Научно-исследовательская работа на тему: «Баян – хранитель культурных традиций русского народа».


КРАСНОЯРСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 76»
Научно-исследовательская работа
на тему:
«Баян – хранитель культурных традиций русского народа».
Выполнил:
учащийся 4«Б» класса
МБОУ СОШ № 76
Бартницкий Илья Евгеньевич
Научный руководитель
Преподаватель ДМШ № 7:
Лаптев Станислав Андреевич
Красноярск, 2017
Содержание.
Введение……………………………………………………………………2-3
Раздел 1. История возникновения гармони и баяна…………………………………... …………………………………...4-6
Раздел 2. Разновидности баяна………….………………………………...7-8
Раздел 3. Значение и роль баяна в современной жизни…………………9-11
Раздел 4. Проведение анкетирование……………………………………12
Заключение……………………………………………................................13
Список используемой литературы………………….……….....................14
Приложения………………………………………………………………..15-24
Введение
Актуальность. Проведенное исследование на тему: «Баян – хранитель культурных традиции русского народа» со зрителями младшего школьного возраста демонстрирует анализ роли русских народных инструментов со стороны воспитания у детей любви к русскому искусству, чувства любви к стране, Родине, чувства гордости и патриотизма. В процессе совместного с учащимися изучения музыкального инструмента баян уточняется понимание, какое влияние на культурное и нравственно патриотическое развитие общества оказывают народные инструменты в целом и баян в частности. Подчеркивается значимость баяна, как хранителя культурной традиции русского народа.
Цель исследования: рассказать о замечательном музыкальном инструменте – баяне, раскрыть его возможности, объяснить особенности воздействия его звучания на человека
Для достижения цели поставлены следующие задачи-этапы:
1) Исследовать историю возникновения баяна, описать разновидности музыкальных инструментов.
2) Изучить важность роли баяна в жизни не только прошлого, но и современного общества.
3) Провести анкетирование, с целью выяснить понимание у аудитории значимости народных инструментов в сохранении культурных традиций нашей страны.
4) Обработка результатов исследования.
Объект исследования – русский народный инструмент баян.
Предмет исследования – воспитательное значение баяна в формировании патриотического воспитания и осознании важности сохранения культурных традиций детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается выяснить, является ли баян хранителем традиций русского народа, помогает ли его звучание преодолевать трудности, открывать в себе способности любить сильно и нежно, воспитывает ли чувство патриотизма.


Раздел 1. История возникновения гармони и баяна.
Баян – один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах, начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.
В 1830 году тульский оружейник Иван Сизов, приехав на ярмарку в Нижний Новгород был очарован губной гармошкой и, привезя её на оружейную фабрику в Тулу организовал массовое производство гармоник
Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. После за дело взялись саратовские мастера. Следом вятские мастера уже модернизировали инструмент. Гармоника стала принимать более привычный нам вид. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.
Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки.
В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость.
В 1907 году мастер Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Мастером названа гармонь была баяном, чествуя Бояна- легендарного певца-сказателя древней Руси. Именно с этого времени в России начинается история развития современного баяна.
Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений. Баян становится во истину народным. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?
Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.
Да и что может быть задорней и веселей народной плясовой мелодии, пропетой баяном? Кто и когда сумеет пропеть ее также откровенно? В какую светлую минуту? Немудреная мелодия будет здравствовать не годы – столетия. Потому что звучит баян без фальши, без обмана, словно выплескивает музыкант музыку свою сразу из сердца.
В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем.
И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.




Раздел 2 . Разновидности баяна.
Обратимся немного к теории становления и эволюции инструмента, рассмотрев структурное и функциональное устройство инструмента.  Баян предназначен как для сольного, так и ансамблевого исполнения музыкальных произведений, входит в различного рода оркестры, а также в состав оркестров народных музыкальных инструментов, способствуют развитию хорового искусства, относится к язычковым музыкальным инструментам.
Язычковые инструменты  отличаются диапазоном звучания, количеством клавиш и кнопок правой и левой клавиатуры, устройством клавиатуры, количеством регистров (переключателей тембра), количеством голосов и характером их настройки (в унисон, в разлив). Современные гармони и их усовершенствованные виды — баяны и аккордеоны — имеют одноименные основные детали и узлы.
Баян появился в результате усовершенствования гармони. Он используется для сопровождения вокальных выступлений, для сольного исполнения музыкальных произведений.
Внешний вид  баяна представлен на рисунке.

