Методическая разработка для семинара Интерпретация произведений на уроках литературы в 10 классе


Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. Л.Н. ТолстойИнтерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся « Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература» В.Я. Коровина «Цель литературного образования состоит в том, чтобы не только познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, но и воспитать высокие нравственные чувства у человека читающего»Л. Айзерман 1) Выявить основные приемы интерпретационной деятельности учащегося;2) Систематизировать элементы методической системы использования приемов интерпретации3)Исследовать влияние интерпретации текста на творческие способности учащихся. 1) Толковый словарь Д. Ушакова: Интерпретация - (от лат. Interpretatio - посредничество) – истолкование, объяснение смысла, творческое раскрытие какого-либо художественного произведения 2) В.Г. Маранцман: Интерпретация – это версия прочитанного, личностная трактовка литературного произведения.3) Р. Барт: Интерпретация -Привнесение своей ситуации, когда читатель вписывает свое прочтение в пространство, создавая произведение с его собственным контекстом.4) С. Богданова: Интерпретация -Возможность читателя выразить себя, проявить свои читательские способности в речевом высказывании.5) П. Якименко:Интерпретация - Создание нового художественного произведения на основе углубленного восприятия в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся. Применительно к школьной практике: Интерпретация – это создание читателем собственного истолкования художественного произведения, основанного на индивидуальных особенностях восприятия, мышления, воображения художественного текста. - Научная (опор на индивидуальность писателя и исторические реалии)Критическая (большая публицистичность и интерес текущего дня)Художественная (индивидуальный характер, стремящийся «заразить чувствами собеседников»). Читательская (сопоставление нескольких произведений в рамках личностного взгляда на текст)Виды интерпретаций: Анализ - разбор, « движение от целого к частям».Интерпретация-- толкование, «движение от частей к целому». М.Л. Гаспаров Эмоциональное погружение в текст (когда писатель вовлекает читателя в сложный поединок чувств, побуждает видеть в одном и том же герое и доброе и дурное, и высокое и ничтожное; когда читатель и радуется, и негодует, и тревожится ,и ликует, и сочувствует ,и осуждает)Три этапа постижения художественного текста 2) Анализ текста – это путь от читательских впечатлений к автору произведения, попытка приблизиться к позиции читателя; внимание, позволяющее заметить тайные пласты поэтического слова, увидеть мысль писателя(форма ,деталь), как мир в капле воды. 3) «Содружество искусств» для наиболее полного истолкования текста. «Любое произведение искусства вступает в диалог с воспринимающим, но характер этого диалога меняется в зависимости от вида искусства». Картина и иллюстрация на уроках литературы: Интерпретация произведения с помощью интеграции с другими видами искусства Использование образов скульптуры в преподавании литературы Опера «Евгений Онегин» ( П.И. Чайковский)Опера «Война и мир» (С. Прокофьев)Опера «Капитанская дочка» (Ц. Кюи)Романсы на стихи С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и др.Музыка на уроках литературы Творческие работы учащихся Театрализация как средство интерпретации Словесное рисование (портрет и характеристика)Выделение художественных деталей, анализ художественно-выразительных средствСопоставление персонажей в рамках произведения или несколькихФормулирование собственной читательской позицииПриемы интерпретации Словесное рисование портретов -работа с литературной критикой-поиск ключевых слов и ассоциаций-претворение литературного произведения в других видах искусства( живопись, кинематограф, театр)-обсуждение заголовка ,эпиграфа-сочинение разных жанров творческого характера(от лица героя, письмо, дневник героя)-создание музыкально-литературных композиций,инсценирование.Методы интерпретации 1) Работа над интерпретацией художественного текста строится с учетом психологических и возрастных особенностей учеников, предпочтений и вкусов;2) Использование приемов интерпретации активизирует познавательную деятельность учащихся, пробуждает интерес к предмету; способствует развитию основных психических процессов (восприятия, речи, воображения).3) В интерпретационной деятельности совмещаются субъективные прочтения текста и литературоведческий анализ произведения;4) Использование приемов способствует развитию личного интереса к изображаемому, позволяет раскрыть творческий, интеллектуальный потенциал личности учащихся. Выводы « Всякая школа прежде всего должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества, то есть воспитать самостоятельную, творческую личность»К.Д. Ушинский