Мастер-класс. Презентация педагогического опыта. Тема: Горизонтальный пластический балет как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки у дошкольников.


Мастер - класс
Презентация педагогического опыта
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как часто мы слышим и произносим это слово, а что же оно означает? (ответы коллег)
Верно, произнося это слово, мы желаем, прежде всего, здоровья.
Давайте поприветствуем друг друга. (здороваются)
Наша встреча сегодня посвящена именно здоровью. А точнее здоровью дошкольников, ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы здоровья человека.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья является стратегической задачей государства.
Проведенный мною анализ методической и медицинской литературы показал, что ключевой проблемой педагогики и педиатрии является проблема нарушений ОДА у дошкольников. И, несмотря на то, что подробно изучены механизмы воздействия физических упражнений на формирование осанки, обоснована их дозировка, определены методы работы, подробно описаны средства профилактики и коррекции нарушений, медики констатируют увеличение количества детей с нарушением ОДА.
Анализ данных, проведенного в нашем ДОУ медицинского исследования показал, что 25 – 35% детей трех летнего возраста уже имеют нарушения ОДА. Таким образом, передо мной встала задача организации оптимального двигательного режима и поиска эффективных методик профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников.
Изучив и проанализировав несколько методик, способствующих укреплению мышечного корсета, я определила наиболее эффективную – «Горизонтальный пластический балет» Н.Н. Ефименко.
В авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Н. Ефименко представлено новое видение организации процесса физического развития. Автор предлагает использовать другую структуру деятельности, обусловленную физиологически. По его мнению, деятельность должна начинаться с позы, лежа на спине, с постепенным переходом в более сложные двигательные режимы: сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, прыжковый и беговой.
Методика Н.Н. Ефименко направлена на решение множества задач физического развития, основными из которых являются:
Формирование оптимального мышечного корсета
Развитие психофизических возможностей обучающихся
Особенность методики поясняет слово «горизонтальный». Оно означает, что позы в начале программы балета горизонтальны. Исходной стартовой позой является поза – лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, тело расслаблено.
Это дает возможность детям разгрузить позвоночный столб, расслабиться. Такое «лечение положением» является эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение. А систематическое использование методики закрепляет навык правильной осанки. Завершающей позой программы является поза, стоя на коленях, спина выпрямлена, руки подняты вверх.
Слово «пластический» отражает характер движений. Все движения, преимущественно вначале программы плавные, мягкие, пластичные. Из программы удалены резкие, инерционные движения, особенно в позвоночном столбе.
Слово «балет» подчеркивает, что все физические упражнения выполняются под соответствующую музыку. Это обязательно должна быть инструментальная музыка, в конце заканчивающаяся мажорным аккордом.
Движения в балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики.
Представление системы внедрения методики Н.Н. Ефименко
в образовательный процесс ДОУ
На основе методики Н.Н. Ефименко, мною разработаны 6 авторских программ горизонтального пластического балета. В основе каждой программы лежат определенные образы: цветы, морские жители, звезды, птицы. Смена программ происходит по мере освоения предыдущей. Упрощенные комплексы упражнений применяются как гимнастика пробуждения после дневного сна, что дает возможность детям плавно перейти из состояния сна в состояние бодрствования, при этом тренируя мышечный корсет. Программы горизонтального пластического балета включены в планирование работы по физическому развитию и используются вместо комплексов общеразвивающих упражнений.
Целевые ориентиры работы по профилактике и коррекции нарушений осанки представлены:
Создание благоприятных условий для увеличения подвижности позвоночника
Формирование оптимальной осанки и свода стопы
Выравнивание тонуса половинок тела
Нормализация трофических процессов
Выработка общей и силовой выносливости мышц туловища
Повышение уровня физической работоспособности
Систематическое закрепление навыка правильной осанки
Для достижения целевых ориентиров мною определена технология использования программ горизонтального пластического балета, и она включает в себя три этапа:
Первый этап – это знакомство детей с предлагаемой программой. Здесь наиболее важным является наглядный метод. Его цель – создание зрительного, слухового и мышечного представления о программе.
При знакомстве с программой горизонтального пластического балета использую различные приемы: показ иллюстраций, видеозаписи, составление схем упражнений, показ программы.
Для прохождения данного этапа, по мере необходимости, вовлекаю в работу воспитателя и музыкального руководителя. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку, которая впоследствии будет использована в программе. Выяснит, понравилась ли она детям, какие эмоции и ассоциации она вызывает. Воспитатель помогает создать зрительное представление о программе.
Второй этап – разучивание программы. Его цель – обращение к сознанию детей, помощь в осмыслении поставленной двигательной задачи. При разучивании программ горизонтального пластического балета использую различные методы обучения:
Словесные (объяснение, инструктирование, дидактический рассказ, указания, команды)
Наглядные (направленного прочувствования двигательного действия, показ упражнений)Специфические (метод целостно конструктивного упражнения) Используя дидактический рассказ, создаю образ программы, например утро, птицы и. т. д.; затем объясняю, как использовать наглядность, например схемы упражнений; инструктирую детей при выполнении упражнений; даю указания и подаю команды для выполнения упражнений в едином темпе и ритме. Использование наглядных методов приводит к быстрому освоению детьми двигательных действий. На данном этапе дети могут сами придумывать и предлагать упражнения, проявляя творческие способности.
Третий этап – заключительный. Это отработка движений, передача художественного образа, синхронизация движений. Соблюдение этапов в разучивании программ обеспечивает их эффективность.
Результативность
С целью выявления влияния горизонтального пластического балета на прирост показателей развития мышечного корсета у старших дошкольников мною проведено исследование (использованы стандартные тесты С.Н. Попова)
Таблица
Прирост показателей развития мышечного корсета у детей 5 – 7 лет(%)
Тесты
Группы
Статическая силовая выносливость мышц спины Динамическая выносливость мышц брюшного пресса Сила мышц рук Сила мышц ног
Контрольные группы 25,2% 30,4% 27,7% 27%
Исследуемые группы 39,3% 37,9% 33,9% 38,2%
Прирост показателей 14% 7,5% 6,2% 11,2%
Анализ результатов наглядно демонстрирует, что в исследуемых группах (в которых внедрялась данная методика) прирост показателей выше и в среднем он составил 10%. Это дает основание полагать, что внедрение в образовательный процесс данной методики является эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки у старших дошкольников.
Спасибо за внимание, готова выслушать ваши вопросы.
Имитационная игра
Цель игры: создание зрительного и мышечного представления о программе «Звездочет».
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам имитационную игру «Звездочет».
Перед вами лежат схемы упражнений, используемых в горизонтальном пластическом балете. Возьмите каждый по одной схеме, охарактеризуйте упражнение и продемонстрируйте. Пригласите коллег повторить его всем вместе.
Моделирование
Самостоятельная работа по разработке собственной программы горизонтального пластического балета - «Звездочет».
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам разделиться на 2 подгруппы и составить свою программу «Горизонтального пластического балета», используя схемы. Разместите схемы по порядку, как вы считаете целесообразно, используя основы методики Н.Н. Ефименко. Выполните программу под музыку.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Пришло время подвести итог. Я прошу выразить свои впечатления о мастер - классе.
-32385-1270
Плюсы 16510-161290Минусы -13335-1270
Интересно
Считаю методику инновационной, технологичной, эффективной
Не считаю методику инновационной, технологичной, эффективной
Изучу методологические основы методики и буду использовать в образовательной деятельности с детьми