Использование подвижных игр на уроках в начальной школе.

Тема: «Использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе»




Содержание:
Введение.
Глава I. Анализ научно-методической литературы.
1.1. Возрастные особенности учащихся I – IV классов.
1.2. Игра как средство физического воспитания.
1.3. Задачи физического воспитания реализуемые в процессе проведения подвижных игр.
1.4. Подготовка к проведению игры.
1.5. Проведение игры.
1.6. Окончание игры.
1.7. Подведение итогов игры.
1.8. Обсуждение игры.
1.9. Анализ школьной программы.
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1. Цель и задачи исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Организация исследования.
Глава III. Физическая подготовленность учащихся I – IV классов.
Глава IV. Комплекс подвижных игр для учащихся I – IV классов.
Глава V. Экспериментальное обоснование комплекса подвижных игр
I – IV классов.
Глава VI. Обсуждение результатов исследования.
Выводы.
Список литературы.












Введение.
Актуальность: Подвижная игра сложная двигательная эмоционально-окрашенная деятельность, обусловленная правилами. Подвижная игра является одним из важных средств всестороннего воспитания как дошкольного, так и младшего и среднего школьного возраста. Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребёнка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. Поэтому необходимо расширить диапазон игр, использование которых позволит повысить эффективность процесса физического воспитания, привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом.
Цель работы: Увеличить арсенал педагога подвижными играми для детей младшего школьного возраста, применяемых на уроках по физической культуре.
Объектом исследования является процесс развития и формирования физических качеств (силы, быстроты и т.д.) у учащихся I – IV классов общеобразовательной школы.
Предметом исследования является методическая программа по подвижным играм для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Предполагается, что применение комплекса подвижных игр позволит развить координационные способности и повысить уровень физической подготовленности у детей 7 – 10 лет.





Глава I. Анализ научно-методической литературы.
1.1. Возрастные особенности учащихся I – IV классов.
Ребёнок, приступивший к учёбе, вынужден ежедневно проводить за столом около четырёх в школе и до полутора часов – дома. Однако в свободное от учёбы время дети младшего школьного возраста ещё много играют. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя ещё недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника ещё продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также ещё невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
Сердечно-сосудистая система ребёнка 7-10 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создаёт благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, ещё недостаточно развиты (лёгкая возбудимость сердца). (14)
Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное , физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.


Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим и желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 7 – 10 лет.
Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включатся в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; и ещё не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлёкшись ею, вскоре забывают о своих обидах.
Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребёнка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делится впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать усложнённые правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые преподавателем. (14)
1.2. Игра как средство физического воспитания.
Играя, дети развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают её с трудом. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую нужно достигнуть. Игра, как работа, которая по душе, связанна с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются, все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребёнка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителю физической культуры, классному руководителю, использующим игру в своей работе. В подвижных играх в отличии от других игр ярко выражена роль движений. (1)
Именно поэтому они широко используется как средство физического воспитания. Содержание такой игры составляют сюжет (тема, идея) и двигательная деятельность, ограниченная правилами. Один лишь перечень игр, включённых, к примеру в школьную программу, говорит о разнообразии сюжетов и соответствующих двигательных действий, что привлекает детей как участников, а руководителям даёт возможность выбора в управление развитием нужных качеств и навыков, организация действий участников подвижных игр представляет и творческую инициативу в борьбе способов достижения цели. Игра привлекает детей ещё и тем, что как объект информации она не предоставляет для них неопределённость. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового. Ведь одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия её участников не идентичны. Она всегда проходит по новому и таит в себе много неожиданности. Таким образом уже одно предвкушение предстоящей игры часто вызывает у детей положительные эмоции, и приятное волнение причём это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатом: закончится участие в игре победой или поражением.
Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, большие возможности, предоставляемые школьной программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плавность и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.
С помощью игры учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание по скорей включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственности проблемы. В подвижной игре, особенно в коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга, чувства чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Опытные учителя физической культуры широко используют игры на уроках и вне урока при проведении спортивных мероприятий, благодаря чему повышают интерес детей к занятиям, полнее используется отведённое на них время, а следовательно, успешнее решаются поставленные педагогические задачи. Кроме этого, действие, окрашенное элементами игры, устанавливает между детьми прочную связь, на основе которых успешнее развиваются и неигровые действия.
1.3. Задачи физического воспитания реализуемые в процессе проведения подвижных игр.
При проведении подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие задачи:
оздоровительные;
образовательные;
воспитательные.
1.3.1. Оздоровительные задачи.
При правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональную деятельность организма.
В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желёз внутренней секреции.
Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительными односторонним силовым напряжением (особенно статическим), благотворно воздействуют на организм детей. В играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.
Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведёт к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.
Подвижные игры должны иметь строгие чёткие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение.
Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закалёнными, усиливается приток кислорода в их организм.
1.3.2. Образовательные задачи.
1. Формирование личности. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике и спорте.(7)
2. Создать у детей представления о поведении в реальной жизни. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у детей верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознание представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.
3. Развитие способности адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.
4. Совершенствование двигательной функции рук и пальцев. Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.
5. Развитие организаторских навыков. В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.
1.3.3. Воспитательные задачи.
1.Воспитание физических качеств. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. (1)
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряжённых движений с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
2.Воспитание волевых качеств. Увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приёмы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для её участников.
Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать детей к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки. Коллективные подвижные игры вызывают проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует детей.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются деятельности в коллективе.
Игре свойственно противодействие одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед детьми возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. (7)
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
1.4. Подготовка к проведению игры.
Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться её ходе.
Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.
Выборы игры напрямую зависит от места её проведения. В небольшом узком зале проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей с элементами спортивных игр. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах. (5)
При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходиться долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно, хороши в жаркую погоду.
1.4.1. Подготовка инвентаря для подвижных игр.
Подвижная игра должна обеспечиваться соответствующим инвентарём. Это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п.
Для проведения большинства игр в младших классах руководителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит ещё слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть лёгким, удобным по объёму, соответствовать физическим возможностям детей. Так, набивные мячи весом до 1 кг можно использовать лишь для перекатывания и передач, но не для бросков; а для игр лучше использовать волейбольные мячи.
Рекомендуемый инвентарь для проведения игр начальных классах следующий; 20 небольших флажков разного цвета, 40 малых мячей, 4 больших мяча (типа волейбольных), 4 – 8 обручей, 40 коротких скакалок, 2 длинные скакалки, 6 – 10 мешочков с песком, 6 – 8 бумажных колпаков (цилиндрической формы) и 6 – 8 повязок на глаза. (23)
Инвентарь удобнее хранить рядом с местом проведения игр. Преподаватель поддерживает его в должном состоянии и систематически приводит в порядок. Можно привлекать детей к хранению и починке инвентаря. Для игр на лужайках, на зимних площадках можно использовать шишки, снег и т.п.
Участники получают инвентарь или расставляют его на площадке только после того, как руководитель объяснит им правила игры.
1.4.2. Предварительный анализ игры.
