Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории Загадки богини Клио(6 класс)

Сценарий исторической игры "Загадки богини Клио"
Цель: создать условия для творческой реализации личности и активизации познавательной деятельности.
Игра состоит из четырех этапов:
Брейн-ринг по теме Древний Восток
Решение исторических задач, ребусов и загадок по теме Древний Восток.
Домашнее задание – конкурс газет, рисунки, коллажи, стенгазеты, макеты и другие работы, иллюстрирующие эпоху древнего мира
Викторина между 3 командами, набравшими максимальное количество баллов в отборочных этапах.
Игра проводится в качестве внеклассного мероприятия. Параллельно командному зачету проводится творческий конкурс “Зеркало богини Клио”. На конкурс принимаются рисунки, коллажи, стенгазеты, макеты и другие работы, иллюстрирующие эпоху древнего мира. Ведущий игры и жюри выбираются заранее.
Ведущий. Здравствуйте, наши юные знатоки истории. Сегодня мы собрались, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по древнему миру. Мы побываем в Вавилоне и Египте, Индии, Ассирии, а заодно и проверим знания. А начнем наше путешествие с древнего Востока.
Послана богом, на землю средь стражей бессмертных Муза античная, Клио, рожденная Зевсом. Чтимая, всеми богами – жильцами Олимпа Сегодня перед вами предстала она.
Под музыку выходит богиня Клио.
Богиня Клио.
Свидетельницей буду перед судом времен. Хранительница лет, истории богиня, Я рада видеть в зале тех, Кто разгадать готов загадки Клио.
Вас, отроки младые, пришедшие сюда, Сегодня приглашаю я в средние века Пусть колесо истории так трудно повернуть, Но знания вам помогут. Вперед и в добрый путь
Ведущий. Напутствия даны, осталось представить тех, кто сегодня будет судить игру – членов высокого ареопага.
Идет представление членов жюри.
Ведущий. Итак, мы начинаем первый тур – путешествие по древнему Востоку. Оно будет проходить в виде брейн-ринга, в котором 10 вопросов. После прочтения вопроса у команды 40 секунд на обсуждение и написание ответа. Вслух ответ не говорится и из зала не подсказывается.
1 ТУР. Вопросы для первого тура: (один вопрос 1 балл)
1. Дерево жизни – плоды которого кормили людей, косточки обогревали, а кора и листва использовались для создания веревок и крыши (финиковая пальма)
2. О ком идет речь в стихотворении В. Брюсова
С восхода до заката среди других свершаю тяжкий труд И кус гнилой - единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут И жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень Но след не минет скорбного труда И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида. (раб)


