Статья ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ

Ибрагимова З.Р.
учитель татарского языка
МАОУ «СОШ №50» города Наб. Челны

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ

Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.
Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».
Для современной России патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Одним из направлений патриотического воспитания школьников является воспитание патриотизма на уроках литературы. Латинская пословица гласит: «Учат слова – увлекают примеры». Пример яркой жизни, подвига во имя Родины  - это свет, озаряющий жизнь ребенка. С этой точки зрения трудно переоценить значение художественной литературы, когда от произведения к произведению учитель имеет возможность показать ученикам, что героическое – не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народа, что готовность к этому, как и само героическое воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.
Большой раздел татарской литературы посвящен произведениям о Великой Отечественной войне. Прочитав произведения и стихотворения, учащиеся узнают о судьбах советского народа и простых крестьянских детишек, у которых война отняла все: родных, близких, дом, само детство. Вместе с ним школьники проходят через многие испытания и познают радость подвигов во имя победы над врагом. Ребята делают вывод о том,  что подвиг - это не просто стойкость и  героизм,  но еще  великий труд, железная  дисциплина,  несгибаемость воли  и огромная любовь к Родине.
Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодёжи. В настоящее время смяты многие нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто проявляют бездуховность, агрессивность.
Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Точно об этом сказал Д.С. Лихачев: «Патриотизм как осознанное чувство любви к своей Родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры – это великое возвышающее человека чувство» Воспитание - дело очень ответственное, оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании младших школьников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культуре, традициям других народов.  У каждого народа есть свои национальные герои, которые вечно живут в памяти народа. Одним из них является выдающийся поэт - патриот Муса Джалиль.  В 2015 году исполнилось 109 лет со дня рождения Мусы Джалиля – человеку, чьё поэтическое творчество стало гимном бессмертию, героизму и стойкости. Это событие отмечалось по всей России. Его стихи учат нас жизни, доброте, нравственности, терпению, любви к Родине и тревоге за её судьбу. Поэзия Джалиля несет правду жизни, зовет к борьбе за идеалы, за справедливость и свободу. Судьба Мусы Джалиля - это живой пример мужества, убежденности и патриотизма поэта перед лицом мировых проблем, вечной борьбы добра и зла. Стихи М. Джалиля – это эхо человеческого подвига и живое свидетельство мира его души. Без постоянной готовности к подвигу, без принципиальности, достоинства, умения всегда жить по правде и говорить правду, отстаивать правду и верить в неё – без этих качеств не бывает и исключительных подвигов. «Когда жизнь и песня едины, нет фальши ни в стихах, ни в жизни». Провеведение вечеров посвящённых творчеству Мусы Джалиля, помогает учащимся глубже познакомиться с жизнью и творчеством поэта-героя. Чтение стихов из сборника «Моабитских тетрадей» также дает безграничные возможности для патриотического воспитания. Поражает, что находясь в плену, Джалиль думал не о спасении своём, а писал стихи, пронкнутые любовью к Родине, мечтой о свободе и ненавистью к фашистам.
Джалиль - певец героического духа, через смерть приобретший бессмертие. Личности заслуживают славу исключительной службой. Герой бессмертен, потому что героические личности занимают в сокровищнице памяти народа почетное место, оставляют в памяти народа незабывае6мые следы Национальный герой является предметом особой патриотической гордости и любви; а в его творчестве находят сосредоточие и воплощение общечеловеческие проблемы. В душе народа Муса Джалиль остался героической личностью, открывшей миру своеобразный поэтический мир и навсегда оставшийся вечно живым. Поэт-герой отмечал: «Патриотизм поднимает человека над чувством страха».
Героические личности нужны молодому поколению, чтобы понять смысл жизни и назначение человека. Через десятилетия обращается к ним Муса Джалиль с риторическим вопросом, в котором звучит утверждение: «Надо так прожить жизнь, чтобы после смерти продолжать жить, разве не в этом цель жизни?» Жизнь и творчество поэта – ответ на заданный им вопрос. А именно это является основой воспитания патриотизма, любви к Родине, народу и верности им.
«Даже ныне, расставаясь с жизнью,
Клятв священных я не предаю:
Как я песни посвящал Отчизне,
Так и жизнь народу отдаю» 
Из этой строфы ясно, что жизнь, подобная песне, отданная Родине, противопоставляется жизни «для себя», мелкой жизни, где существуют только свои интересы, а все остальное ничтожно. Изучая произведения М. Джалиля, дети делают вывод: он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. Жил, творил и умирал ради своей Родины.
   
ЛИТЕРАТУРА
1. Д.А. Алгазин Воспитание юных патриотов [Книга]. - Москва : Просвещение, 1979. - стр. 36.
2. Д.С. Лихачёв Земля родная [Книга]. - Москва : [б.н.], 1983. - стр. 9.


 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Книга]. - Москва : Просвещение, 2014. - стр. 15

 Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983, с.9












15