Перед тем как проводить игру, преподаватель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры. Особенно необходимо предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления.
Преподаватель, хорошо знающий данный коллектив детей, предварительно намечает роли игроков продумывает, как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков.
Для проведения некоторых игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и, если это необходимо, даёт им возможность подготовиться (например, в играх на местности). Помощники первыми знакомятся с правилами игры и местом её проведения. (9)
1.4.3. Руководство игрой.
Итак, при проведении игры преподавателю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:
Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть. Приготовить всё необходимое оборудование и материалы перед её началом.
Учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения.
Предлагать только те игры, которые доступны данной возрастной группы, соответствующие росту детей, их силе, жизненному опыту. Умело выводить детей из игры, которая для них сложна.
Избегать сверхэнтузиазма (перевозбуждения) у детей.
Быть готовым участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.
Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы, как их сверстники, поручая им задания или предоставляя возможность выполнять упражнения с учётом сноровки, которой они обладают. Ребёнок с каким-либо недостатком может получать удовольствие, если будет судьёй-хронометристом, счётчиком очков или главным судьёй в игре, в которой он не сможет принять участия. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре.
Объяснять правила каждой игры вовремя и разрешить детям один или большее количество раз потренироваться, перед тем как начнётся активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если дети не одобрят первую предложенную руководителем игру.
Давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями.
Выбирать игры с учётом возможности их усложнения: начинать с простейших, тренируя, постепенно усложнять их по мере улучшения ловкости детей.
1.5. Проведение игры.
1.5.1. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры.
Прежде чем начать объяснение игры, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить детей в исходное положение, из которого они начнут игру.
Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Преподаватель занимает место не в центре, а в ряду детей или, при большом количестве детей, немного впереди них. Нельзя становится в центре круга, так как тогда половина детей окажется за спиной преподавателя. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов». В этом случае преподаватель, объясняя игру, становится между детьми в середине площадке, у буковой границы, и обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с движения врассыпную, можно построить детей в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать возле себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали преподавателя. Следует помнить, что изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у детей не возникает вопросов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть преподавателя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Преподаватель должен стоять на видном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но так чтобы видеть всех детей и контролировать их поведение.
При организации в младших классах игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются за ранее. При этом преподаватель обращает внимание на правильной произношение всех слов, на то, чтобы ученики произносили слова громко, выразительно, но не крикливо. (14)
1.5.2. Объяснение игры.
Правильное объяснение игры значительной мере влияет на её успех.
Правила игры преподаватель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Рассказ должен логичным, последовательным. Неплохо, если преподаватель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.
Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
роли играющих и их расположение на площадке;
содержание игры;
цель игры;
правила игры.
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. Отвечать следует громко, обращаясь при этом ко всем. Рассказывая о ходе игры, преподаватель, бесспорно, коснётся правил, но в конце рассказа необходимо ещё раз заострить на них внимание, чтобы дети лучше их запомнили. Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты. В рассказе не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснять. Для лучшего усвоения подвижной игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Показ может быть неполным когда некоторые моменты игры разъясняются жестами и отдельными движениями, или полным (воспроизводятся наиболее сложные моменты игры самим преподавателем или учеником).
Преподаватель должен обращать внимание на строение детей: если они отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. (13)
Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда дети играют в неё впервые. В этом случае, для того чтобы убедиться, понятна или игра, преподаватель спрашивает у одного-двух учащихся о её содержании и правилах, после чего начинает игру. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приёмы. К восстановлению игру в памяти лучше всего привлекать самих детей.
1.5.3. Выделение водящих.
Дети младших классов очень активны, но, конечно же, не могут рассчитать свои возможностей. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому преподаватель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли. (7)
Способы выделения водящего:
1. По назначению преподавателя. Преподаватель назначает водящего, учитывая его роль в игре. Преимущество этого способа состоит в том, чтобы быстро выбирается наиболее подходящий водящий. Но при таком способе подавляется инициатива детей. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у преподавателя мало времени или надо назначить водящим намеченного участника с воспитательной целью. При назначении водящего преподаватель должен кратко объяснить свой выбор, чтобы участники не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам.
2. Способ выбора водящего по жребию. Жребий может быть произведён путём расчёта, метания и другими способами. Например, играющие должны угадать, «орлом» или «решкой» упадёт монетка, подброшенная одним из игроков. Угадавший становится водящим или начинает игру и т.п. При выборе способа расчёта дети становятся в круг и начинают произносить какую либо считалку. На каждом слове считалки они указывают по очереди на игроков. На кого придётся её последнее слово, тот становится водящим или, наоборот, выбывает из круга. В последнем случае считают до тех пор, пока не останется один участник, который и станет водящим. Способ считалки не требует много времени, и им обычно пользуются в играх, проводимых после уроков. В отдельных случаях считалку применяют и на уроках, чтобы несколько успокоить детей после сильного возбуждения. Считалки с осмысленным текстом помогают развитию речи у детей. Можно использовать следующие считалки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
«Пиф-паф!» – Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Принесли его домой –
Оказался он живой!
Или
Как на горке, на пригорке
Жили двадцать два Егорки.
Раз – Егорка,
Два – Егорка,
Три – Егорка и т.д.
Считать надо до двадцати двух. Двадцать второй Егорка выходит.
Эники-беники
Ели вареники,
Эники-беники-клос,
Вышел на берег
Весёлый матрос.
Или
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
А ты кто такой?
Тот, на ком считалка закончилась, отвечает на вопрос, например, «царевич». После этого снова начинают считать, и теперь считалка заканчивается на слове «царевич».
Следующая считалка совсем новая, её придумали сами дети:
А-Бэ-Вэ-Гэ-Дэ-Е-Жэ,
Едет жаба на еже;
Зэ-И-Кэ-Лэ-Мэ-Нэ-О,
Зайка, глянь ко мне в окно;
Цэ-Чэ-Шэ-Щэ-Э-Ю-Я,
А у щуки чешуя.