3. Назвать имя богини
Далеко на юге высоко в горах, за речными порогами в пещере сидит эта богиня. В руках у нее два сосуда, из которых она поочередно льет воду, а весной льет воду из двух сосудов и вода в реке НИЛ выходит из своих берегов. Как ее зовут? (Хапи)
4. Древние греки рассказывали про персидского царя Дария 1, что он сидя у себя во дворце в Сузах, ест свежую рыбу из Эгейского моря. Возможно ли это ведь от Суз до Эгейского моря более 2000 тысяч км. Да или нет и почему? (Царская дорога)
5. Он объединил большую часть Индии. Назвать имя правителя (Ашока)
6. В 1922г после долгих поисков была обнаружена гробница фараона. В саркофаге фараона лежали два гроба, отделанные золотом, а третий был из литого золота. Лицо мумии было покрыто золотой маской. В саркофаге лежало много драгоценностей. Как звали этого фараона? (Тутанхомон)
7. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (сфинкс)
8. Стенобитный снаряд (Таран)
9. Как называются законы Индии (Ману)
10. Как дословно перевести АРТХАШАСТРА (наука о пользе)
Ведущий. Первый этап нашего путешествия успешно пройден, и мы отправляемся дальше. Богиня Клио предлагает решить загадки и ребусы древнего Востока. Команды получают задания у вас есть 5 мин на решение этих заданий.
2 ТУР.
Задания второго тура:
1. В Древнем Междуречье существовали пословицы и поговорки. Уважаемые знатоки, прочитайте некоторые из них и попробуйте предложить их русские аналоги: (за одну пословицу по 2 балла)
“Хорошо одетому всегда рады”. (Встречают по одежке, провожают по уму)
“Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку”. (Делить шкуру неубитого медведя)
“Увернулся от дикого быка  –  натолкнулся на дикого корову”. (Из огня да в полымя)
2. Почему по вавилонскому закону ответственность за столкновение судов на Евфрате несли только корабельщики одного из столкнувшихся судов, того, которое плыло против течения. (Идущий вверх по течению корабль должен уступить дорогу, поскольку противоположный корабль не может сбавить скорость) (3 балла)
3. В древней индийской поэме “Махабхарата” перечислены 7 домашних животных  –  корова, коза, овца, лошадь, осел, мул... Назовите седьмое домашнее животное. (Седьмым домашним животным является раб) (1 балл)
4. Определите 4 лишнего в ряду личностей и объясните признак, по которому они сгруппированы: ( по 1 баллу за каждое задание)
Конфуций, Александр Македонский, Иисус Христос, Гаутама (Будда). (Лишний – Александр Македонский, остальные основатели мировых религий)
Амон-Ра, Осирис, Сет, Афина. (Лишняя – Афина, остальные египетские боги)
Тутмос III, Тутанхамон, Хаммурапи, Хеопс. (Лишний – Хаммурапиь, остальные египетские фараоны)
Ведущий. И пока наши команды выполняют задания, мы проводим конкурс для знатоков истории для зрителей.
Это изобретение облегчало подъем воды в сады и на высоко расположенные поля (шадуф)
Они изобрели солнечные и водяные часы (египтяне)
Археологи нашли остатки крепостных стен, храмов, дворцов, произведения искусства и даже библиотеки. В одном сгоревшем дворце «библиотека» насчитывала 30000 книг. Они не сгорели – Почему и чья это была библиотека? (книги их глины , Ашурбанипала)
Кого в древнем мире называли «Не поднимающие глав» - в междурече, а в Египте их называли «живые убитые» (рабы)
Какой народ придумал цифру «нуль» и игру в шахматы (индусы)
Ведущий. Итак закончился второй конкурс и пока уважаемый Ареопаг оценивает результаты и ведет подсчет очков. Мы с вами проверяем домашнее задание на лучший рисунок, коллаж, газету. Необходимо объяснить, что вы нарисовали и почему.
Ведущий. Участники финала (3 команды, набравшие наибольшее количество баллов в отборочных этапах) приглашаются на сцену. В финале 3 вопроса, право отвечать будет иметь та команда, чей капитан поднимет первым руку.
ФИНАЛЬНЫЙ КОНКУРС.
Задания для финального конкурса:
1. Решите арабскую задачку.
Когда отцу моему, мир праху его, был всего 31 год, мне самому было всего лишь 8 лет от роду. Если бы он все еще оставался в этом мире, теперь он был бы старше меня ровно вдвое. Сколько мне сейчас лет? (23 года)
2. В Персии существовал древний обычай: не полагалось брать последний плод из корзины. Пятеро гостей собрались у корзины, в которой находилось 5 ананасов. Как разделить плоды поровну, чтобы никто не брал последним ананас из корзины? (Раздав 4 ананаса, пятый отдать вместе с корзиной)
3. Только на три минуты в день заглядывает око Амона в святилище богини Исиды. Жрецы должны испечь жертвенные лепешки из белой пшеницы, на жаровне помещается только две лепешки. Чтобы пропечь лепешку с одной стороны, нужна целая минута. Как пропечь с двух сторон 3 лепешки за 3 минуты? (Сначала кладется 1-я и2-я лепешки, через минуту 1-я переворачивается, 2-ю снимается, 3-я кладется, еще через минуту 1-я лепешка готова, а две оставшиеся допекаются)
Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие, победители определены, но самое главное, чтобы каждый из нас не забывал об истории и богине Клио. До новых встреч, дорогие знатоки истории
















Задания второго тура:
1. В Древнем Междуречье существовали пословицы и поговорки. Уважаемые знатоки, прочитайте некоторые из них и попробуйте предложить их русские аналоги: (за одну пословицу по 2 балла)
“Хорошо одетому всегда рады”.
“Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку”.
“Увернулся от дикого быка  –  натолкнулся на дикого корову”.
2. Почему по вавилонскому закону ответственность за столкновение судов на Евфрате несли только корабельщики одного из столкнувшихся судов, того, которое плыло против течения. (3 балла)
3. В древней индийской поэме “Махабхарата” перечислены 7 домашних животных  –  корова, коза, овца, лошадь, осел, мул... Назовите седьмое домашнее животное. (1 балл)
4. Определите 4 лишнего в ряду личностей и объясните признак, по которому они сгруппированы: ( по 1 баллу за каждое задание)
Конфуций, Александр Македонский, Иисус Христос, Гаутама (Будда).
Амон-Ра, Осирис, Сет, Афина.
Тутмос III, Тутанхамон, Хаммурапи, Хеопс.


Задания второго тура:
1. В Древнем Междуречье существовали пословицы и поговорки. Уважаемые знатоки, прочитайте некоторые из них и попробуйте предложить их русские аналоги: (за одну пословицу по 2 балла)
“Хорошо одетому всегда рады”.
“Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку”.
“Увернулся от дикого быка  –  натолкнулся на дикого корову”.
2. Почему по вавилонскому закону ответственность за столкновение судов на Евфрате несли только корабельщики одного из столкнувшихся судов, того, которое плыло против течения. (3 балла)
3. В древней индийской поэме “Махабхарата” перечислены 7 домашних животных  –  корова, коза, овца, лошадь, осел, мул... Назовите седьмое домашнее животное. (1 балл)
4. Определите 4 лишнего в ряду личностей и объясните признак, по которому они сгруппированы: ( по 1 баллу за каждое задание)
Конфуций, Александр Македонский, Иисус Христос, Гаутама (Будда).
Амон-Ра, Осирис, Сет, Афина.
Тутмос III, Тутанхамон, Хаммурапи, Хеопс.


Заголовок 115