Конспект урока Поэтика прозы любви Н.А. Некрасова

Конспект урока по литературе в 9 классе
«Поэтика прозы любви Н.А. Некрасова»

Цели и задачи:
углубить представление ребят об основных особенностях лирической поэзии;
показать, что поэзия – «сгусток» человеческого чувства, отражение самых сильных и сокровенных переживаний;
формировать культуру восприятия лирического стиха, учить понимать язык поэзии;
определить роль А.Я. Панаевой в судьбе и творчестве Н.А. Некрасова, характерные черты некрасовской «поэзии сердца», что нового внесено в русскую литературу.
Оформление и ТСО: портрет Н.А. Некрасова, А. Я. Панаевой, на доске – наброски рисунков, изображающих двух влюблённых, свечи, перо. Музыка, преимущественно, прелюдии С.В. Рахманинова, фрагмент 40-й симфонии Моцарта. Музыка создаёт необходимый эмоциональный настрой, является фоном, на котором ведётся рассказ, часто становится тише и затем смолкает. На стеллаже выставка книг Некрасовой и Панаевой разных лет издания.
Перед уроком обучающимся даны индивидуальные творческие задания: найти материал по теме, выбрать самое ценное из дневниковых записей и произведений, выучить наизусть, подготовить выразительное чтение. Основу урока составляет тщательно разработанный монтаж литературных произведений, эмоциональный комментарий и анализ дневниковых записей.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Слово учителя. Поэзии подвластно если не всё, то многое. Нет таких тем, которых она не затрагивала бы. В стихах могут быть выражены разные чувства: и радость, и гнев, и политический призыв, и философское раздумье, и восхищение природой, красотой человека, и, конечно, нежность и трепетность человеческого чувства. Но какой же силой чувств должен обладать поэт, какую огромную работу должна совершить его душа, чтобы передать эти чувства читателю! Тема любви - одна из вечных тем поэзии. И сколько блистательных стихотворений, поражающих силой и сокровенностью человеческого чувства, обогащающих душу, делающих сложнее, точнее и глубже переживания, дала русская лирика! Наверное, нет такого состояния души – от робкого первого чувства ( А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно») до расставания (А. С. Пушкин «Я вас любил»), которое не было бы выражено в стихах. Каждый человек проходит по жизни по-своему, заново открывая для себя и смысл её, и вечные проблемы, и разные оттенки чувства. Путь этот индивидуален и сложен для каждого. И как нужно, чтобы кто-то помог разобраться в сумятице чувств особенно тогда, когда они переполняют душу и страшным, невозможным кажется малейшее прикосновение к ней даже самых близких людей. Роль литературы в том и заключается, что она воспитывает умение чувствовать. Герои произведений пережили всё то, что испытывает или может испытывать человек в разные минуты своей жизни, и следование за ними, сопереживание им даёт крупинки человеческой мудрости, утончает чувства. Как много могут сделать предельно искренние поэтические строки»в минуту душевной тревоги»! Конечно, нелепо ждать от стихотворений «руководства к действию» или готового рецепта, как поступить в том или ином случае. (Много значит уровень развития обучающихся. Возможно, что многое они смогут сказать сами, но мысль и примеры должны быть связаны главным – роль поэзии), но разве, например, пушкинские строки «Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим», придя на память в трудную минуту, не способны всколыхнуть и смягчить душу, отозвавшись великодушием и благородством? Или в ту же трудную минуту вспомнить некрасовское: «После ссоры так полно, так нежно//Возвращенье любви и участья»
Первый ученик: Этот отрывок из стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» помещён в сборнике Н.А. Некрасова 1856 года, где особый цикл посвящён писательнице Авдотье Яковлевне Панаевой.
Второй ученик: Это своеобразный лирический дневник, поэтическая исповедь любящего сердца. Высоко оценивая сборник 1856 года, Чернышевский писал, особенно восторженно отзываясь о любовной лирике: «Поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли Стихотворение «Когда из мрака заблужденья», «Давно отвергнутый тобою», «Ахты, страсть роковая, бесплодная» и т.п. буквально заставляют меня рыдать» Во многом своими стихами Некрасов предопределил образы и картины Блока, Достоевского. Интересно в этом ключе рассмотреть стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной». Написанное Некрасовым в 1847 году.
