Тема урока внеклассного чтения: «Стихи уральских поэтов про животных».


Урок в 3 классе МКСКОУ, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Тема урока внеклассного чтения: «Стихи уральских поэтов про животных».
Константинова Т.А. учитель начальных классов.
Раздел: начальная школа.
Цели :- Познакомить детей со стихотворениями уральских поэтов про животных.
- Способствовать расширению читательских интересов.
- Прививать интерес и любовь к чтению и к природе южного Урала.
- Коррекция эмоционального восприятия.
Ход урока.
Организационный момент.
-Какое сегодня число, месяц, время года?
-Ребята, посмотрите на доску и выберите себе облачко одно из двух по настроению, а в конце урока мы посмотрим останется оно у вас или нет.
2.Речевая гимнастика.
Любите родную природу-
Зверей, моря и леса.
Ведь это же наша с тобою
На веки родная земля.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
( Слайд №1 –Природа)
Актуализация знаний учащихся.
–Какая бывает природа? (живая, неживая)
- Кто относится к живой природе?(люди, животные, птицы)
-Как нужно относится к природе?(бережно, с любовью)
3. Работа по теме урока.
- В каком городе мы живём, в какой области, крае?
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книги».
М.В.Ломоносов
Полюбоваться уральскими осенними пейзажами можно на картинах и фотографиях.
В нашей библиотеке есть книги с рассказами уральских авторов о природе, родном крае, о временах года, о животных.
Загадка:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (ёж)
(Слайд №2 –Ёжик).
Чтение учителем стихотворения Т. Лавровой.
Он такой со всех сторон колючий,
Что на нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся. Это ……(ёжик)
-Кто главный герой стихотворения?
-Ёжик это домашнее или дикое животное? Почему?
- А что вы знаете про ёжика?( Где живёт, чем питается, как зимует?)
-Кто догадался о ком мы будем читать и говорить на уроке?
-А ёще ребята ежиков нельзя брать из леса домой:
Они могут привыкнуть к пище человека и потом не смогут еду добывать в лесу себе самостоятельно,
Ёжики –это ночные жители, поэтому ночью в доме от их ножек разноситься шуми, так они мешают всем спать.
Несмотря на то, что этот небольшой зверек вызывает неизменное чувство умиления, он не настолько безобидный, как кажется. Иголки защищают его от нападения других животных. Питается он большей частью мышами и змеями, а на зиму запасает различные ягоды, фрукты и грибы. Ежики очень любят молоко. Эти животные помогают человеку, отпугивая мышей и змей. Но в качестве домашних животных содержат их крайне редко.
Физминутка.
-Ёжик, ёжик-«Где ты был?»
-«По грибочки в лес ходил!»
Раз грибочек, два грибочек,
Вот и полный кузовочек.
Кроме Т. Лавровой, Н.И. Сладкова, Мамина- Сибиряка о животных и о природе родного края писала наша уральская писательница Лидия Александровна Преображенская.
( Из биографии Л.А.Преображенской (27 марта1908г. – 08 мая 1990г.) День рождения Лидия Александровна всегда отмечала во время Недели детской книги. Она была первой детской поэтессой Южного Урала. Родилась она в старом уральском городе Кунгуре. Город сапожников славился своей добротной обувью и мастерами которые её делали.
В семье Лида была единственным ребёнком. Многому её научила бабушка. И от бабушки Лида получила первую книгу с карандашами - сказки А.С. Пушкина с прекрасными иллюстрациями И.Я .Билибина. Лида в 1920 году поступила и закончила в Кунгуре художественную школу, здесь же написала свои первые стихи, сказки и рассказы, но не кому их не решилась показать. В 1927 годуокончила техникум и стала учителем начальных классов. А в 1930 году в газете «Прииртышская правда» первый рассказ «Бйкот». 1938 году вся семья Л.А. Преображенской переезжает в город Челябинск. В разгар войны Лидия Александровна Преображенская
работала заведующей центральной детской библиотекой и на областном радио, в доме художественного воспитания детей. В конце 1941 года книгу «Коля на ёлке» напечатали на обрезках газетной бумаге, маленькой, размером с ладошку («Мама- герой», «Сказка о плюшевом медвежонке»,)- это были книжки -малышки. Всего издано около 20 книг поэтессы. Лучшие произведения Лидия Александровна Преображенской собраны в сборник «Стихи. Сказки. Загадки» который вышел к 60 летию Лидии Александровны.
Особенно крепкой была дружба Лидии Александровны Преображенской с Коркинским детским домом детей-сирот, эвакуированных из Ленинграда. Её книга рассказов об этих детях и их воспитателях не была опубликована. Появились в газетах только отрывки.
После ухода из жизни писательницы её книги не переиздавались и практически не сохранились так как печатались на плохой бумаге. К 100летию со дня рождения Лидии Александровны Преображенской готовился к изданию сборник её произведений и её учеников..Физминутка для глаз.
- Назовите животных.
(Заяц, волк, медведь, лиса.)
-Где живут эти животные?
Чтение стихотворения учителем «Ёжик.» Хоровое чтение.
-Зачем ёжик носил в норку жёлтые листья?
- Какая у него получилась постелька на зиму?
- Как зимует ёжик зимой в лесу? Найдите и прочитайте строчки, где ёжик спит всю зиму.
-С каким настроением просыпается ёжик после зимы? Прочитайте.
Чтение по одному, цепочкой.
Чтение по ролям.
4. Закрепление изученного.
Чтение стихотворения детьми.
-А каких зверей зимующих на южном Урале вы знаете? (медведи, лисы, волки, лоси, белки, зайцы).
-На Южном Урале есть Ильменский заповедник, охотничьи хозяйства, в которых лесники зимой подкармливают зверей (делают стожки с сеном, рассыпают для лосей соль). Ещё лесники следят за отстрелом зверей и за незаконной вырубкой лесов.
Игра «Путаница».
Вот сосульки (иголки) и булавки выползают из- под лавки.
На меня они глядят, (молока они хотят) и тортика хотят.
-Угадайте, что я перепутала в стихотворении?
5. Итог урока.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Чем оно понравилось?
-Какое оно у вас вызвало настроение? Почему?
-Какое вы выбираете облачко.
-Спасибо вам за хорошую работу.