3. Для определения водящего по жребию можно «тянуться на палке». Участник берёт палку снизу, выше берётся второй игрок, ещё выше – третий и т.д. Водящим становится тот, кто возьмёт палку за верхний конец и удержит её или покроет палку сверху ладонью. Этот способ применяется при 4 – 7 играющих.
4. Один из наиболее удачных способов – выделение водящего по выбору играющего. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих. Однако в игре с малоорганизованными детьми этот способ применять трудно, так как водящих часто выбирают не по заслугам, а под нажимом более сильных, настойчивых детей. (13). Преподаватель может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше знает игру, кто лучше бегает, прыгает, попадает в цель и т.п.
5. Справедливо установить очерёдность выборе водящего, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организаторских навыков и активности.
6. Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр. Водящим становится игрок, оказавшийся предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д. Об этом надо сообщить детям заранее, чтобы они стремились проявлять в играх необходимые качества. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети.

Выше перечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.
1.5.4. Распределение на команды.
В первом классе в начале года нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы преподаватель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. (7)


Способы разделения на команды:
Преподаватель распределяет детей на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных игр. Активного участия в составлении команд дети не принимают.
Другой способ распределения детей на команды состоит в построении учащихся шеренгу и расчёте на первый – второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую. Таким же способом составляют и несколько команд. Подобное быстрое распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.
Можно разделить детей на команды путём фигурной маршировки или расчёта движущейся колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько команд требуется для игры. Для этого способа также не нужно много времени, однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным по силам.
Используется и способ разделения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (примерно равны по силам), сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силе. Этот способ очень любим детьми, поскольку он сам – своеобразная игра. Однако его недостаток в невозможности применения на уроках – он занимает много времени.
Способ распределения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду. Это довольно быстрый способ и команды бывают в основном равны по силам. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить выбор до конца и разделить оставшихся путём расчёта.
1.5.5. Выделение помощников.
Для каждой игры преподаватель выбирает помощников, которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все дети, поскольку они – будущие организаторы игры. (13). Игра теряет свою педагогическую ценность, если не соблюдаются её правила. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Приучать детей к обязанностям помощников рекомендуется с первого класса. Вначале им следует давать простые поручения (например; следить за тем, чтобы играющие не выбегали за границы площадки, не заступали за черту до сигнала, не выбегали раньше окончания речитатива и т.п.), а затем, постепенно усложнять их.
1.5.6. Наблюдение за процессом игры и поведением играющих.
Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных преподавателем оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Усвоение правил игр, а также поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею. Значение умелого управления процессом игры подчеркивал П.Ф.Лесгафт. По его словам, преподаватель «должен сам хорошо понимать смысл и значение приведённых правил и не допускать со своей стороны ни малейшего произвола в своих размышлениях и действиях, а также уметь всегда оставаться по отношению к ученикам вполне объективным Чтобы занимающиеся при посредстве игры приучились самостоятельной деятельности необходимо, чтобы они сами направляли игру и следили за точным исполнением принятых правил». (7)
Игра может начинаться по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком), о котором преподаватель сообщает детям заранее. После сигнала преподаватель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. (23)
Необходимо приучать детей сознательно соблюдать правила игры. Поправки и замечания преподаватель делает, не останавливая общего хода игры. Но если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, игру следует остановить и сделать поправку.
При проведении сложной подвижной игры преподаватель сначала знакомит детей с основными правилами, затем по ходу игры постепенно вводит дополнительные правила.
При проведении подвижных игр у младших школьников преподаватель наблюдает, руководит, а если нужно и сам играет вместе с учениками, когда необходимо показать отличный образец.
Преподаватель должен руководить игрой честно, беспристрастно, тактично, обеспечивая товарищеские взаимоотношения. Он должен воодушевлять тех игроков, которые играют не совсем удачно, и удерживать лучших от горделивого демонстрирования своего превосходство перед другими.
В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Если игра не понравилась, надо учесть, по какой причине: очень проста или, наоборот, слишком сложна. В этих случаях необходимо менять правила (осложнять или упрощать), сокращать длительность игры.
Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все дети получили от неё удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталось одна минута!», «Играем до одного очка!», «Последний водящий!» и т.д. Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для детей окончание игры, непредвиденный её конец могут вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение.
Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать. На пределе их возможностей возникает своего рода «самозаводящийся» механизм, основа которого строится на игровом удовольствии. Преподавателю важно следить за психологическим климатом подвижной игры, её процесс должен быть приятен детям. Это возможно только в том случае, когда дети проявляют активность, творческую инициативу и самостоятельность.
Очень важно умение преподавателя заинтересовать, увлечь детей игрой чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей. (7)
Важно, чтобы подвижные игры вызывали положительные эмоции, благотворно влияющие на нервную систему, самочувствие и поведение детей. Необходимо избегать излишнего возбуждения, упорядочивать взаимоотношения детей.
Преподаватель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Однако по некоторым причинам дисциплинам может быть нарушена. Например, в случае, если преподаватель непонятно объяснил игру. Тогда надо сразу же дополнительно разъяснить правила игры. Дисциплина нарушается также из-за неправильного выбора водящих или разделения на команды. Со слабым водящим играть неинтересно. Дети шумят дразнят его. При неправильном разделении на команды (одна сильнее другой) дети более слабой команды начинают протестовать во время игры. Ещё хуже, когда по недосмотру преподавателя в командах неравное количество игроков. Ошибки следует устранять немедленно по мере обнаружения.
Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого, можно поручить и ответственные роли водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры.
Иногда в процессе игры дети пытаются прибегнуть к обману. Для них это скорее освещённая временем традиция, чем постыдные поступки в обществе взрослых. Серьёзным преступлением во многих культурах, которые смиряются с обманом, считается быть пойманным во время проступка. Верх изощрённости – выйти из этого положения незамеченным. Руководитель игры также может допускать подобную тактику в ходе её, хотя и должен настаивать, чтобы дети вели себя по другим правилам. Игры являются хорошим средством по преподнесению такого урока. Стыд тех, кого застали за этим действием, служит лучше средством борьбы с обманом, нежели просто запрет. Дети должны осознавать, что они будут исключены из игры, если их поймают на обмане.(12)
1.5.7. Судейство.
Объективное и беспристрастное судейство – обязательное условие каждой подвижной игры. Если дети не соблюдают её правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Объективно и точное судейство умеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и каждая команда заинтересована в выигрыше. Необъективный судья теряет доверие и уважение, его авторитет падает, с ним перестают считаться.
Во время игры судья должен расположиться так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходиться передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться своевременно и чётко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.
1.5.8. Дозировка нагрузки в процессе игры.
Обязанность преподавателя – не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно её дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого ученика, а также его физическое состояние в данное время. Поэтому не рекомендуются сразу чрезмерные мышечные напряжения, которые требуют задержки дыхания, вызывают быстрое утомление. Интенсивные нагрузки следуют чередовать с отдыхом.
Приступая к проведению подвижных игр, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий (после контрольной работы), надо предложить игру малоподвижную, исключив приёмы, требующие больших напряжений.
Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлечённые игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления. Поэтому преподаватель самостоятельно оценивать степень утомления учеников (таблица 1). (13)
Таблица 1.
Определение степени утомления занимающихся
(по схеме В.А.Зотова).
Критерий
Степень утомления


