Конспект занятия: «Давай поиграем!» (Адаптационный период у детей дошкольного возраста)


Конспект занятия: «Давай поиграем!»
(Адаптационный период у детей дошкольного возраста)

Задачи:
налаживание отношений психолога с группой и детей между собой в период адаптации;
развитие произвольности и самоконтроля;
развитие внимания и воображения;
снятие психоэмоционального напряжения;
развитие эмоционально- выразительных движений.
Материалы к занятию: мяч средних размеров.
1.Подвижные упражнения
1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики:
« Ту-ту-у-у-у».
2. Останавливаются, встают в круг.
3. « Заводят будильник» – сжимают ладонь в кулачок, выполняют
круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
4. «Будильник зазвонил»: « З-з-з». Мы его остановим - дети слегка ударяют ладошкой по голове.
5. « Лепят личико»- проводят руками по краю лица.
6. «Лепят волосики»- нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.
8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Марают глазами.
9. «Лепят носики»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
10. «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. «Лепят подбородок.
12. «Рисуют носиком солнышко»- крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: « Жжик-жжик-жжик».
13. Произносят хором: « Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.
2.Упражнение «Прогулка в лесу».
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по ,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.
3.Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник».
Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать « камнями», а другим - « путниками».
Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из « путников» садится, опирается спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.
4.Игра «Будь внимателен!».
Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно.
5.Упрожнение « Передай движение».
Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др.
6. Упражнение «Слушаем и выполняем».
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно на 0,5 м. Звучит маршевая музыка, дети маршируют под музыку. В ходе марширования психолог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команда движений
«Зайчики!» -Дети прыгают, имитируя движения зайца.
«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.
«Раки!» - Дети пятятся как раки (спиной).
«Птицы!» - Дети бегают, раскинув руки.
«Аисты!» - Стоят на одной ноге.
«Лягушки!»- Присесть и скакать вприсядку.
«Собачки!»- Дети сгибают руки («собака служит») и лают
«Курочки!» - Дети ходят «ищут зерна» и произносят «ко-ко-ко».
«Коровки!» - Дети встают на руки и ноги и мычат «му-у-у».
7.Упражнение «Кто сильнее кричит?».
Детям предлагается просто покричать. Это можно делать, прыгая, бегая, под музыку или без нее. Все будет зависеть от желания детей.
8.Релаксация.
Дети ложатся на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны.
Психолог обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы не заснете по – настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептаться не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать! Внимание…. Наступает «Волшебный сон»…
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(2раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают,…засыпают…(2раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2раза)
Дышится легко…ровно…глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…(2раза)
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но несколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2раза)
Нам понятно, что такое…
Состояние покоя…(2раза)»
Долгая пауза (до конца медленной музыки).
Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами.
Психолог обращается к детям:
«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Глазки открываем
Новый день мы начинаем.
Список литературы:
1. Анцупова Г. Л. Давай поиграем! Организация и проведение игровых занятий с детьми. – Ростов-на- Дону: «Феникс»,2000.
2. Ильина Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: «Питер», 2001
3. Семенака С, Социально -психологическая адаптация ребенка в обществе- Москва, 2006г.
Автор - Ковырзина Анжелика Владимировна, педагог – психолог первой квалификационной категории , Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Снегурочка» г. Салехард, Ямало - Ненецкий автономный округ