Реферат на тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса трех лет


Психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса 3-х лет

















Психолого-педагогическое сопровождение детей
в период кризиса 3 лет
Вот и закончились ночные колики и укачивания на ручках, ребенок научился самостоятельно ходить и ловко попадать ложкой в рот, с ним уже можно поговорить на разные темы и более или менее спокойно посидеть в кафе или проехаться на автобусе. Вчерашний малыш вырос, и, казалось бы, родителям можно перевести дух. Но тут приходит он кризис 3 лет.
Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка это не желание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. К трем годам начинает складываться психическая организация, включающая в себя как естественные, так и первично социализированные функции (произвольное внимание, вербальная память и др.).
Педагоги дошкольных образовательных учреждений в своей профессиональной деятельности нередко сталкиваются с детьми, имеющими нарушения в сфере эмоционально-личностного развития.
На протяжении раннего возраста происходят качественные преобразования в развитии личности ребенка, которые выражаются в изменении отношения к предметному миру, окружающим людям и к самому себе.
К трем годам у ребенка появляются определенные устойчивые желания, часто вступающие в противоречие с мнением или требованиями взрослого. Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в его отношениях со взрослым. Этот период в психологии получил название кризиса 3-х лет.
Возрастные кризисы это особые, относительно непродолжительные по времени возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
Возрастные кризисы имеют важное значение в развитии человека, особенно в период детского развития.
В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
О необходимости психолого-педагогического сопровождения ребёнка рассуждают многие исследователи О.С. Газман, А.В. Гордеева, В.В. Морозов и др. Формирование эффективного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей отмечено как важнейшее в работах Л.В. Загик, Л.К. Пилипенко.
Кризис трёх лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего Я.
Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение его позиции, возрастание самостоятельности и активности требует от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются, инициатива ребёнка не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у него возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (а иногда и со сверстниками).
Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет обусловила тему итоговой работы.
Цель работы: теоретически обосновать психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса 3-х лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Изучить понятие «возрастной кризис».
2. Выделить особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет.
3. Выделить позитивное содержание кризиса трёх лет.
4.Изучить понятие «сопровождение», проблему и актуальность психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет.
1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет

Понятие «возрастной кризис» в психолого-педагогических исследованиях
Л.С. Выготский рассматривал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает неравномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. По мнению Выготского, кризис, или критический период, – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития.
Основными характеристиками кризисных периодов, по Выготскому, можно назвать:
наличие резких изменений в короткие отрезки времени;
неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;
конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;
наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».
Л.С. Выготским был введен термин «возрастные кризисы» и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания.
Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии.
Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу.
Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста.
Поэтому можно сделать вывод, что на стыке двух возрастов такую реакцию дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным, т. е. личностным, новообразованием соответствующего возраста.
Различают субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми.
Объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором проявляются личностные новообразования (он не всегда сопровождается негативным поведением).
Для самих детей этот кризис очень мучителен, связан с множеством задач, которые ребенок в этот период развития должен решать.
Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т. е. рассогласованием рефлексивных моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию. Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана.
Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.
Таким образом, в целом в отечественной психологии основное место занимает взгляд на кризисы как на поведенческий синдром возрастного перехода, включающий болезненную реакцию ребенка на неадекватные педагогические воздействия со стороны взрослого. Исключение составляет позиция Д.Б. Эльконина, в ней кризисы определены как переходы от одной системы к другой (от овладения мотивационно-потребностной сферой к операционально-технической и наоборот). При этом переходы между эпохами названы «большими» кризисами. В этот момент открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи характеризуется как «малый» кризис, он открывает следующий период формирования интеллектуально-познавательных сил ребенка.
По мнению большинства исследователей, кризисный период затрудняет движение и развитие, но при этом открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы человека. Что именно принесет ему кризис, будет зависеть от него самого. При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и как следствие – ущербность новообразования кризиса. Могут развиться и компенсаторные механизмы, деформирующие дальнейшее нормальное развитие в стабильном периоде. В норме критический период может стать актом развития, если в процессе его преодолевается, умирает, исчезает то, что составляло суть докритического периода, и возникнет нечто иное, в частности, взгляд, позиция.