Слабая
средняя
высокая (переутомление)

1
2
3
4

Цвет лица
Небольшое покраснение
Значительное покраснение
Резкое покраснение (побледнение, синюшность)

Речь, мимика
Отчётливая, обычная
Затруднена. Выражение лица напряжённое
Крайне затрудне-на, иногда невоз-можна. Выраже-ние страдания на лице.

Потливость
Небольшая
Большая в облас-ти верхней поло-вины тела.
Большая, выступление
Соли

Дыхание
Учащенное
Значительно учащенное
Очень учащён-ное, поверхност-ное, с отдельны-ми глубокими вдохами (одышка)


1
2
3
4

Движения
Чёткие, походка бодрая
Нечёткие, пока-чивания при ходьбе
Резкие покачи-вания, дрожание, вынужденные позы с опорой, падения

Самочувствие
Жалоб нет
Жалобы на уста-лость, на боль в мышцах, сердце-биение, одышку
Дополнительные жалобы на голо-вокружение, боль в правом подре-бёрье, на голов-ную боль, тошно-ту (иногда на икоту и рвоту)

Внимание
Нормальное
Неточное выпол-нение заданий
Замедленное выполнение заданей


Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если не удалось «отыграться». Удалить из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки.
Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходимо индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегчённые задания, меньшее время пребывания в игре.
Нагрузку младшим школьникам следует увеличивать постепенно и регулировать следующими методическими приёмами:
увеличением или уменьшением времени подвижной игры;
количеством повторений игры;
изменением размеров площадки или дистанции пробежек, веса снаряда;
упрощением или усложнением правил игры;
изменением сложности препятствий;
применением остановок в игре для отдыха.
Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом воздухе дети должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать детям большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными. Если дети легко одеты, игру надо проводить в быстро темпе, если же они в тёплых костюмах, – интенсивность должна быть меньше, чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объёму и интенсивности нагрузки занятия в целом.(1)
1.6. Окончание игры.
Правильная организация подвижной игры предусматривает не только правильное её проведение, но и своевременное окончание. Преждевременное окончание игры зависит от её характера, условий занятий и состава детей. Такие факторы, как количество участников (чем их меньше, тем короче игра), их возраст (дети младшего школьного возраста не должны испытывать длительное напряжения), содержание игры (игры, требующие большой нагрузки, должны быть короче), место проведения, темп, предложены преподавателем, его опытность (у малоопытного руководителя игры короче), также оказывают влияние на продолжительность игры.
Момент окончания игры определяется по первым признакам утомления: рассеянность внимания, нарушение правил, неточность выполнения движений. Недостаточное проявление настойчивости в достижении, уменьшение заинтересованности, учащённое дыхание у большинство детей. В случае их появления игру следует заканчивать.
Преподаватель перед игрой может сообщать отведённое на неё время. Учитывая это, дети соответственно распределяют свои силы. За 1 – 3 мин до окончания установленного времени надо предупредить детей. Если игра командная, перед её началом желательно сообщить детям количество повторений игры.
Форма занятий также влияет на длительность игры: игра, проводимая на уроке физической культуре, ограничена во времени. Если же она проводится во внеурочное время, то может быть продолжительнее и большей мере способствовать воспитанию у детей выносливости. Такая игра приучает учащихся к более высоким напряжениям.
1.7. Подведение итогов игры.
Подведение итогов игры, определение её результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры преподаватель создаёт спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения о помощников и счётчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьёй. Решение судьи не поддаётся обсуждению. Объявлять результат игры надо кратко, никому не делая поблажек, чтобы приучать детей правильной оценки их действий и поступков. Объективный разбор игры приучает детей к правильной самооценке. Если игра проводится впервые, можно разобрать её подробнее, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок.
При определении результатов игры учитывается не только быстрота, но и качество выполнения того или другого задания, о чём дети должны быть предупреждены заранее.(1) Преподавателем также оцениваются знание правил и их соблюдение, умение целесообразно и согласованно действовать в игре, использовать знакомые двигательные действия в определённых игровых ситуациях.
При оценке действий детей преподаватель учитывает допускаемые ими ошибки, которые могут быть условно поделены на мелкие и существенные. К мелким можно отнести ошибки, связанные с незначительными отклонениями от правильного использования игровых приёмов, но не оказывающие решающего влияния на ход игры (неточные передачи мяча, выход за границы площадки и т.д.). Существенной ошибкой может считаться нецелесообразное применение разученных ранее двигательных действий, которые влияют на ход игры или не соответствуют требованиям игровой этики. В силовых играх – это чрезмерно резкие толчки, вызывающие падения, в играх с мячом – неправомерное задерживание мяча у себя в ущерб коллективной игре, а также незнание или нарушение основных правил.
В этом случае можно применить «правило трёх ошибок» (если команда закончила игру первой, но разница штрафных очков у неё по сравнению с другой команды составляет больше трёх, этой команде засчитывается поражение).
Подведение итогов игры имеет педагогическую ценность и для самого преподавателя: наблюдения и выводы, сделанные в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности.
Помимо непосредственной оценки выполнения приёмов и правил игры, о которой говорилось ранее, в процессе проведения разноплановых игр преподаватель может осуществить следующие наблюдения за поведением учащихся, чтобы уточнить особенности их физического развития, темперамента и характера: а) оценить общее физическое развитие ребёнка; б) степень развития отдельных физических качеств; в) способность сочетать в игре эти двигательные качества; г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей); д) проявление ребёнком инициативы и настойчивости; е) проявление трусости и нерешительности; ж) отношение к соперникам по игре; з) отношение к партнёрам команде (терпимость, взаимовыручка); и) отношение к собственным ошибкам и их исправление во время повторной игры; к) общую дисциплинированность, требовательность к себе; л) отношение к победе, поражению.(14)
В современных детях достаточно развит соревновательный дух, и их не надо подталкивать к успеху. Соревновательность лежит и в основе игр. Но нельзя допускать, чтобы выигрыш стал единственным смыслом игры. Во избежание подобных ситуаций преподаватель может не награждать команду, которая победила, и не штрафовать и не наказывать тех, кто проиграл. Справедливо одержанная победа должна быть достойной наградой, а проигрыш не должен приводить к развитию чувства поражения. Напротив, он должен стимулировать стремление к выигрышу в последующей игре.
1.8. Обсуждение игры.
При объявлении результатов необходимо обсудить игру совместно с детьми, выявит их ошибки и указать на положительные моменты, отметить детей, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу.
При подобном обсуждении лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает преподавателю уяснить, насколько усвоено игра, что детям понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.
В заключение следует отметить, что сам процесс проведения игры очень сложен, зависит не только от возрастных особенностей детей, условий работы, но и от подготовленности детей к коллективным играм, то их настроения, от мастерства руководителя игры. Проведение игры – педагогический процесс, не всегда поддающийся прогнозированию.
Практический опыт работы с детьми, умение наблюдать и анализировать действия детей в процессе игры, умение правильно анализировать и оценивать своё поведение как руководителя игры способствуют совершенствованию мастерства руководства играми.
1.9. Анализ школьной программы.
В школьной программе для младших классов большое внимание уделяют подвижным играм. Эта программа включает в себя много игр, так как игры являются средством разностороннего физического развития детей, помогают ребёнку научиться лучше бегать, дальше и выше прыгать, точнее попадать в цель. В основном в школьной программе для младших классов подвижная игра проводится в заключительной части, в то время как можно включать игру и в подготовительную и в основную часть. Подвижные игры занимают около 20 – 30% от общего времени урока. В программу включены следующие игры:
Для первых классов: «К своим флажкам», «Запрещённое движение», «Два мороза», «Заяц в огороде», «Прыгающие воробушки», «Попади в обруч», «Пятнашки», «Эстафеты с предметами», игры с набивными мячами 1 кг, «Вызов номеров», игры с прыжками через препятствия (высота 30 – 40 см), «Эстафеты с поворотами» (на лыжах), «Смелее с горки» (на лыжах), встречные эстафеты с этапами до 50 м, до 100м (на лыжах), «Салки» (различные варианты), «Гонка набивного мяча», «Эстафеты с обеганием стоек и с предметами», «Смена сторон», круговая эстафета до 30 м.
Для вторых классов: «Быстро по своим местам», «Салки» в различных вариантах, «Запрещённое движение», «Гонка мячей», «Два мороза», «Удочка», «Эстафеты с подлезанием и перелезанием», игры с набивными мячами 1 кг, игры с элементами акробатики, игры с прыжками через препятствия (скамейки, резинка), «Смелее с горки» (на лыжах), «Кто самый быстрый» (на лыжах), «Круговая эстафета до 100м» (на лыжах), «Послушный мяч», «Эстафеты с элементами баскетбола», игры с метанием по подвижной цели (б/б мяч), «Эстафеты с различными предметами», «Линейная эстафета с этапом до 30 м».
Для третьих классов: «Круговая эстафета», «Салки» в различных вариантах, «Белые медведи», «Воробьи – вороны», «Эстафеты с ведением б/б мячей», «Эстафеты с набивными мячами», игры с использованием обручей для пролезания, игры с преодолением вертикальных препятствий до 50 см, игры с набивными мячами 1 – 2 кг, игры с элементами акробатики, «Эстафеты с этапами до 100м» (на лыжах), «Вызов номеров» (на лыжах), «Пройди в ворота» (на лыжах), «День и ночь», «Совушка», «Охотники и утки», «Заяц без логова», «Эстафеты с предметами», «Линейные эстафеты с этапом до 20 м».(6)
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1. Цель и задачи исследования.
Цель исследования: Совершенствование методики развития физических качеств у учащихся I –IV классов общеобразовательной школы посредством применения комплекса подвижных игр.
Задачи исследования:
Определить уровень физической подготовленности учащихся I–III классов.
Разработать комплекс подвижных игр для учащихся I-III классов.
Экспериментально проверить эффективность комплекса подвижных игр для учащихся I–IV классов.