Третий ученик: (звучит прелюдия до диез минор С.В. Рахманинова; читается стихотворение), продолжает 2-ой ученик: после выхода этого стихотворения Чернышевский заявил: Россия приобретает великого поэта». А в ноябре 1847 года И.С.Тургенев писал В.Г.Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу это удивительное произведение»
Учитель: Давайте вернёмся к стихотворению и узнаем подробнее о главной героине стихотворения.
Первый ученик: Авдотья Яковлевна Панаева родилась в Петербурге 31 июля 1820 года, с самого раннего детства и до последних дней судьба обращалась с ней жестоко. Много страдала она от тяжёлого деспотического характера родителей, особенно матери. В доме была невыносимая обстановка: картёжница, деспотичная мать и заядлый игрок на бильярде, жестокий, взбалмошный отец.
Ученица (читает): «Меня никто не ласкал, а потому я была очень чувствительна к ласкам»
Ученик (продолжает): Жизнь в родительском доме была для неё мукой, и поэтому, не достигнув и 19 лет, она выходит замуж.
По свидетельствам современников, Авдотья Яковлевна была необыкновенно хороша собой. «Красавица, каких не очень много», - писал о ней Чернышевский. «она не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка,» - подчёркивал А. Фет Грановский сообщал жене: «Сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной». Герцен рассказывал: «Она и добра до невозможности» Но Панаева была ещё и талантливой писательницей, многие из своих повестей она печатала в «Современнике». Заметки и статьи о её творчестве печатались в журналах «Отечественные записки», «Москвитянин», «Библиотека для чтения».
Второй ученик: в начале 40-х годов с Панаевой познакомился Некрасов. Авдотья Яковлевна произвела на молодого литератора большое впечатление, и он долго и упорно добивался её любви. Но она отвергала его. По словам Чернышевского, «не решалась бросить мужа». К мужу она относилась терпимо, многое прощала ему, надеясь, что он одумается и изменит свой образ жизни, заключающийся в кутежах и ухаживанием за женщинами. К сожалению, этого не случилось. Николая Алексеевича не покидала надежда покорить сердце этой женщины: «Как долго ты была сурова, // Как ты хотела верить мне, //И как и верила, и колебалась снова, // И как поверила вполне!//(Счастливый день! Его я отмечаю//В семье обыкновенных дней; // С него я жизнь свою считаю, // И праздную его в душе моей!) – писал Некрасов в стихотворении «Да, наша жизнь текла мятежно». Отношения Некрасова и Панаевой не были узаконены церковным браком, так как получить развод было почти невозможно. Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова в самом высоком и лучшем смысле слова. Однако толки и сплетни не прекращались долго.
Третий ученик: Панаева постоянно помогала Некрасову в работе над журналом. Так, в1848 году, когда цензура изъяла многие материалы, предназначенные для очередного номера «Современника», пришлось снова засесть за работу. Вместе они написали роман «Три стороны света». Роман вызвал много споров, до тех пор произведений, написанных двумя авторами, почти не было. А. Я Панаева тогда творила под псевдонимом Н. Станицкий. Несмотря на самые разнообразные отзывы, роман пользовался успехом и выдержал несколько изданий. Вместе создан и роман «Мёртвое озеро». Не выдержав напряжённого труда, Некрасов тяжело заболел. Стал составлять завещание. В нём в первую очередь позаботился о только родившемся сыне. Но сын вскоре умер. Известно, что этот период обстоятельства личной и общественной жизни Некрасова были достаточно сложными, а болезнь настолько обострилась, что это сильно отразилось на его и без того нелёгком характере. Под влиянием этого и размолвок с Авдотьей Яковлевной Николай Алексеевич написал: «Тяжёлый год сломил меня недуг, // Беда застигла, - счастье изменило, - И не щадит меня ни враг, ни друг, И даже ты не пощадила!...»
Третий ученик: Во время одной из размолвок Панаева сожгла все свои письма к Некрасову. Письма Николая Алексеевича к Авдотье Яковлевне, по-видимому, тоже были уничтожены (сохранилось только несколько): «Плачь, горько плачь!//Их не напишешь вновь,//Хоть написать , смеясь, ты обещала//Нет: та рука со злобой их сожгла, //Которая с любовью их писала!»
К болезни Некрасова, которую Панаева мучительно переживала, прибавилась смерть сына. Это был уже третий ребёнок, которого потеряла Авдотья Яковлевна.