В психологии понятие «кризис» означает острую ситуацию принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент развития. При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого опыта. Кризис является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям.
Понятие «кризиса» в психологии не имеет негативного оттенка, оно обозначает сравнительно короткий, зримый и бурный период, в который происходят качественные изменения в структуре личности (т.е. изменения сознания и личности). Так называемый «кризис» подготовлен длительным и скрытым периодом накопления количественных изменений личности.
Начало кризиса  результат длительного процесса. Ядро кризиса  стремление к самостоятельности, ребенок хочет и может проявлять активность  взрослые это стремление ограничивают. Постепенно разрастается противоречие, которое и запускает кризис.
Кризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии - переход из раннего детства в дошкольное. Этот кризис, так или иначе проявляется у каждого ребенка. Потому что, появление этого кризиса закономерно, оно проистекает из общих законов развития личности и предпосылки к нему возникают еще в раннем возрасте.
Кризис трех лет  это кризис социальных отношений ребенка (отношений его с семьей, другими окружающими). Итак, кризис – это короткий, зримый и бурный период, в который происходят качественные изменения в структуре личности (т.е. изменения сознания и личности).











2. Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет
На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки.
Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства. Он не способен еще к произвольному вниманию.
К трем годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Быстро развивается речь – обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период называется кризисом трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношение с окружающими людьми. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!» Ребенок пытается самоутвердиться.
Столкнувшись с тем, что ребёнок перестаёт беспрекословно слушаться, родители - осознанно или неосознанно - изменяют своё поведение и, вольно или невольно, начинают строить новые отношения с малышом.
Поэтому кризис трёх лет - это период перехода от отношений естественного подчинения к новым отношениям, которые в разных семьях оказываются различными.
Кризис 3-х лет наступает, когда ребенок уже достиг определенного уровня развития личности. Меняется его взгляд на мир, ребенок по-другому начинает общаться с окружающими. В этот момент он учится налаживать контакт с людьми, выбирает приемлемую для себя манеру общения. В то же время он начинает абстрагироваться от окружающих. Ребенок уже способен анализировать свое поведение и поведение других людей, сравнивать их, осознавать установленные в обществе порядки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью психологи подразумевают прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас.
Постепенное увеличение самостоятельных действий ребенка, осознания им собственных сил и возможностей приводит к тому, что ребенок все чаще начинает произносить знакомое каждой маме: «Я сам». И именно эти слова, как правило, и открывают кризис трех лет. Кризисы бывают разными.
Тем не менее, очевидно, что не у всех детей кризис трехлетнего возраста проявляется столь ярко. Кто-то вовсе не обнаруживает в поведении своего ребенка негативных проявлений. У кого-то кризис не наступает совсем, при этом личностное развитие малыша проходит нормально.
Если судить объективно - кризис трех лет – это закономерный и обязательный этап развития, который характеризуется появлением личностных новообразований.
Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном - он может усложниться и затянуться на продолжительное время.
Внутренняя жизнь ребенка в этом возрасте серьезно усложняется:
- с одной стороны он утверждает себя, свои желания, свою личность,
- с другой стороны, появившаяся самооценка диктует необходимость «быть хорошим» для окружающих.
Эти двойственные тенденции приводят к перестраиванию поведения и отношений со значимыми взрослыми.
Но можно вывести некоторые общие черты в поведении детей трехлетнего возраста:
1. Ребенок стремится к получению результата своей деятельности. Неудача уже не приводит к отказу от действий вообще, ребенок продолжает искать решение задачи, поскольку результат становится крайне важен для него.
2. Достигнутый результат ребенок демонстрирует взрослым. Важно положительно оценивать эти результаты, поскольку безразличное или отрицательное отношение к ним, вызывает немалые переживания у малыша. Именно в этот период ребенок не просто демонстрирует достижения взрослым, он начинает активно искать оценки своих достижений.