2.2. Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, метод математической статистики.
2.2.1. Метод анализа и обобщения литературных источников применялся с целью изучения состояния вопроса по исследуемой теме. Нами были выделены и проанализированы возрастные особенности детей 7 - 10 лет, задачи и методика проведения подвижных игр, школьная программа для учащихся I – IV классов. Анализу и обобщению была подвергнута литература многих авторов по рассматриваемым в представленной работе вопросам. Всего было изучено 23 литературных источников.
2.2.2. Контрольные испытания. Для исследования использовались тесты мэра:
Поднимание туловища за 30 сек. (количество раз). Исходное положение – лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 град., руки за головой, пальцы рук в “замок”. Упражнение выполняется на гимнастическом мате. Партнёр прижимает ступни к полу. По команде “Марш!” энергично согнуться до касания локтями бёдер (или колен), обратным движением вернуться в И.п. до касания лопатками гимнастического мата. Количество подъёмов за 30 секунд записывается в протокол. Ошибки: участник(ца) не касается локтями бёдер (или коленей) или лопатками гимнастического мата. Эти попытки не засчитываются.
Прыжок в длину с места (см.). на площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровою ленту. Учащийся встаёт около линии, не касаясь её носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперёд, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до сзади стоящей пятки. Даются три попытки, лучший результат записывается в протокол.
Наклон туловища вперёд сидя (см.). Нанести мелом на полу линию А-Б, а к её середине – перпендикулярно линию, которую размечают через каждый 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками 20 – 30 см., ступни вертикальны. Партнёр (или двое) прижимают колени упражняющегося к полу. Выполняют три разминочных наклона и четвёртый зачётный на результат, который определяют по касанию сантиметровой разметки средним пальцем соединенных вместе рук. Результат наклонов может быть положительным и отрицательным. В первом случае – средний палец перешёл линию А-Б, а во втором – не дошёл.
Бег 30 м (сек). Проводится по беговой дорожке, с высокого старта.
2.2.3. Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приёмов и нового содержания обучения.
2.2.4. Метод математической статистики применялся для выявления прироста физической подготовленности у учащихся.
Использовалось:
Вычисления средней арифметической (x). Этот показатель вычисляется путем сложения всех полученных значений (вариантов) и деления суммы на число вариантов:
х = х
где х – вариант, n – число вариантов.
Вычисление прироста физической подготовленности (Тпр.). Этот показатель вычисляется по следующей формуле:
Тпр.= х - х х 100%
где х – средний показатель, полученный до эксперимента;
х – средний показатель, полученный после эксперимент.

2.3. Организация исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе мы подобрали и изучили научно-методическую литературу по поставленной проблеме. На втором этапе нами был разработан комплекс подвижных игр.
На третьем этапе было проведено исследование в общеобразовательной школе №544 в 3А и 3Б классах. 3А класс является экспериментальной группой, в которой 27 человек, а 3Б – контрольной, в которой 26 человек. Уроки по физической культуре проходили два раза в неделю на стадионе (на свежем воздухе) и в малом спортивном зале. Измерения проводились до эксперимента: в 3А классе – 3 сентября 2003г., в 3Б классе –
5 сентября 2003г. Через полгода (после проведения эксперимента) измерения проводились: в 3А классе – 3 марта 2004г., в 3Б – 5 марта 2004г.
Для подготовки учащихся контрольной и экспериментальной групп использовалась школьная программа, но в то же время в программу экспериментальной группы были внесены дополнительные подвижные игры для каждого раздела школьной программы. Игры применялись в экспериментальной группе на каждом уроке по физической культуре.

Глава III. Физическая подготовленность учащихся
I – IV классов.
Дети младшего школьного возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бегом, прыжками, метаниями), но в ходе игр эти движения совершенствуются, так как ещё слабо выражены координационные способности.
Мускулатура ещё слабо развита, особенно мышцы спины и брюшного пресса, увеличивается темп роста нижних и верхних конечностей, меняется общая конфигурация туловища грудной клетки.
Активность проявляется в потребности к движениям, к играм, их двигательный аппарат приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, переносятся с заметными трудностями. Вот почему необходимо проводить с детьми чаще игры.
Движения осмысленные и управляемые, двигательную активность детей характеризует высокая эмоциональная значимость. Дети быстро и без особых трудностей овладевают новыми всё более сложными по координации движениями.
Умеют действовать рационально, проявляя находчивость. Быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям деятельности. Добиваются чёткостей в решении двигательных задач. Способны к более сложным ориентировкам в окружающей обстановке.
Для определения физической подготовленности учащихся I – IV классов применялись упражнения по тестам мэра.
Таблица 2
Уровень физической подготовленности мальчиков
I – IV классов.

