
- Чему научились?
- Что было самым сложным и самым интересным?
- Где вам могут пригодиться новые знания и умения?
После полного завершения задания:
- Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Оцените работы самостоятельно.
Ребята обсуждают, насколько грамотно выполнены их рисунки по следующим критериям: композиционное решение, грамотное конструктивное построение, выразительная передача формы и объема, тональных отношений с помощью точки. Называются лучшие работы.
Кто не справился с задачей? Почему?
В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку преподавателя.
Список используемой литературы:
Сокольникова Н.М. Основы учебного академического рисунка. М.: Издательский центр «Академия». 2007г. Число страниц: 304
Ли Н.Г. Академический рисунок. Издательство: ЭКСМО. 2009г. 978-5-699-31194-1
Рашель Вольф: Грани таланта. Сборник лучших работ современных художников. ISBN: 978-5-91469-002-8. Страниц: 144
Приложение.