3. Обострение чувства собственного достоинства в этом возрасте приводит к тому, что Вы можете заметить у ребенка не свойственную ему раньше обидчивость, бахвальство, преувеличение своих достоинств. Словом, именно в это время ребенок начинает видеть и оценивать себя, свою личность сквозь призму своих достижений, причем эти достижения должны быть признаны и оценены по достоинству другими людьми.
Новая система собственного «Я», где ребенок оценивает свою личность через достижения и оценки этих достижений окружающими, и становится результатом кризиса трех лет и знаменует переход в другой этап развития –период дошкольного детства.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда со сверстниками).
Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
При рассмотрении кризиса трех лет нельзя исходить только из теоретической схемы. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трехлетнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста.
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, возникновение негативизма. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые.
Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего–нибудь сделать только потому, что это предложил кто–то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. При реакции негативизма ребенок не делает что–нибудь именно потому, что его об этом попросят.
Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию.
Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо отличать от настойчивости. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо не потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании.
Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством.
И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что–то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.
Ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающим, с которым он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.
Если обобщить фактическую картину симптомов кризиса трех лет, то мы не сможем не согласиться с исследователями, которые утверждают, что кризис, в сущности говоря, протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка.
Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Четвертый год жизни, характеризующийся периодом кризиса 3-х лет, может наслоиться на период адаптации. С приходом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.). Чтобы избежать осложнений в периоде адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Четкая, профессиональная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями залог оптимального течения адаптации детей в ДОУ.
Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс. Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.
3. Позитивное содержание кризиса трёх лет
Кризисы - это не только трудности. Каждый возрастной кризис, несмотря на все сопутствующие ему сложности, потенциально обладает позитивным содержанием, которое очень важно увидеть и которое важно помочь ребёнку реализовать.
Позитивное содержание кризиса трёх лет состоит в том, что малыш учится отстаивать свои желания, давать отпор внешнему давлению и противопоставлять свою волю воле окружающих.
Если этого не происходит - т.е. если ребёнок не проживает «кризиса трёх лет» (например, если родители очень сильно «задавливают» его или если он слишком рано учится уступать) он оказывается беззащитным перед лицом чужой навязчивости, наглости, давления и командования, и тогда впоследствии придётся специально учить его выражать и отстаивать свои желания.
В условиях переживания кризиса чаще всего возникают следующие проявления деятельности детского воображения: ложь при объяснении собственных неуспешных действий; хвастовство несуществующими предметами, действиями, достижениями; появление «воображаемого друга».
В общении с ребенком в этом периоде желательно избегать угроз и применении силы, т.к. их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления таких черт характера как злоба, упрямство, жестокость.
Возраст 3-х лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления.
Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» ( до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет» , «Катя хочет»).
Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними.
Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
Эмоциональное отношение к матери на этой стадии развития характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием агрессивности и потребности в близости. 
В этот период ребенок может совершать разные агрессивные действия в адрес матери, как бы проверяет ее на прочность  любит ли она его или нет. Если мать (или другой взрослый) жестоко подавляют вспышки агрессии, чересчур серьезно реагируют на проявления агрессии, ребенок начинает чувствовать себя брошенным и нелюбимым. Это в свою очередь возобновит вспышки агрессии и создаст ситуации порочного круга.
Для снятия внутреннего напряжения и отвода агрессивных импульсов
в приемлемое русло подойдут игры с водой, песком, камнями, красками,
игры типа «построить и разрушить». Подойдут также все игры связанные
с «легализированной агрессией»  разрывание бумаги, бросание предметов
в мишени, пистолеты, громкие музыкальные инструменты, шуточные «бои»
бумажными шариками.
Навыки контроля своих эмоциональных импульсов особенно будут важны впоследствии при установлении социальных контактов и создании семьи.
В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявляется весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного дети не меняют своих намерений и конечной цели.
Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.
В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, преувеличении собственных успехов.
Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка к предметному миру, другим людям и самому себе.
Главный источник оценки результатов достижений ребенка взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. 
Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого взрослого. Ведь успех (или неуспех) это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого.
Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил  отношение других людей к себе.
Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Итак, к трём годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит своё выражение в кризисе трёх лет.
Становление «Системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития дошкольному детству.
Выводы:
В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.
Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.
Самое главное - удовлетворять потребность ребенка в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме.