Описание
теста
7 лет
8 лет
9 лет



оцен-
ка
резуль-
тат
оцен-
ка
резуль-
тат
оцен-
ка
резуль-
тат

1
Прыжок в
длину с места,
см.
5
130 и выше
5
145 и выше
5
158 и выше



4
117-129
4
132-144
4
145-157



3
104-116
3
119-131
3
132-144



2
103 и ниже
2
118 и ниже
2
131 и ниже

2
Бег 30 м,
высокий старт,
сек.
5
5,6 и ниже
5
5,4 и ниже
5
5,1 и ниже



4
5,7-6,1
4
5,5-5,8
4
5,2-5,6



3
6,2-6,7
3
5,9-6,3
3
5,7-6,1



2
6,8 и выше
2
6,4 и выше
2
6,2 и выше

3
Наклон вперёд
сидя, см.
5
10 и выше
5
11 и выше
5
11 и выше



4
9
4
10
4
10



3
7-8
3
8-9
3
8-9



2
6 и ниже
2
7 и ниже
2
7 и ниже

4
Подъём
туловища
в сед, за 30 сек,
количество.
5
16 и выше
5
18 и выше
5
19 и выше



4
14-15
4
16-17
4
18



3
12-13
3
14-15
3
16-17



2
11 и ниже
2
13 и ниже
2
15 и ниже


Таблица 3
Уровень физической подготовленности девочек
I – IV классов.

Описание
теста
7 лет
8 лет
9 лет



оцен-
ка
резуль-
тат
оцен-
ка
резуль-
тат
оцен-
ка
резуль-
тат

1
Прыжок в
длину с места,
см.
5
123 и выше
5
132 и выше
5
140 и выше



4
111-122
4
119-131
4
127-139



3
99-110
3
106-118
3
114-126



2
98 и ниже
2
105 и ниже
2
113 и ниже

2
Бег 30 м,
высокий старт,
сек.
5
6,0 и ниже
5
5,6 и ниже
5
5,3 и ниже



4
6,1-6,5
4
5,7-6,0
4
5,4-5,8



3
6,6-7,0
3
6,1-6,5
3
5,9-6,3



2
7,1 и выше
2
6,6 и выше
2
6,4 и выше

3
Наклон вперёд
сидя, см.
5
13 и выше
5
14 и выше
5
15 и выше



4
11-12
4
13
4
13-14



3
8-10
3
11-12
3
11-12



2
7 и ниже
2
10 и ниже
2
10 и ниже

4
Подъём
туловища
в сед, за 30 сек,
количество.
5
15 и выше
5
15 и выше
5
16 и выше



4
13-14
4
14
4
15



3
11-12
3
12-13
3
13-14



2
10 и ниже
2
11 и ниже
2
12 и ниже


Глава IV. Комплекс подвижных игр для учащихся
I – IV классов.
Таблица 4

Разделы школьной
Программы
Количест-
во уроков
Подвижные игры

1
Лёгкая атлетика

7

“Дедушка Мазай”, “Гуси-лебеди”,
“Через кочки и пенёчки”, “Волк во
рву”, “Стой (Штандер)”, “Птица без
гнезда”, “Орлиное сердце”

2
Гимнастика
5

“Мостик и кошка”, “Гимнастический
марафон”

3
Спортивные игры

8

“Не давай мяча водящему” , “Пионербол”,
“Передал-садись”, “Перестрелка”

4
Лыжная подготовка
3
“Быстрый лыжник”, “Пустое место”

5
Общеразвивающие упражнения

5
“Кто подходил”, “Часовые”,
“Море волнуется”, “Три, тринадцать,
тридцать”, “Передача мячей в в колоннах”

6
Строевые упражнения
2
“Светофор”, “Группа, смирно!”



Глава V. Экспериментальное обоснование комплекса подвижных игр I – IV классов.
Показателем эффективности подобранного нами комплекса подвижных игр для учащихся I – IV классов можно считать данные, представленные в таблицах 5, 6. Анализируя эти данные следует отметить, что положительные сдвиги произошли по всем контрольным упражнениям в обеих группах. Так, в упражнении “прыжок в длину с места” увеличение прироста произошло у девочек на 4,2%, у мальчиков на 6% в экспериментальной группе (3А) и в контрольной (3Б) – у девочек и мальчиков на 0,7%. В упражнении “поднимание туловища за 30 сек.” прирост составил: в экспериментальной группе: у девочек – 25%, у мальчиков – 20%; в контрольной группе: у девочек – 5,8%, у мальчиков – 5,3%. Наибольшие сдвиги произошли в упражнении “наклон вперёд сидя”. В экспериментальной группе показатели увеличились у девочек на 21,4%, у мальчиков на 22,2%; в контрольной – у девочек на 6,7%, у мальчиков на 8,3%. В упражнении “бег 30 м.” прирост составил: в экспериментальной группе: у девочек – 7,1%, у мальчиков – 5,6%; в контрольной группе: у девочек – 1,7%, у мальчиков – 1,8%.
Следует заметить, что прирост физической подготовленности по всем контрольным упражнениям в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной, значит комплекс, составленный нами, эффективен.
В ходе эксперимента были выявлены некоторые особенности комплекса подвижных игр I – IV классов:
1. После изучения новой темы, для закрепления проводились игры, в которых дети лучше усваивали эту тему.
2. Игра позволяла увеличить нагрузку на уроки.
Подвижные игры идеально подходят как вариативная часть системы физического воспитания для детей младшего школьного возраста в урочной форме обучения. В едином контексте решаются задачи физического воспитания, заметно повышают интерес к занятиям физическими упражнениями и активным двигательным действиям, заставляют мыслить, принимать решения, способствуют формированию таких важных качеств как внимание, мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, целеустремлённость. Введение комплекса подвижных игр в урочную форму физического воспитания детей школьного возраста, существенно повышает уровень физической подготовленности учащихся.
Таблица 5
Показатели физической подготовленности девочек – участниц эксперимента.