Ученица: « Жизнь не может мне более принести радостей- горько сетовала она. – Потеря моего сына меня слегка свихнула с ума – я считаю себя умершей для жизни и горюю за своё печальное одиночество»
Первый ученик: Весной 1856г. Панаева заболела и уехала лечиться за границу.10 августа того же года Николай Алексеевич, вверив дела в «Современнике» Чернышевскому, уезжает за границу. Некрасов встретился с Панаевой в Вене, затем они приехали в Италию. 28 июня 1857г. Николай Алексеевич с Авдотьей Яковлевной вернулись в Россию. Впоследствии Некрасов с глубоким чувством отзывался о ней: «Вспоминаю очи ясные// Дальней странницы моей,// Повторяю стансы страстные, // Что сложил когда-то ей.// Я зову её, желанную:// Улетим с тобою вновь// В ту страну обетованную,// Где венчала нас любовь!»
Ученица: В этот период Некрасов был уже общепризнанным известным поэтом и обеспеченным человеком. «Конечно, многие завидовали Некрасову- вспоминала Панаева.- Но если бы кто-нибудь как он по двое суток лежал у себя в кабинете в страшной хандре, твердя в нервном раздражении, что ему всё опротивело в жизни, а главное, - он сам себе противен, то, конечно, не завидовал бы ему»
Отношения продолжались быть сложными, а их совместная жизнь – нелёгкой: «Мы разошлись на полпути,//Мы разлучились до разлуки // И думали: не будет муки// В последнем роковом прости,// Но даже плакать нету силы.// Пиши – прошу я одного// Мне эти письма будут милы - // С могилы сердца моего!» В его «мрачном настроении». Как вспоминает мемуаристка, есть доля её вины. Летом 860года Некрасов писал Добролюбову: «Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – всё этой женщине отдал, всё она взяла, не поняв, что таких вещей даром не берут, - вот теперь и чёрт знает, к чему всё пришло».
Второй ученик: После смерти Панаева в 1862 году, Авдотья Яковлевна вышла замуж за литератора А.Ф. Головачёва. Она родила дочь. Исполнилась мечта – иметь ребёнка и жить тихой семейной жизнью. Но муж умер, и она осталась одна с дочерью. Облик этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благодарной памяти поэта: «Всё, чем мы в жизни дорожили,//Что было лучшего у нас, - //Мы на один алтарь сложили, - //И этот пламень не угас!//Безумец! Для чего тревожишь// Ты сердце бедное своё?//Простить не можешь ты её- //И не любить её не можешь!..»
Авдотья Яковлевна умерла 30 марта 1893 года в бедности(прожив на 16 лет больше, чем Некрасов)
Не раз вспоминал Николай Алексеевич ссоры, размолвки, дни счастливой жизни, полные «любви и участья» и писал: «мы с тобой бестолковые люди://Что минута, то вспышка готова!//Облегченье взволнованной груди - //Неразумное, резкое слово» Подумаем над этим, над смыслом стихотворения (обучающиеся анализируют стихотворение по плану, высказывают свои впечатления).
Учитель: Обобщим сказанное и сделаем вывод. Вы ведь наверняка поняли, что это было бы неверно в ряду гражданских стихов рассматривать любовную лирику Некрасова рассматривать только как дань, которую поэт отдал традиционной вечной теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство.
Некрасов шёл здесь новым и непростым путём. Так появляется сложный характер женщины самостоятельной; впервые появляется «МЫ». – которое несёт в себе двух разных людей, личностей. Их любовная история не очищается от бытового социального контекста, от мира, в котором развёртывается. (У Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - душевное переживание, у А.К. Толстого «Средь шумного бала случайно»). У Некрасова не отвергается душевное состояние от реального, и так появляется в его поэзии «проза любви». Эта область противоречивых чувств потребовала новых форм для своего выражения – создаётся нечто вроде психологического лирического романа. Но нужно также сказать, что Некрасов не только прозаировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу. (Запись в тетрадь). Общее свойство некрасовской поэзии – единство интимного и социального. Счастье, свобода, доверие, нежность – всё взаимосвязано. Некрасов открывает новые связи мира человеческой души с бесконечным миром действительности.

Используемая литература.
Н.Некрасов. Стихотворения и поэмы. М., «Х.Л», 80г.
Н.Некрасов. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М., изд.: «Правда», 90г.
Н.К. Некрасов. Сейте разумное:Очерки о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. м.: «Советская Россия», 1989г.
Лекции по русской литературе 2/3 19 века М.Г. Матлина
Учебник литературы для девятого класса под редакцией Г.И. Беленького. М., Мнемозина, 2011