По конструкции левые клавишные механизмы баяна подразделяются на готовые, выборные, готово-выборные. Готовым называется механизм, который позволяет при нажатии на одну клавишу получить звучание фиксированного аккорда из трех или четырех звуков. Готовый механизм гармони имеет наиболее простую конструкцию, а механизмы баянов и аккордеонов состоят из значительно большего количества деталей.
Выборным называют механизм, который позволяет исполнителю самостоятельно набирать аккорды. Он значительно расширяет диапазон звучания инструмента, приближая его к диапазону фортепиано, и органа.
Готово-выборный механизм включает как бы два механизма: с готовыми аккордами и выборными. Специальным регистровым переключателем можно переводить инструмент с одного механизма на другой. Готово-выборный механизм значительно сложнее предыдущих.
Эволюционируя на протяжении всей своей жизни, баян превратился из прикладной потешной и скоморошной гармошки в монументальный академический музыкальный инструмент.
Раздел 3. Значение и роль баяна в современной жизни
Что для нас значит музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного – это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа и во все времена слушалась с удовольствием.
Народная музыка, народные музыкальные инструменты, баян всегда благотворно влияли на души людей. Баян в жизни русского народа был больше, чем просто музыкальный инструмент. Баян и гармонь, можно смело сказать, считаются нашими культурными и национальными символами. Символом надежды и веры.
Баян пошел все этапы жизни нашего народа и радостные и горькие. Песни под баян стали символом эпохи, с песнями строили БАМ, покоряли тайгу. С песнями русский народ отвоевывал у природы право жить в суровых северных условиях. И не случайно в устах народа музыкальный инструмент баян приобретает роль одушевленного организма, друга и товарища. «Вместе веселей!».
Даже в военные годы, в промежутках между боями, солдаты находили возможность приобщиться к музыкальному искусству. Источником их вдохновения становился простой инструмент, помогающий забыть суровую годину, вспомнить родных, поднять боевой дух, поверить в собственные силы, напомнить о подвигах русских воинов! Именно баян прошел весь нелегкий путь русского война от Бреста до Берлина, что бы у здания поверженного Рейхстага развернуть меха в победной песне
Как здесь не привести слова из великого произведения Твардовского :Только взял баян трехрядку
Сразу видно – гармонист.
Для начала, для порядку,
Кинул пальцы сверху и вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Твардовский «Василий Теркин».
И пусть играет баян в такие минуты, когда нам не нужны слова, когда они нам даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Ведь его переборы способны выразить невыразимое!
В последнее время, можно заметить всплеск ки интерес к народным традициям. Бесспорно, народная песня и музыка олицетворяют патриотизм и народное самосознание. Оставаясь, как прежде любимым фольклорным инструментом, баян утверждается на вершине музыкального олимпа, он вырос, занял достойное место в ряду большой музыки. История развития народных инструментов в России насчитывает не одно столетие. Из поколения в поколение, постоянно видоизменяясь, совершенствуясь, искусство наших предков представляло собой важную часть их духовной жизни. И такой замечательный музыкальный инструмент как баян давно стал символом  русского народного искусства.
С 1986 года на «Первом» канале транслируется телепередача «Играй, гармонь любимая!», посвящённая русскому народному музыкальному творчеству России. Её основателем и ведущим был Геннадий Заволокин. С 2001 года ведущими являются Анастасия и Захар Заволокины (дети Геннадия Заволокина). Съёмки передачи проходят во всех регионах России. Особая заслуга Геннадия Заволокина состоит в сохранении русской традиции.
В результате – в эпоху компьютерных технологий Геннадий Заволокин придал гармони новый статус. Из деревенского застольного инструмента она вышла на эстраду. Вновь пошли заказы на изготовление гармошек. Хотя следует признать, что из 22 фабрик по изготовлению гармони осталось только 2: Тульская и Шуйская. 
Известный аккордеонист-виртуоз Пётр Дранга, Сергей Войтенко и его «Баян- микс», и другие исполнители.
На современном этапе становление гармоники как профессионального инструмента началось с 90-х  годов 20 века. Центром возрождения стал Орел, старинный город в верховьях Оки, знаменитый своими литературными, театральными  и музыкальными традициями. 
В 2010 году на центральной площади Орехово-Зуево был открыт памятник Василию Тёркину с гармошкой в руках, а в его лице – всем гармонистам-фронтовикам.
Созданы музеи музыкальных инструментов по всему миру. И из них четыре музея гармоник - в Германии, Италии, США и в России. Музей русской гармоники расположен в центре Москвы на 2-й Тверской-Ямской улице.
Раздел 4. Проведение анкетирования и подготовка результатов исследования.
Для выявления понимания значимости и важности русского народного инструмента баян в сохранении культурных традиций со стороны детей младшего школьного возраста было проведено анкетирование.
Анкета была разработана с учетом возможности анализа результатов и согласно выведенной ранее гипотезы. ( Приложение 1).
Результаты анкеты позволили сделать вывод, что
23 опрашиваемых учащихся знают, что баян – это музыкальный инструмент.
17 респондентов уверены, что название инструмента произошло от имени древнего певца-сказителя.
По мнению детей младшего школьного возраста, секрет популярности баяна в том, его звучание помогает открыть в себе способности любить жизнь 13 учащихся и воспитывает чувство патриотизма 3 учащихся.
По мнению 15 респондентов, исполнение на баяне ассоциируется с народным творчеством.
22 опрашиваемых учащихся считают верным утверждение о том, что баян является хранителем музыкальных традиций русского народа верным.
Абсолютно все участники анкетирования уверены, что именно баян можно назвать хранителем и обогревателем традиций русского народа.
Данный анализ анкетирования полностью подтверждает гипотезу, поставленную мной в начале исследования.
Заключение
В последние годы, гармонь очень медленно, но довольно уверенно возрождается из забытья. Появляется всё больше молодых талантливых гармонистов, как самоучек, так и выпускников различных учебных заведений. Исследуя интернет-пространство, можно заметить, что зарождается очень большой интерес к записям гармонистов, люди просят ноты, задают различные вопросы, касающиеся обучения игре на инструменте. Активно баян и гармошка представлены на эстраде. Пропагандируя не только как эстрадный, но и исконно русский, родной инструмент, являясь хранителем традиций русского народа.
Я считаю, что исполнительство на гармонике будет расти и совершенствоваться. И вот что радует: стали сейчас в нашей стране проходить конкурсы, настоящие праздники русской гармошки, на которые съезжаются гармонисты-любители со всей страны. Благодаря телевидению и мы все можем слушать их замечательную игру. Спасибо Геннадию Заволокину! Именно он придумал и воплотил в жизнь такую замечательную идею. Интерес к исконно русским, родным традициям возрождается. И это правильно! Юное поколение, мы, должны знать свои истоки, должны помнить, где наш дом, наша страна, наша Родина! Думаю, что будущее гармони и баяна в руках молодых, талантливых музыкантов и их педагогов, а также в слушателях, поклонниках их великого творчества. Хочется верить, что в 21 веке, русская гармонь и гармонисты будут всегда нужны людям.