Тесты
Исходные
данные
Итоговые данные
Т прироста (%)



х (3А)
х (3Б)
х (3А)
х (3Б)



1. Прыжок в длину с места (см)
143
143
149
144
4,2
0,7

2. Поднимание туловища за 30 сек.
(количество раз)
16
17
20
18
25
5,8

3. Наклон вперёд сидя (см)
14
15
17
16
21,4
6,7

4. Бег 30 м. (сек.)
5,6
5,7
5,2
5,6
7,1
1,7



Таблица 6
Показатели физической подготовленности мальчиков – участников эксперимента.

Тесты
Исходные
данные
Итоговые данные
Т прироста (%)



х (3А)
х (3Б)
х (3А)
х (3Б)



1. Прыжок в длину с места (см)
151
150
160
151
6,0
0,7

2. Поднимание туловища за 30 сек.
(количество раз)
20
19
24
20
20
5,3

3. Наклон вперёд сидя (см)
9
12
11
13
22,2
8,3

4. Бег 30 м. (сек.)
5,3
5,4
5,0
5,3
5,6
1,8




Глава VI. Обсуждение результатов исследования.
В настоящее время весьма актуальной является проблема нормализация физического развития и физической подготовленности школьников. Особое внимание уделено усилению физкультурной работе среди детей. Важным разделом этой работы является повышение физической подготовленности школьников. Это не случайно. Успешное выполнение учебной программы по физической культуре и сдаче нормативов физической подготовленности невозможны без высокого уровня развития основных двигательных качеств. Тем не менее у большинства школьников их развитие всё ещё продолжает оставаться на низком уровне. Это приводит к тому, что учащиеся школьного возраста не могут овладеть учебной программой и происходит неадекватное физическое развитие. Что отрицательно сказывается на здоровье на всю последующую жизнь. В связи с этим своевременным и закономерным является введение в учебный материал программы по физической культуре ещё большее количество подвижных игр.
Для воспитания внимания и творческой инициативы рекомендуется проводить такие игры как: «Кто подходил», «Дедушка Мазай», «Светофор», «Пустое место» (на лыжах). Для развития двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, гибкость) рекомендуется проводить следующие игры: «Дедушка Мазай» (ловкость, быстрота), «Гуси-лебеди» (ловкость, быстрота), «Передача мячей в колоннах» (гибкость, ловкость), «Через кочки и пенёчки» (сила, прыгучесть), «Волк во рву» (сила, прыгучесть), «Стой» (быстрота), «Не давай мяча водящему» (ловкость), «Быстрый лыжник» (выносливость, быстрота), «Пустое место» (ловкость, быстрота).
Распределять во время урока подвижные игры рекомендуются следующим образом. В основной части урока для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два мороза», «Волк во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увёртыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»). И лучше включать в подготовительную и заключительную части урока. Иногда уроки могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок включают 2 –3 игры, знакомые детям, и 1 – 2 новые.

Выводы.
Подвижная игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка и поэтому рассматривается как одно из главных средств физического воспитания. Увлекательная и эмоциональная игра служит хорошей физической и, что не мало важно, эмоциональной разрядкой на уроках в младших классах. Постоянное проведение игр на свежем воздухе способствует так же закаливанию детского организма.
Повышение уровня физической подготовленности учащихся I – III классов расширяет возможности совершенствования умений и навыков учеников и применение их в дальнейшем обучении двигательным действиям.
В комплекс подвижных игр для учащихся I – III классов вошли такие игры, как «Дедушка Мазай», «Гуси-лебеди», «Через кочки и пенечки», «Волк во рву», «Стой», «Птица без гнезда», «Мостик и кошка», «Гимнастический марафон», «Не давай мяча водящему», «Пионербол», «Передал – садись», «Перестрелка», «Быстрый лыжник», «Пустое место» (на лыжах), «Кто подходил?», «Часовые», «Море волнуется», «Три, тринадцать, тридцать», «Передача мячей в колоннах», «Светофор», «Группа, Смирно!».
В ходе эксперимента общий средний прирост показателей по всем видам тестов составил: в экспериментальной группе: у девочек – 14,4% и у мальчиков – 13,5%, а в контрольной: у девочек – 3,7% и у мальчиков – 4,3%. Наибольший прирост показателей наблюдается в экспериментальной группе: у девочек в упражнении «поднимание туловища за 30 сек.» - 25% и у мальчиков в упражнении «наклон вперёд сидя» - 22,2%, а в контрольной: у девочек в упражнении «наклон вперёд сидя» - 6,7% и у мальчиков в том же упражнении – 8,3%. Наименьший прирост наблюдается в экспериментальной группе: у девочек в упражнении «прыжок в длину с места» - 4,2% и у мальчиков в упражнении «бег 30 м.» - 5,6%, а в контрольной группе: у девочек и у мальчиков в упражнении «прыжок в длину с места» - 0,7%
Список литературы:
1. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М.: Тц «Сфера», 1999.
2. Детские народные подвижные игры. /Составители Кенеман А.В., Осокина Т.И. и др. - М., 1995.
3. Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. – М.: Дом МСП, 1998.
4. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники Соколов Г.В., Куров В.Н.Ярославль: «Академия развития», 1997.
6.Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение, 1979.
7.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2003.
8. Матвеев А.П. Программа по физическому воспитанию для учащихся начальной школы. «Дрофа» 2003г
9. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. Стр. 377-380.
10. Панков В.Л. Подвижные игры: Метод. указания. – М. МГПУ, 1999.
11. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.
12. Программа по физической культуре для учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы. – Ярославль, 1996.
13. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1 – 3 классы). М.: Просвещение, 1986.
14. Развив. игры: быстрее, выше, сильнее. М.И. Логинова – СПб., 1998.
15. Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе.1 – 4 классы. Пособие для учителя физкультуры. М.: «Школьная пресса», 2003.
16. Щербаков В.П. Программа по физкультуре от 3 до 17 лет. Издание 2-е. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998











13PAGE 15


13PAGE 142815




Заголовок 115