3. Понятие «сопровождение», проблема и актуальность психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет
В теории педагогики и педагогической практики последнего десятилетия активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к детям дошкольного возраста.
Понятие «сопровождение» обозначает «действие, сопутствующее какому-либо явлению». Этимологически он происходит от слова «сопровождать», которое имеет несколько содержательных трактовок. Смысл толкования зависит от области применения слова, но обозначает одновременность происходящего явления или действия.
Сопровождение это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятие «сопровождение» следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо.
Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого.
Для решения проблем развития различными авторами выделяются разнообразные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание, сотворчество. Считается, что в совокупности они отражают психолого-педагогическую составляющую сопровождения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.
Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.
Сопровождение в психологии предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей и самим собой. Исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности».
Под психологическим сопровождением также понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи.
Обобщая можно сказать, что в психологическом контексте сопровождение рассматривается как совокупность недирективных методов оказания помощи при формировании качественно новых конструктивных отношений человека, которые основаны, в первую очередь, на принятии самого себя, осознании собственных эмоций и переживаний. Сопровождение изменений внутреннего мира в психологическом контексте становится первичным.
Таким образом, сопровождение в психологии - это:
Во-первых, один из видов целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
Во-вторых, интегративная технология, в основе которой лежит создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и, в результате, эффективного выполнения отдельным человеком своих основных функций;
В-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи; - в-четвертых, метод, обеспечивающий помощь в совершении выбора в различных жизненных ситуациях.
Кризис 3-х лет – это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, завоевание своего социального статуса. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание.
Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становится неуправляемым в период кризиса 3-х лет, поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.
Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в кризисный период актуальна в условиях и дошкольного и семейного воспитания. И требует ее совместного решения, как со стороны педагога- психолога, так и со стороны педагогов и родителей.
Таким образом, реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшение морального климата в образовательном учреждении, повышение эффективности образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка и всего учреждения в целом.
Основная задача сопровождения - создание ситуации развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы. 
Цель психолого-педагогического сопровождения - оказание им помощи и поддержки в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества со взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я».
Таким образом, под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Сопровождение может быть определено, как помощь ребенку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целая система организации помощи ребенку в решении проблем, связанных с его психическим и социальным развитием.
Такое понимание психолого-педагогического сопровождения позволяет утверждать, что в основе педагогического сопровождения лежит реализация потребностей человека в другом человеке, взаимосвязи взрослого и ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение детей позволит организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения и воспитания, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ребенка.
Таким образом, решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения.
Всю систему работы по сопровождению можно разделить на два базовых направления деятельности:
- первое - направление связано с оказанием помощи детям;
- второе – взрослым (педагогам и родителям).
Материалы прилагаются. (Приложения 1,2,3,4)
Выводы: кризис трёх лет включает в себя 7 характеристик: упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания.
Из новообразований кризиса 3-х лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого - ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.
Заключение
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого - ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним более глубокие отношения.
Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением, но то, насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
Если они проявляют доброжелательное внимание к инициативности и достижениям ребенка, не заостряя внимания на негативных проявлениях кризиса, проявляют терпение и понимание, то ребенок достаточно быстро овладевает своим новым «я» и идет по пути дальнейшего развития своих возможностей и способностей. Иногда взрослые, боясь избаловать или пропустить безнаказанным неправильное поведение, упорно стараются сломить сопротивление и обнаруживают, что отстаивание ребенком своих намерений становится лишь более стойким и изощренным. При чрезмерном ограничении самостоятельности ребенка, пренебрежении к его достижениям капризность, раздражительность и гневливость ребенка, бессмысленное противостояние взрослым усиливаются и закрепляются, приобретая характер истерик.
За правильный выход ребёнка из кризиса несут близкие взрослые, так как за воспитание детей несут ответственность родители. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребёнка с окружающими людьми. Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений с ребенком, но и показать возможности ее решения.
«Период «упрямого» кризиса - серьезное испытание для родителей, педагогов и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время - залог будущих отношений ребенка с миром и фундамент для них взрослые закладывают сами».