Список используемой литературы
1. Газарян С. «В мире музыкальных инструментов» // С. Газарян Москва «Просвещение» 1985. – 220 с.; ил.
2. Катаева Н., Пацей Л. «Музыканты одного оркестра» // Н.М. Катаева– М. : Знание, 1987. – 46 с. : ил.
3. Келдыш Ю.В. «Музыкальная энциклопедия» // Ю.В. Келдыш - Изд. «Советская энциклопедия» 1980.
4. Науменко Т.И., Алеев В.В. «В чем сила музыки» // Т.И. Науменко, - М.: Дрофа, 2000. – 160 с.: ил., нот.
5. Твардовский А. «Василий Теркин» // А.П. Твардовский - Москва «Детская литература» 1980. – 205 с.
6. Рыбакина Е. «Музыка в потоке времени.» // В.Ю. Уколов - Москва, «Молодая гвардия» 1988. – 318 с.: ил.
7. Эпштейн Е. « Звенят гармошки» // Е.И. Эпштейн– Альманах для школьников «Музыка и ты», Москва, Всесоюзное издательство «Советских композитор» 1979.
Приложение 1.
Анкета.
Знакомо ли вам слово «баян»?!
А) да
Б) нет
Баян – это:
А) музыкальный инструмент;
Б) фамилия композитора;
В) музыкальная форма.
Слово «баян» произошло от:
А) имени древнего певца-сказителя;
Б) названия города, где он появился.
Секрет популярности баяна в том, что:
А) его звучание помогает преодолеть трудности;
Б) его звучание помогает открыть в себе способности любить жизнь;
В) его звучание воспитывает чувство патриотизма.
Исполнение на баяне ассоциируется с:
А) творчеством композиторов;
Б) с народным творчеством.
Является ли баян хранителем традиций русского народа:
А) да
Б) нет
Можно ли баян назвать хранителем и обогревателем традиций русского народа.
А) да
Б) нет.
Приложение 2.
Баян « Юпитер»


Приложение 3.
Ручная гармоника 1830 год



Приложение 4.
Боян-легендарный певец – сказитель Древней Русию

Приложение 5.
Структура строения баяна.


Приложение 6.
Памятник Василию Теркину 2010 год


Приложение 7.
Музей русской гармоники

Приложение 8.
Основатель телепередачи «Играй, гармонь любимая!»
Геннадий Заволокин

Приложение 9.
Сергей Войтенко и его «Баян- микс»