Отзыв о стихотворении Д.Симановича Мост.Решеток говорок…


Отзыв о стихотворении Давида Симановича «Мост, решеток говорок…»
Давно уже, мой любимый город, я не видел тебя,
не разговаривал с твоими облаками и не опирался
на твои заборы.
Как грустный странник, я только нес все годы твое дыхание на моих картинах.
… Я тебя целовал всеми красками и штрихами – и не
говори теперь, что не узнаешь себя.
Марк Шагал
Я кричу через рай, через ад:
«С возвращением, Марк Захарович!»
Давид СимановичНебольшой домик из красного кирпича, стоящий в центре Витебска, как будто окутан невидимым волшебством. Время бережно сохранило его для нас, чтобы мы могли перенестись на сотню лет назад и почувствовать тот мир, в котором жил один из талантливейших представителей русского авангардизма – Марк Шагал.
Я закрываю глаза и пытаюсь представить себя молодым художником, увидеть окружающее его глазами: слитые воедино дома с резными балконами; стремящаяся ввысь церковь; мост, по которому бежит та, с кем так легко парить в небе над крышами родного города; холст с неоконченным этюдом, где уже прорисованы любимые цветы –васильки…
Сегодня Марк Шагал – визитная карточка Витебска в мире искусства. И трудно поверить, что этот гениальный художник, признанный и почитаемый во всем мире, при жизни был полностью лишен признания на родине, что жители его родного Витебска впервые увидели картины художника только в 1991 году и только через шесть лет после этого состоялось официальное открытие Дома-музея Шагала на Покровской улице!
Все это стало возможным благодаря человеку, который первым начал возрождение имени Шагала на Витебской земле, – поэту, прозаику, переводчику, в том числе и стихов художника, Давиду Симановичу.
Именно ему принадлежит идея установки памятника мастеру, проведения ежегодных Шагаловских чтений, вечеров «У Марка и Беллы». Именно Давид Григорьевич перевел с идиша написанное в 1944 году письмо Шагала, которое является клятвой любви и верности родному городу. Это стихотворение в прозе, созданное красками сердца, было впервые опубликовано к столетнему юбилею Марка Захаровича и сыграло особую роль в возвращении имени художника Витебску. Именно Симанович первым в русской литературе написал стихи о Шагале. Потом были А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко. По признанию поэта, с помощью этих стихов он боролся за признание Шагала на родине.
Вот и в стихотворении «Мост, решеток говорок…» Давид Симанович вновь обращается к шагаловской теме. В центре произведения –удивительным образом переплетенные судьбы талантливого художника и города, в котором навсегда осталась его душа.
Образ Витебска в начале стихотворения поэт рисует отдельными штрихами: мост, решетки, вешний пух. Дождик, разлив, лодка – будто сам мастер неспешно кладет кистью мазки на чистый холст. Эта удивительная фотографичность достигается автором в первую очередь за счет морфологического состава первых двух строф, представленного в основном существительными, многие из которых передают предметность изображаемого. На уровне метрики это подтверждается перекрестной рифмовкой с чередованием мужской и женской рифмы, а в синтаксическом плане –использованием назывных предложений в начале обеих строф, наличием неполных предложений и безличной конструкции. Ассонанс на [о], [а] (мост, решеток, говорок, обнова, дождик, на волне разлива, лодка) помогает почувствовать, как мастер неторопливыми и плавными движениями кисти бережно переносит  на полотно  такие знакомые и дорогие сердцу образы, будто стараясь запечатлеть  не только реалии, но и свое трепетное отношение к ним.
Художнику, а вместе с ним и поэту, мил и очень дорог этот уголок в центре Витебска, и кажется, что Витебск для Симановича не просто объект изображения – он равноправный живой участник того, что происходило в жизни Шагала, этим и объясняется появление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (уголок, говорок), эпитет родной, олицетворение решеток говорок.Не раз Шагал покидал Витебск и каждый раз возвращался вновь. Давид Симанович уже в первой строфе использует перекликающиеся пространственные образы Витебска и Петербурга, куда двадцатилетний Марк уехал учиться.Получив неоценимый  профессиональный опыт  и вернувшись из Петербурга, Марк Шагал будто по-новому смотрит на родной город, возможно, впервые  осмысливая  Витебск  как часть большого мира, который манит своей необъятностью и неизведанностью.  Наверное, поэтому, где бы ни находился Марк Захарович, везде он видел образы любимого города. Чего только стоит лучший комплимент восхищенного художника столице Франции: «Париж, ты мой Витебск!»
В третьей строфе тематический стержневой образ шагаловского уголка постепенно обогащается новыми смысловыми оттенками за счет расширения границ художественного времени. Соединение разных временных пластов подчеркивается прилагательным с временным значением и глагольной формой настоящего времени: «на фоне старых стен» «все еще витает тень Шагала». Сосуществование в художественном мире стихотворения прошлого и настоящего усиливается в четвертой строфе, которая является идейным центром всего произведения.
«Красных зданий островок» – это место, над которым не властно время. Казалось бы, что мог значить провинциальный Витебск для такого прославленного художника, как Шагал? Но как раз Витебск стал содержанием почти всего его творчества! Поэтому Давид Симанович переводит существование этого уголка в категорию Вечного. Бесконечная длительность времени на лексическом уровне подчеркивается наречиями «зимой и летом», формой настоящего времени глагола светиться, эпитетами бессмертный,тысячелетнем. Эта мысль предопределяет и синтаксическую организацию строфы. Благодаря инверсии в начало выносится прилагательное с цветовым значением. «Красных зданий островок», как огонек родительского дома, «светится» сквозь столетия «зимой и летом». Это впечатление пронзительного света усиливается и на ритмико-звуковом уровне аллитерацией на [c], [с’]. Сколько в этих строках трепета и благоговения! Разве это не признание самого поэта, не коренного витеблянина, городу, ставшему дорогим?
Давид Симанович убежден в том, что мы не имеем права отказаться от великого художника, нашего земляка, прославившего Витебск во всем свете. Этому утверждению созвучны слова В.Быкова: «Слава Шагала будет неполной, если отношение к Марку Шагалу на его родине, в Беларуси, в Витебске, на его улице не станет таким же, каким уже установилось во всем мире. Это, может быть, больше всего нужно еще именно нам».
В заключительной строфе многомерный образ шагаловского уголка получает свое завершение.  Сравнивая значение в судьбе художника тех мест на планете, где он жил и творил, Давид Симанович вновь обращается  к образам Петербурга и Витебска, и мы как будто в зеркальном отражении видим их соотношение: взгляд мастера уже не устремлён в неизведанную даль – единственной отрадой для великого художника в огромной Вселенной становится родной город, который грезится Марку Шагалу во всем многообразии его красот.
Давид Симанович заканчивает свое стихотворение словно строками из оды, где, вновь и вновь обращаясь к Витебску (лексическая анафора ты), стремится доказать городу, как осиротевшему отцу, что его сын остался верен ему в своих снах и молитвах, своих гениальных творениях до конца. 
… Бег времени, как течение реки, стремителен и необратим. Но, мне кажется, в тысячелетнем Витебске нарушаются все привычные законы. Неужелине является магией то, что единственный в мире обладатель Шагаловской премии Давид Симанович празднует свой день рождения в день освобождения Витебска?
Филимончик Наталья, 11 «А» класс, ГУО «Гимназия №1 г.Новополоцка»
Учитель Ратомская Елена Викторовна